Медиация как способ урегулирования споров с участием предпринимателей.




Вот уже несколько лет в России развивается такой экзотический способ разрешения коммерческих споров, как медиация. Появился законопроект, посвященный медиации; этот вопрос активно обсуждается ведущими юристами, бизнесменами, чиновниками; растет число практикующих медиаторов. Многие юристы уверены, что использование медиации при разрешении споров принесет большую пользу их компании. Медиация - это добровольная, не имеющая обязательной силы конфиденциальная процедура, в ходе которой стороны конфликта добровольно, с помощью нейтрального третьего лица пытаются найти те точки соприкосновения, которые позволят им найти решение и урегулировать конфликт. Нейтральное третье лицо - медиатор - не является ни судьей, ни арбитром и, что самое важное, не принимает решений (это отличительная особенность медиации, например, от третейского суда). Решение об урегулировании разногласий принимают сами стороны, задача медиатора - лишь помочь им найти взаимовыгодное решение. По статистике, большинство мировых примирительных процедур (более 80% споров) с участием медиатора (посредника) разрешается заключением соглашения об урегулировании спора. К сожалению, иногда менеджмент компаний не понимает того, как именно и почему процедура медиации работает эффективно и чем она выгодна. Они убеждены, что передача спора на рассмотрение в суд или арбитраж является чуть ли не единственным эффективным выходом в случае неудачных переговоров. На самом деле неудача не равнозначна неудаче в досудебном мирном урегулировании спора, если попробовать иные методы. Сторона на переговорах не всегда имеет возможность отойти от своей позиции и попытаться увязать свои интересы с интересами оппонента, иногда у переговорщиков просто нет для этого надлежащих полномочий. А вот третье, нейтральное лицо - медиатор - не работает с позициями сторон, а исследует их реальные интересы, на основе которых и может сформироваться взаимоприемлемое решение.

Если детально проанализировать финансовые и временные затраты на ведение судебных или арбитражных разбирательств и сравнить по таким критериям судебный метод разрешения спора (в том числе путем достижения мирового соглашения), с одной стороны, и медиацию - с другой, то можно обнаружить, что эффективность медиации выше. Во-первых, она занимает меньше времени, чем судебный процесс, вступление решения в законную силу, исполнительное производство. Даже если забыть, что юридические войны - это, как правило, не один иск, причем порой в различных судах (как российских, так и иностранных), понятно, что с помощью эффективно проведенных переговоров можно быстрее добиться лучшего результата, чем тот, которого взыскатель добьется по исполнительному листу. Во-вторых, затраты на юридическое сопровождение судебного процесса несоизмеримо выше, чем гонорар медиатора. В-третьих, если из зала суда по окончании судебного процесса уходят порой непримиримые враги, то в ходе медиации удается сохранять партнерские отношения, стороны продолжают сотрудничество. Для России медиация пока остается экзотикой, поэтому и инфраструктура, необходимая для того, чтобы стороны чаще прибегали к медиации, не развита. Не хватает достаточного числа опытных и квалифицированных медиаторов. Кроме того, отсутствуют законодательные механизмы защиты участников процедуры медиации, в том числе защита от необходимости давать показания в суде по конфиденциальным вопросам, касающимся процедуры медиации, а также механизмы принудительного исполнения соглашений, заключенных в процессе или по результатам процедуры медиации.Общие принципы медиации.Руководители, которым удалось лично столкнуться с процедурой медиации на практике, знают, что она в корне отличается от арбитража, третейского суда или традиционных согласительных процедур в суде либо в арбитраже. Повторимся, в процессе медиации решение принимают сами стороны, а не судья или арбитр, поэтому стороны не теряют контроль над ситуацией. Однако в связи с тем, что медиация - это не некий шаблон, поточный продукт, а индивидуальная работа, невозможно частный опыт медиации по конкретному случаю считать в полной мере общеприменимым. Тот опыт, который приобрели участники одной процедуры медиации, неприменим к другому случаю - даже, возможно, с теми же участниками. Вместе с тем существуют некоторые общие подходы, позволяющие добиться успеха в медиации. Именно поэтому с помощью тренингов с использованием ролевых игр можно обрести понимание и минимальные навыки эффективного применения медиации. Посредничество (медиация) может быть применимо в очень многих случаях, однако далеко не во всех. Медиацию целесообразно использовать, например, если:
- контрагентом по сделке и стороной конфликта являются добросовестные компании, дорожащие своими отношениями, своей репутацией, настроенные на диалог и продолжение сотрудничества;
- нет серьезных оснований считать, что другая сторона является компанией, использующей любые сомнительные средства для достижения своей цели;
- нет иных серьезных оснований считать медиацию неприемлемой для разрешения конкретного спора;
- нет серьезной необходимости создавать юридические прецеденты и добиваться вынесения судебных решений против компании-контрагента.

