Задача 1. Собаке длительное время вводили большие дозы глюкокортикоидов.
Вопрос 1. Что произошло с функцией коры надпочечников?
Ответ: Угнетение.
Вопрос 2. Почему изменилась функция коры надпочечников?
Ответ: Снижение выработки кортиколиберина гипоталамусом по принципу отрицательной обратной связи.
Вопрос 3. Какова роль глюкокортикоидов?
Ответ: Влияние на белковый, жировой и углеводный обмен, противовоспалительный и противоаллергический эффект.
Вопрос 4. Как регулируется деятельность коры надпочечников?
Ответ: Трансгипофизарным путем.
Вопрос 5. Роль глюкокортикоидов в развитии стресс-реакции.
Ответ: Повышение энергетических запасов за счет глюконеогенеза и повышения уровня свободных жирных кислот.
Задача 2. При пересадке почки на шею животного, она продолжает нормально функционировать.
Вопрос 1. Какой вид регуляции играет главную роль в работе почек?
Ответ: Гуморальная.
Вопрос 2. Как осуществляется гуморальная регуляция?
Ответ: Через кровь.
Вопрос 3. Место синтеза гормонов, регулирующих работу почек.
Ответ: АДГ – гипоталамус, альдостерон – кора надпочечников, натрийуретический гормон – предсердия.
Вопрос 4. Роль АДГ в регуляции работы почек.
Ответ: Усиливает реабсорбцию воды в дистальных канальцах и собирательных трубках.
Вопрос 5. Роль альдостерона в регуляции работы почек.
Ответ: Активирует реабсорбцию натрия, уменьшает реабсорбцию калия и магния.
Задача 3. У человека с мужским генотипом 46ху несмотря на нормальный уровень тестостерона в крови, развивается женский фенотип (вторичные половые признаки).
Вопрос 1. Чем это можно объяснить?
Ответ: Отсутствием рецепторов, аутентичных к тестостерону.
Вопрос 2. К какой группе гормонов по химической природе относится тестостерон?
Ответ: Стероидный гормон.
Вопрос 3. Опишите механизм действия тестостерона как стероидного гормона.
Ответ: Внутриклеточный механизм действия, гормон – первичный посредник.
Вопрос 4. Роль гипофиза в регуляции уровня тестостерона.
Ответ: Выработка аденогипофизом ЛГ и ФСГ.
Вопрос 5. Участвует ли гипоталамус в регуляции уровня половых гормонов?
Ответ: Да. Выделяет гонадолиберины.
Задача 4. У ребенка наблюдается позднее прорезывание зубов, гипоплазия эмали.
Вопрос 1. Наличие нарушений в какой системе регуляции можно предполагать?
Ответ: В эндокринной.
Вопрос 2. Какие типы физиологического действия гормонов вы знаете?
Ответ: Метаболическое, морфогенетическое, кинетическое, коррегирующее.
Вопрос 3. Какое функциональное значение имеют гормоны?
Ответ: Обеспечивают интеграцию функций организма; стимулируют половое, умственное,
физическое развитие; поддержание гомеостаза; адаптацию к изменяющимся
условиям существования.
Вопрос 4. Играет ли роль гуморальная регуляция в системной деятельности организма?
Ответ: Да. Гуморальная регуляция является обязательным звеном любой функциональной
системы.
Вопрос 5. Гипофункция каких желез внутренней секреции наблюдается у ребенка?
Ответ: Паращитовидных желез.
Задача 5. Два ребенка, один из которых здоров, а второй болен сахарным диабетом ели сладости.
Вопрос 1. Как изменится содержание глюкозы в крови детей через 30 минут?
Ответ: Повысится.
Вопрос 2. Как изменится уровень глюкозы в крови здорового ребенка через 3 часа?
Ответ: Вернется к исходному уровню.
Вопрос 3. Почему изменится уровень глюкозы в крови здорового ребенка через 3 часа?
Ответ: Под действием инсулина.
Вопрос 4. Сравните уровень глюкозы в крови здорового ребенка и ребенка, больного сахарным диабетом к концу третьего часа после приема сладостей?
Ответ: Выше у больного ребенка.
Вопрос 5. Гормоны какой железы влияют на уровень глюкозы в крови?
Ответ: Поджелудочной. Инсулин и глюкагон.
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
Задача 1. В жаркий летний день при повышении tºC окружающей среды выше 30ºС у человека повышено потоотделение и он испытывает сильную жажду.
Вопрос 1. Каким путем осуществляется отдача тепла организмом?
