«Черный пиар» - это попытка скомпроментировать конкурента в глазах общественного мнения. Способы дезинформации: компромат, распространение слухов и сплетен, порочащих противника, использование наводящих ассоциаций, жанр абсурда.
А. Гусаковский классифицирует негативные избирательные технологии, разбив их на три большие группы: бытовые, административные, пиаровские.
Д. А. Богуш и В. А. Шевченко предлагают классификацию, состоящую из четырех групп: административный ресурс, манипуляции с оппонентом, агитация и контрпропаганда, психоманипуляции.
Дезинформация. Сюда входят технологии, так или иначе манипулирующие информационными потоками. Например, срыв встречи кандидата с избирателями путем ложного информирования последних. Распространяется информация от лица конкурента, что якобы в таком то месте, в такое то время состоится встреча кандидата с избирателями. По указанному адресу, естественно, ни кого нет, и обманутые граждане уже навряд ли придут на настоящую встречу.
Подкуп. Это, пожалуй, самые распространенные технологии. Начиная раздачей водки и заканчивая рассылкой конвертов с денежными купюрами и просьбой проголосовать за какого-то определенного кандидата.
Административные. Сюда входят такие приемы, при которых, например, сотрудников какого-то государственного учреждения под угрозой увольнения заставляют голосовать за «нужного» кандидата. Это так же и методы, которые используют юридические рычаги для того чтобы препятствовать сопернику в его предвыборной деятельности.
К дезинформации относятся такие технологии, как: Рейтинг-технологии: использование искажений в социологических опросах. Человек всегда подсознательно ставит на победителя. Кандидаты – однофамильцы (двойники). Ночные звонки от имени оппонента.
|
Суть технологий подкупа – за материальное вознаграждение склонить избирателя отдать свой голос за нужного кандидата. Здесь следует отметить такие технологии.
Прямой подкуп. Так в 2004 году в Нижнем Тагиле был зафиксирован «…беспрецедентный подкуп избирателей. За поддержку кандидатов в городскую Думу людям давали от двухсот до пятисот рублей и наливали рюмку водки. Автобусы с провокаторами были припаркованы практически на каждом избирательном участке … со скупщиками разбирается прокуратура, а результаты местных выборов могут быть аннулированы».
Административные технологии предполагают задействование всех имеющихся в распоряжении кандидата ресурсов. Использование ресурсов государственной власти во время выборов - работа с руководителями государственных учреждений (исполкомов, больниц, школ, ЖЭКов, транспортных предприятий – угроза увольнения). Использование аргументов налоговой администрации. На выборах в Чечне формула была такой: «Дети тех, кто не проголосует на предстоящих выборах за Кадырова, будут исключены из школы»
Манипуляции с регистрацией кандидатов, партий, блоков, избирателей. К примеру, на многих избирательных участках города Ярославля списки избирателей были плохо выверены, из-за чего в них оказалось достаточно много умерших людей и в то же время большая часть избирателей не была в них внесена.
Использование СМИ. Так, 7 декабря в день выборов ГТРК «Ярославия» выпустила программу, содержащую агитационные материалы в поддержку действующего губернатора области Анатолия Лисицина и кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации Анатолия Грешневикова, Евгения Заяшникова и Дмитрия Евсеева. Решением районного суда компания была оштрафована на 30000 рублей.
|
Эффективность использования «грязных технологий» напрямую связана с уровнем общественного сознания, политической культуры общества.
Кроме «черного» пиара, встречаются также определения «серого и желтого пиара». «Серый» пиар – искусство тонких намеков, которые отражают не важные моменты биографии политика, не имеющие отношения к его политики, но влияющие на его репутацию.
«Желтый пиар» - скандальная, неполитическая слава политика с использованием желтых СМИ.
ВЫВОД:
1. Активное развитие прикладной политологии в современной России обусловлено…
Альтернативностью выборов и развитием многопартийности
2. На развитие прикладной политологии в 90-ые г. ХХ века наибольшее влияние оказали… выборы
Предметом исследования прикладной политологии является: деятельность партий и их лидеров
4. «Паблик рилейшнз» - это…. технологии влияния и формирования общественного мнения