В тех случаях, когда отсутствуют причины, препятствующие использованию медиации, представляется, что компании должны попытаться использовать медиацию независимо от силы юридической позиции по спору:
- предложить другой стороне по спору разрешить его с помощью посредника, приемлемого для обеих сторон, на условиях совместного разделения затрат, понесенных на проведение процедуры медиации;
- сделать все возможное для того, чтобы убедить другую сторону принять это предложение;
- заключить соответствующее соглашение.
Важным коммуникативным сигналом для деловых партнеров о том, что у компании честные намерения, что она настроена на долгосрочное сотрудничество, является тот факт, что, например, компания включает медиацию в корпоративную политику в сфере урегулирования конфликтов с постоянными контрагентами, клиентами, заказчиками, подрядчиками, покупателями, поставщиками или оговорку о медиации в заключаемые договоры.Существуют две основные точки зрения на то, как должна развиваться технология медиация. Сторонники одной из них считают, что для проведения медиации необходимы специальные рыночные институты - центры медиации, создаваемые в каждом крупном регионе. Тем самым фактически предлагается отделить собственно юридическую практику от практики медиации.Согласно другой концепции, медиация - процесс добровольный, любая форма принуждения, в том числе навязывание ограниченного круга медиаторов, может свести на нет любые попытки примирения сторон. Поэтому медиаторами могут быть любые лица, обладающие соответствующими навыками. Кого именно выберут стороны в качестве медиатора, зависит исключительно от воли сторон. Помимо двух полярных концепций есть и промежуточная, которая предполагает ограниченный государственный или общественный контроль за рынком медиации. Не ограничивая возможности медиаторов заниматься любой другой не запрещенной законом деятельностью, авторы этой концепции считают разумным установить определенные правила вхождения на рынок - например, через систему лицензирования, аккредитации или обязательного членства медиаторов в саморегулируемых организациях.

8.Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

  1. презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  2. соблюдение международных договоров Российской Федерации;
  3. открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  4. установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
  5. проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  6. соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  7. периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  8. учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
  9. возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
  10. признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
  11. устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
  12. ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  13. недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  14. недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  3. требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  4. требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  5. распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  6. превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

1. непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2. получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);

3. знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).

9.Защита деловой репутации предпринимателя.ГК Российской Федерации деловую репутацию предпринимателей к группе гражданских прав – нематериальных благ. Гражданско-правовая защита деловой репутации предпринимателяпрописана и регулируется статьёй 152 гражданского кодекса РФ. Суды, рассматривая споры, применяют эту правовую норму с учётом всех требований статьи двадцать девятой КРФ.

Институт деловой репутации стал законным совсем недавно, статья 152 Гражданского кодекса, а именно положения в ней, детализированы недостаточно. Поэтому защита деловой репутации предпринимателей в судах проходит с некоторыми сложностями, когда применяют нормы.в связи со свободой экономических связей людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также рыночной экономикой, деловая репутация предпринимателя является его главной характеристикой. Поддержание положительного отношения окружающих, а также сохранение имени на высоком уровне приобретает большое значение, потому что от этого зависит экономическое положение дел. Исходя из этого защита деловой репутации предпринимателя так или иначе касаются каждого человека, занимающегося данным видом деятельности. Указанный способ защиты используется хозяйствующими субъектами довольно часто.Защита деловой репутации предпринимателя включает в себя несколько предметов доказывания, в которые входят нижеперечисленные обстоятельства:

1. Распространение ответчиком спорных сведений.

2. Характер, распространённых сведений, носят порочащую информацию.

3. Соответствие действительности данных сведений.

Предметом споров защита деловой репутации предпринимателя является довольно часто из-за вопросов, связанных с характером сведений.

Удовлетворению иски о диффамации подлежат лишь тогда, когда в сведениях представлены факты, которые смогут быть доказаны заинтересованной стороной.