Ответ: теплоизлученмем, конвекцией, теплопроведением, испарением
Вопрос 2. При какой температуре тела может возникнуть тепловой удар?
Ответ: 40-41ºС
Вопрос 3. Что является полезным приспособительным результатом в ФУС терморегуляции?
Ответ: постоянство температуры крови в правом предсердии
Вопрос 4. Как и почему изменяется просвет капилляров кожи при повышении температуры окружающей среды?
Ответ: расширяются
Вопрос 5. Как изменяется отдача тепла с поверхности кожи при увеличении температуры окружающей среды?
Ответ: увеличивается
Задача 2... В походе, в жаркий июльский день, туристы купаются в холодной горной реке.
Вопрос 1. Каким путем идет отдача тепла у человека находящегося в воде?
Ответ: теплопроведение
Вопрос 2. Как изменяется просвет сосудов внутренних органов при понижении температуры окружающей среды?
Ответ: расширяются
Вопрос 3. Как изменяется теплоотдача при сужении переферических сосудов?
Ответ: понижается
Вопрос 4. Назовите способы повышения теплопродукции в условиях снижения температуры окружающей среды.
Ответ: повышение обмена, сократительный термогенез
Вопрос 5. Что представляют собой беспорядочные непроизвольные сокращения скелетных мышц в результате холода?
Ответ: мышечная дрожь, озноб
Задача 3.. При интенсивной физической тренировке у спортсменов повышается температура тела.
Вопрос 1. Насколько процентов повышается теплообразование в мышцах при тяжелой мышечной работе?
Ответ: на 400-500%
Вопрос 2. В каких органах образуется наибольшее количество тепла?
Ответ: в работающих мышцах
Вопрос 3. Какой орган имеет наибольшую температуру?
Ответ: печень
Вопрос 4. Где расположены основные центры терморегуляции?
Ответ: гипоталамус
Вопрос 5. Какое понятие объединяет все процессы образования тепла в организме?
Ответ: теплопродукция
Задача 4. При некоторых оперативных вмешательствах на сердце температуру тела больного искусственно снижают.
Вопрос 1. Как называется охлаждение тела до 35ºС?
Ответ: гипотермия
Вопрос 2. В каких пределах в норме колеблется суточная температура тела человека?
Ответ: 36,5 - 36,9
Вопрос 3. На каких областях кожи у человека наблюдается самая низкая температура?
Ответ: пальцы рук и ног
Вопрос 4. В какое время суток у человека наблюдается самая низкая температура тела?
Ответ: в 4 часа утра
Вопрос 5. В каком отделе гипоталамуса находится центр химической терморегуляции?
Ответ: в заднем.
Задача 5. В целях закаливания организма врачи рекомендуют применять контрастный душ (попеременное чередование холодных и горячих обливаний).
Вопрос 1. Как изменяется просвет сосудов внутренних органов при понижении температуры окружающей среды?
Ответ: расширяются
Вопрос 2. Как изменяется просвет капилляров кожи при повышении температуры окружающей среды?
Ответ: расширяются
Вопрос 3. Гормоны каких желез внутренней секреции участвуют в терморегуляции?
Ответ: щитовидная железа и надпочечники
Вопрос 4. Чему равна температура зоны комфорта?
Ответ: 18-20ºС
Вопрос 5. Какую роль играет гипоталамус в процессах терморегуляции?
Ответ: регулирует интенсивность теплопродукции и теплоотдачи, способствуя поддержанию постоянной температуры тела
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
Задача 1. Работник информационного центра в целях снижения веса решает перейти на питание растительной пищей.
Вопрос 1. Как влияет употребление углеводов на величину общего обмена?
Ответ: увеличивается на 15%
Вопрос 2. Чему равна суточная потребность человека в углеводах?
Ответ: 400-500гр
Вопрос 3. При каких состояниях у человека наблюдается положительный азотистый баланс?
Ответ: рост организма, беременность, период выздоровления после тяжелого заболевания, спортивные тренировки
Вопрос 4. Как называется количество тепла выделяемое при сгорании одного грамма пищевого вещества в организме?
Ответ: калорическая ценность пищевого продукта
Вопрос 5. Какое название носит закон. определяющий взаимозаменяемость отдельных питательных веществ в соответствии с их теплотворной способностью?
Ответ: изодинамия питательных веществ.
Задача 2... За полярным кругом местные жители питаются преимущественно пищей, содержащей мясные продукты (рыба, мясо).
Вопрос 1. Как и на сколько изменяется основной обмен после приема белковой пищи
Ответ: увеличивается на 30%
Вопрос 2. Чему равна суточная потребность белка у человека среднего возраста?
