Выбор темы исследования обусловлен спецификой неоднозначного представления о студенческой молодежи рубежа ХХ и XXI веков и интересом педагогической науки к условиям формирования и развития личностных ориентиров студента в разные исторические периоды. Началом создания «портрета» студента стало изучение художественных образов студентов, созданных русскими писателями в течение последних пятидесяти лет. В центре исследования находится художественный образ студента в литературе нового времени, задающего диапазон проблематики с помощью следующих вопросов:
- Как смена идеологических установок повлияла на ценностные приоритеты и жизненно важные выборы студенческой молодежи? Как они отразились в текстах и образах литературных героев разных авторов?
- Какие типичные черты студентов сохранили свои качества, а какие вытеснены временем?
- Как изменилось содержание студенческой жизни? Что приоритетно, а что второстепенно?
- Какой портрет студента можно составить на основании читательских впечатлений?
Выбор художественных текстов был обусловлен стремлением показать типичное и индивидуальное в художественных образах студентов, которые как литературные герои определили представление о нравственных и ценностных приоритетах студентов разных десятилетий в следующей хронологии: Альберт Лиханов, роман в повестях «Оглянись на повороте, или хроника забытого времени»; Владимир Крупин, повесть «Прости, прощай»; Алексей Варламов, повесть «Здравствуй, князь!»; Виктория Ледерман, роман «Первокурсница». Дополнили этот список романы Вадима Левенталя «Маша Регина» и Алексея Варламова «Душа моя Павел».
Методологическую основу исследования составили работы А.С. Роботовой «Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики» (СПб, 2008) и исследовательский подход группы ученых: Жданов П.А., Тростянская И.Б., Барсуков А.А., Полихина Н.А., создавших «Портрет современного ректора: необходимые компетенции на глобальном научно-образовательном рынке» и представивших его результаты в журнале «Вопросы образования», 2019, №2, стр. 129-158. Если возможно создать «портрет» ректора, то необходимо создать и «портрет» студента.
Этапы исследования:
- филологический анализ художественного текста для понимания характера литературного героя-студента;
- педагогический анализ образов литературных героев-студентов с целью выявления типичных и индивидуальных черт;
- диагностика восприятия художественных образов современными студентами-читателями текстов на мастер-классах;
- создание рефлексивных эссе как авторских текстов «портретов» современных студентов;
- обобщение и систематизация полученных результатов исследования, поиск типологии «портретов» студентов, «прибавления в знаниях» (Ф.Бэкон) об образе мыслей и ценностных приоритетах современных студентов.
Тренина Анастасия Вячеславовна
ТЕЗИСЫПО ТЕМЕ «РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК АРТ-ОБЪЕКТ»
Современное общество, в условиях цифровизации меньше времени уделяет запоминанию, ведь теперь не обязательно все знать, любую информацию можно "погуглить". А в условиях обучения, остается важным, что бы дети знали и понимали информацию. Рабочие тетради являются новым образовательным жанром учебной литературы, который интегрирует не только инновационную технологию образования, но и задает новую траекторию обучения учащихся.
Арт - тетрадь позволит обучающимся не только визуализировать свои мысли, но и как следствие лучше запомнить материал урока. Образовательный потенциал арт- тетрадей включает в себя совокупность научной, дидактической, психолого-педагогической составляющих, которые выступают условием эффективности учебного процесса.
Арт-тетрадь - установка на развитие, и если использовать грамотно и дозированно – это будет ни что иное как установка на развитие ребенка, ученика, взрослого даже в рамках массового образования. И насколько это будет успешно в индивидуальной траектории развития
Трунова Ольга Владимировна
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ
Ключевые слова: коммуникативная культура, общение, коллективные способы обучения, обучение сообща, обучение в сотрудничестве, обучение в диалоге.
Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и т. д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение свежих новостей или проблем, сообщение о погоде или спор о политике, призыв мыть руки перед едой, восторг по поводу прочитанной книги или увиденного спектакля. Всего не перечислишь. Что бы это ни было, это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно. Важно, что именно с коммуникативной стороной общения мы часто связываем представления об эффективности общения. Корни смыслового значения термина «коммуникация» лежат в латинском языке и имеют буквальный перевод: «с людьми». Согласно словарю иностранных слов, «коммуникация» (от лат.) – акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании.