Согласно содержанию статьи 152 пункту первому Гражданскому кодексу Российской Федерации гражданин имеет право требовать опровержения по суду информации, которая задевает его честь, но в том случае, если обвиняемый не сможет доказать достоверность данного сообщения.Защита деловой репутации предпринимателя, проходящая при рассмотрении споров, в результате выхода в эфир программ, которые содержат компрометирующую и недостоверную информацию, при рассмотрении дела материалами, взятыми из СМИ, – не ограничиваются. Острые споры вызывает вопрос о том, возможно ли взыскать денежную компенсацию за нематериальный вред, то есть распространение ответчиком порочащих сведений. В ГК Российской Федерации понятия «нематериальный вред». Но взыскать материальные средства с ответчика всё же возможно, так как законодательством это не запрещено. Защита деловой репутации предпринимателя может взыскать с виновного лица денежная компенсация, ведь это предусмотрено статьёй 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во втором пункте 150 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность при защите нематериальных благ использовать любые способы, прописанные в статье двенадцатой ГК Российской Федерации, а также и других способов, которые установлены ГК и др. законами, если характер нарушения допускают их применение.

10.Защита коммерческой тайны.Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ст. 24). Также согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В ГК РФ нормы об информации направлены в том числе на обеспечение предпринимательских отношений.

Информация является самостоятельным объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). Особое регулирование применяется в отношении:

  • сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • конфиденциальной документированной информации;
  • персональных данных.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ст. 139 Гражданского кодекса РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «О Перечне сведений конфиденциального характера».

К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Сохранение в тайне служебной информации зачастую не обусловлено ее коммерческой ценностью. Нередко разглашение конфиденциальной информации допускают работники, в чьи обязанности вообще не входит работа с данными сведениями (например, обслуживающий персонал). В тех случаях, когда законодательство устанавливает особые требования к ее соблюдению, принято говорить о профессиональной тайне (адвокатской, врачебной, аудиторской, нотариальной тайне и пр.). Следует отличать информацию, способную к охране в режиме тайны, от способностей лица к полезной деятельности, т. е. знаний, навыков, умений, которые не могут быть использованы без него. Например, это деловые качества работника – способности выполнять трудовую функцию с учетом профессионально-квалификационных и личностных качеств. Использование своих профессиональных навыков и умений даже при работе у другого работодателя не является нарушением конфиденциальности. Статья 139 Гражданского кодекса РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Действие этой статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и пр.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам.

Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие трех признаков:

  1. информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
  2. к ней нет свободного доступа на законном основании;
  3. обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. Возможно наступление административной (ст. 13.14 КоАП за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом) и уголовной ответственности (ст. 183 УК РФ за незаконное получение и использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну). Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные. т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов. Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов.

Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный обьект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.Качественное же исполнение заказа негосударственными детективными службами во многом зависит от тех условий, которые создаются им органами власти. Например, Санкт-Петербургская мэрия своим решением запретила на территории города деятельность частных предпринимательских фирм, которые занимались также оказанием услуг по защите коммерческих тайн. Осуществление этих частных функций вменяется государственным правоохранительным органам.И это не смотря на то, как показывает зарубежный опыт, что частное предпринимательство охраняет частное детективное общество. Государственным же правоохранительным органам, при всем их желании и возможностях, с этой задачей в полном объеме не справиться. Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы перед тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые частные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательских фирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед тем, как заключить договор. Игнорирование этого подхода может привести к серьезным ошибкам.

Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние .К внешним мероприятиям относятся следующие: Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств.Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений .Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников ]. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть(получить значительную сумму денег) или месть(не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с ее помощью различной информации привлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасности своевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.Если исходить из зарубежного опыта, то с волной компьютерных преступлений, пока для нас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных на законодательном уровне, нам придется столкнуться в недалеком будущем. Субъектами этих преступлений, как правило являются высокообразованные специалисты, имеющие доступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершается мошенничество (снимаются деньги со счетов клиентов вымышленным лицом, занимаются спекуляцией, используя банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственные счета и т. д.). Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмы и банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды и шифры, что может повлечь миллионы расходов для их замены. Только на расследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банков приходится тратить около 20 млрд. долларов в год .Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных. Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной магнитной карты или других сложных сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта мера значительно затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.Зарубежные крупные и состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается. В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаются уладить с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление .В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники. В частности, Закон предусматривает возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, сре6ди других задач, призваны вести “...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;...установление обстоятельств...недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну...”.Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж.В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать [6]: a) учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов); b) порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.); c) контроль за средствами копирования и размножения документов; d) защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники e) охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений; f) контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!