Ответ: 80-130гр
Вопрос 3. Какие гормоны усиливают распад белков в тканях?
Ответ: глюкокортикоиды
Вопрос 4. Каким термином называют влияние приема пищи усиливающее обмен веществ и энергетические затраты?
Ответ: специфически – динамическое действие пищи
Вопрос 5. Как изменяется в крови количество тироксина и адреналина при снижении температуры окружающей среды?
Ответ: повышается.
Задача 3.. Тучный человек просит врача составить пищевой рацион для организации рационального питания.
Вопрос 1. Что необходимо знать для составления пищевого рациона?
Ответ: род занятий, суточный расход энергии. пол, возраст, калорическая ценность продуктов
Вопрос 2. Каким термином обозначают состав и количество продуктов питания необходимых человеку в сутки?
Ответ: пищевой рацион
Вопрос 3. Как называется метод определения расхода энергии по количеству образовавшегося тепла в организме?
Ответ: калориметрия
Вопрос 4. Чему равна суточная потребность в жирах человека среднего возраста?
Ответ: 70-100гр
Вопрос 5. Какому отделу ЦНС принадлежит ведущая роль в регуляции обмена веществ?
Ответ: гипоталамус.
Задача 4. При подготовки космонавтов к космическому полету определяют величину основного обмена.
Вопрос 1. При каких условиях определяют основный обмен?
Ответ: физический и эмоциональный покой, в положении лежа, натощак, через сутки после приема белковой пищи, при температуре комфорта
Вопрос 2. Какие показатели необходимо знать для расчета основного обмена методом полного газоанализа?
Ответ: количество поглощенного кислорода и выделенного углекислого газа
Вопрос 3. Как называется отношение объемов выделенного углекислого газа к объему поглощенного кислорода?
Ответ: дыхательный коэффициент
Вопрос 4. Как называется количество тепла выделяемое при сгорании пищевого вещества в 1 л кислорода?
Ответ: калорический эквивалент кислорода
Вопрос 5. Объем какого газа необходимо знать, чтобы определить величину основного газообмена методом неполного газоанализа?
Ответ: поглощенного О2.
ВЫДЕЛЕНИЕ
Задача 1. У археологов, производящих раскопки в центральной Африке, вдали от населенных пунктов, закончилась питьевая вода.
Вопрос 1. Какая мотивация развивается в связи с этим?
Ответ: мотивация жажды
Вопрос 2. Назовите основные гомеостатические функции почки.
Ответ: поддержание осмотического давления, рН, АД
Вопрос 3. При каком изменении осмотического давления, объеме крови и изменении АД запускается антидиуретический механизм?
Ответ: увеличение осмотического давления, уменьшение объема крови и АД
Вопрос 4. Какими клетками синтезируется ренин, участвующий в регуляции водно-солевого гомеостаза и поддержании АД?
Ответ: клетками юкстагломерулярного аппарата
Вопрос 5. При каких условиях происходит активация антидиуретического механизма?
Ответ: гиперосмия и гиперволюмия, которые развиваются после приема соленой пищи либо потеря жидкости
Задача 2. После обильного праздничного обеда гостям предложили десерт: торт, пирожное, конфеты, виноград.
Вопрос 1. В каких отделах нефрона реадсорбируется глюкоза?
Ответ: проксимальные канальцы
Вопрос 2. В каких отделах нефрона реадсорбируется вода?
Ответ: на протяжении всех канальцев нефрона
Вопрос 3. Чем обусловлено поддержание высокой осмолярности в мозговом веществе почки?
Ответ: активная реабсорбция ионов натрия, циркуляция мочевины
Вопрос 4. Какие вещества реабсорбируются в проксимальном канальце нефрона?
Ответ: вода, глюкоза, ионы натрия, калия, хлора, АМК, мочевина, витамины, белки
Вопрос 5. Где в организме находятся осморецепторы?
Ответ: гипоталамус, сосуды, ткани
Задача 3. В результате тяжелой травмы у больного открылось сильное кровотечение, сопровождающееся выраженным снижением АД и анурией.
Вопрос 1. Почему при снижении артериального давления уменьшается диурез?
Ответ: за счет уменьшения фильтрации и увеличения реабсорбции воды
Вопрос 2. Чему равно в норме гидростатическое давление в капиллярах клубочка?
Ответ: 70-80 мм. рт. ст.
Вопрос 3. Какой гормон стимулирует секрецию альдостерона в условиях снижения АД и повышения осмотического давления крови?
Ответ: ангиотензин II
Вопрос 4. В чем заключается физиологическая роль ренина?