Английский глагол «communicate» имеет толкование: «передавать посредством речи или письма», – поэтому цель коммуникации определяется как обеспечение успешной передачи адекватной информации. Прилагательное «коммуникативный», синонимичное слову «коммуникабельный», означает «способный, склонный к коммуникации, к установлению контактов и связей, легко устанавливающий их» 1. В научной терминологии часто можно столкнуться с отождествлением понятий «коммуникация» и «общение». Значимость и актуальность общения подчеркивает тот факт, что его исследованием занимались и занимаются ученые из разных областей науки: философии, психологии, социологии, медицины, педагогики. В трудах целого ряда философов встречаются размышления о сущности и значимости человеческого общения. У Аристотеля впервые уже целенаправленно употребляется сам термин «общение» (homilia). Именно Аристотель первым пытается обосновать самоценность человеческого общения.
Проблемы общения рассматриваются в работах большинства отечественных философов (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.). Это и специальные работы, и глубокие психологические наблюдения, и публицистические размышления о человеческих ценностях, качествах, нормах человеческого поведения и общения. Результаты дискуссий о понятии общения в философии и психологии, как правило, отражены в определениях, данных в различных словарях и энциклопедиях.
В современных философских работах Л. Б. Волченко, Е. Г. Злобиной, М. С. Кагана раскрывается сущность общения и его значение для развития личности.
Коллективный способ обучения. Включает коллективную, групповую, парную и индивидуальную формы Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Основным вариантами обучения в сотрудничестве является обучение в команде (Student Team Learning), “ажурная пила, машинная ножовка” (Jigsaw), обучение под девизом “Учимся вместе” (Learning Together) и исследовательская работа учащихся в группах. Обучение в команде (STL) Student Team Learning (STL, обучение в команде).
Текст общения со слабыми детьми позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Методика Э. де Боно «Шесть шляп мышления» «Шесть шляп мышления» используются на стадии рефлексии, при подведении итогов работы на уроке.
Таким образом, развитие и совершенствование коммуникативной культуры существенный фактор при приобщении к чтению обучающихся.
Миронова Анастасия Алексеевна
ПЕРЕДАЧА СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА В ЛИТЕРАТУРЕ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Ключевые слова: субъективный опыт, квалиа, анализ текста.
Современная когнитивистика уделяет особое внимание таким аспектам психической жизни, как субъективный опыт, обозначаемый также термином квалиа. Это субъективный аспект переживания, не сводимый к объективным параметрам, как не сводима идея красноты, образ красного цвета к физическим параметрам электромагнитной волны, воспринимаемой глазом человека.
М. Флудерник утверждает[1], что ведущую роль в повествовании играет не сюжет, а конституция субъективного опыта главного героя (шире - ведущего в тексте сознания). С рядом оговорок на этом основании Д. Герман определяет четыре базовых элемента нарратива[2], последним из которых он называет квалиа. Он утверждает, что истории не просто передают семантическое содержание, но, кроме того, кодируют в своей структуре способ переживания события. В настоящее время производятся попытки разработать литературоведческие методы анализа изображения квалиа в литературе.
Квалиа - особое содержание художественной литературы, которое в данный момент большинством читателей осознанно не вычленяется, но нередко воспринимается на уровне ощущений. Однако обучение такому анализу имеет ряд интересных возможностей.
В первую очередь, анализ квалиа в литературе формирует навык анализа собственных квалиа. Свой субъективный опыт человек определяет через отвлеченные концепции, сформированные языком и культурными привычками, а анализ квалиа подразумевает осознание и объективизацию того, как именно протекают психические процессы с точки зрения самого субъекта переживания, тем самым приближает наше понимание самих себя к нам настоящим. Такой анализ позволит расширить воспитательные возможности литературы, а совсем в глобальном масштабе - расширить сферу осознаваемого человеком душевного опыта[3].
С другой стороны, анализ квалиа в литературе открывает новые возможности самой литературы: возможно создание новой формы для квалитативного содержания, например, цветотекстов, музыкальных текстов или текстов с иным маркированием квалитативности, что также может быть использовано в образовательных целях, в том числе с целью мотивации к чтению посредством игры с текстом.
[1] Fludernik M. Towards a “Natural” Narratology. L.: Routledge. 1996.
[2] Herman D. Basic elements of narrative. Chichester (U.K.); Malden (USA): Wiley-Blackwell, 2009.
[3] О проблеме охвата душевного опыта и ее связи с литературой см. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. СПб.: Художественная литература, 1977. - С. 21.