Ответ: регуляция АД
Вопрос 5. Как изменяется реабсорбция ионов натрия под действием альдостерона?
Ответ: увеличивается
Вопрос 6. Какие изменения в организме вызывает ангиотензин?
Ответ: активацию выработки АДГ и альдостерона, сужение сосудов
Задача 4. Как известно арбузы содержат большое количество жидкости, поэтому после его употребления диурез резко возрастает.
Вопрос 1. С чем связано увеличение диуреза после приема большого объема жидкости?
Ответ: за счет увеличения фильтрации в связи с возрастанием объема циркулирующей жидкости и снижения АДГ
Вопрос 2. В каких отделах нефрона осуществляется факультативная реабсорбция воды?
Ответ: дистальные канальцы и собирательные трубочки
Вопрос 3. Чему равен суточный диурез в норме?
Ответ: 1,5-2 литра
Вопрос 4. Какой из трех процессов мочеобразования зависит от соотношения просвета приносящей и выносящей артериол?
Ответ: фильтрация
Вопрос 5. Каким видом транспорта поддерживается функционирование поворотно-противоточного механизма всасывания воды?
Ответ: активным транспортом ионов натрия и хлора в восходящем колене петли Генле и пассивным транспортом воды
Задача 5. В воинских частях перед марш-броском солдатам дают ложку соли и кружку воды.
Вопрос 1. Активация каких гормонов происходит в этих условиях?
Ответ: АДГ, альдостерон
Вопрос 2. Какой гормон влияет на реабсорбцию ионов калия и натрия?
Ответ: альдостерон
Вопрос 3. Секрецией каких ионов клетки почечного эпителия обеспечивается стабилизация константы рН плазмы?
Ответ: протонов, катионов аммония
Вопрос 4. Где расположены рецепторы объема (волюморецепторы), запускающие антинатрийуретический механизм?
Ответ: левое предсердие
Вопрос 5. Как влияет на объем и плотность мочи активация антинатрийуритического механизма?
Ответ: уменьшение объема, увеличение плотности
Вопрос 6. Как изменится водно-солевой баланс после приема соли?
Ответ: возрастает осмотическое давление крови
МОНОТОННЫЙ ТРУД
Задача 1. Певец Чиж в одном из интервью сказал, что очень любит гладить белье (чем больше, тем лучше). В это время он сочиняет музыку.
Вопрос 1. К какой категории людей по их отношению к монотонной нагрузке можно его отнести?
Ответ: Монотофил.
Вопрос 2. Какая сила нервных процессов позволяет людям быть более устойчивыми к монотонии?
Ответ: Слабые.
Вопрос 3. Что такое монотония?
Ответ: Комплекс физиологических и психологических изменений, возникающих в результате монотонной деятельности.
Вопрос 4. Какие изменения функций ЦНС наблюдаются при развитии монотонии в процессе монотонной деятельности?
Ответ: Снижение возбудимости нервных центров, увеличение активности низкочастотных ритмов ЭЭГ(альфа и тета), увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции, снижение внимания, ухудшение условно-рефлекторной деятельности.
Вопрос 5. Как влияет мотивация на уровень монотонии?
Ответ: Снижает.
Задача 2..
В рассказе Дж. Лондона описывается 12-летний мальчик, который с 7 лет занимался тяжелым монотонным трудом, связанным с конвейерным производством.
Вопрос 1. Что такое фрустрация?
Ответ: Переживание неудовлетворенности какой-либо потребности человека, в данном случае - потребности в разнообразной деятельности.
Вопрос 2. Какие психологические сдвиги могут возникать в результате фрустрации?
Ответ: Агрессия, регрессия, резигнация, фиксация.
Вопрос 3. Перечислите объективные показатели монотонии?
Ответ: Изменения со стороны ЦНС, сердечно-сосудистой системы, двигательного анализатора, системы крови.
Вопрос 4. Какие изменения со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдаются при развитии монотонии?
Ответ: Уменьшение ЧСС, АД, увеличение дисперсии ритма сердца, снижение Моды и АМ.
Вопрос 5. Какова основная причина развития монотонии в процессе монотонного труда?
Ответ: Сенсорный голод.
Задача 3. Рабочие на фабрике жаловались на холод в цехе, тяжесть переносимых деталей, и утомление. Психолог посоветовал перекрасить стены в цехе из голубого в какой-либо теплый цвет, а детали – из черного цвета в серебристый. После выполнения рекомендаций психолога жалобы рабочих прекратились.
Вопрос 1. Перечислите факторы, способствующие развитию монотонии.
Ответ: Гипокинезия, низкая ответственность, чрезмерное дробление операций, шум, вибрация, плохое освещение, некомфортабельный микроклимат, однообразный интерьер.
Вопрос 2. Перечислите факторы, препятствующие развитию монотонии.
Ответ: Разнообразие мышечных усилий, темп работы, степень сложности и ответственности, наличие мотиваций и материальной заинтересованности, объем информационной нагрузки и уровень эмоционального напряжения.
Вопрос 3. Перечислите виды монотонного труда.
Ответ: Конвейерный, операторский.
Вопрос 4. Каков механизм развития монотонии?
Ответ: Торможение работающих нервных центров при длительном воспроизведении однотипных простых операций («долбление» в одну клетку по И. П. Павлову). Снижение активирующего влияния ретикулярной формации на кору большого мозга в результате однообразной афферентной импульсации.
Вопрос 5. Каковы исторические предпосылки медицинских проблем, связанных с монотонным трудом?
Ответ: Развитие конвейерного способа производства.
Задача 4. По типу хроностатуса люди делятся на «сов», «жаворонков» и «голубей».
Вопрос 1. Как в течение суток изменяется их работоспособность?
Ответ: У «сов» пик работоспособности приходится на вечер, у «жаворонков» – на утро, «голуби» являются амбивалентными в этом отношении.
Вопрос 2. Перечислите стадии работоспособности.
Ответ: Фаза врабатывания, фаза устойчивой работоспособности, фаза снижения работоспособности, фаза вторичного повышения работоспособности.
Вопрос 3. Что такое работоспособность?
Ответ: Потенциальные возможности человека совершить работу на определенном отрезке времени.
Вопрос 4. Какие виды работоспособности вы знаете?
Ответ: Умственная, физическая.
Вопрос 5. Какие факторы определяют работоспособность?
Ответ: Адаптированность, квалификация, степень тренированности, выраженность мотивации.
Вопрос 6. Нужно ли учитывать хроностатус человека при сменной работе?
Ответ: Да.
Задача 5. Стахановец за одну рабочую смену выдает 17 дневных норм продукции.
Вопрос 1. Что произойдет с его работоспособностью к концу года?
Ответ: Снизится.
Вопрос 2. Почему снизится его работоспособность к концу года?
Ответ: Развитие утомления.
Вопрос 3. Что такое утомление?
Ответ: Временное снижение работоспособности, вызванное предшествующей деятельностью.
Вопрос 4. Перечислите фазы утомления.
Ответ:
1 - работоспособность практически не снижена, чувство усталости выражено незначительно
2 - значительное снижение работоспособности, ярко выраженное чувство усталости
3 - переутомление, работоспособность на нуле, чувство усталости сохраняется после отдыха.
Вопрос 5. Что такое восстановление?
Ответ: Процесс возвращения показателей гомеостаза и структурных элементов организма к исходному состоянию.
Вопрос 6. Что такое сверхвосстановление?
Ответ: Возникновение повышенной работоспособности через некоторое время после работы.
Вопрос 7. В чем заключается гетерохронизм восстановительных процессов?
Ответ: Неодинаковая скорость восстановительных процессов различных систем организма.
ПИЩЕВАРЕНИЕ
Задача 1. Раздувание в желудке тонкостенного резинового баллона приводит к обильному отделению желудочного сока.
Вопрос1 Какие нервы стимулируют секрецию желудочного сока?
Ответ: блуждающие
Вопрос 2. Какие рецепторы желудка стимулируются при раздувании в нем резинового баллона?
Ответ: механорецепторы желудка, контролирующие степень растяжения стенок желудка в зависимости от заполнения его объема.
Вопрос 3. Какими клетками слизистой желудка образуется HCL?
Ответ: обкладочными клетками.
Вопрос 4. Чем активируются протеолитические ферменты желудочного сока?
Ответ: соляной кислотой
Вопрос 5. Перечислите фазы и механизм желудочной секреции?
Ответ: мозговая, желудочная, кишечная. Нервные и гуморальные
Задача 2. Вкладывание пищи в желудок, вливание растворов,раздражение его механорецепторов через фистулу, вызывает отделение желудочного сока в 2-3 меньшего по объему, чем при естественном принятии пищи.
Вопрос 1. Перечислите два вида влияний, регулирующих желудочную секрецию.
Ответ: пусковые и корригирующие
Вопрос 2. Почему введение пищи в желудок через фистулу вызывает уменьшение секреции желудочного сока в 2-3 раза меньше, чем при естественном приеме?
Ответ: отсутствие естественного пассажа пищи, которое приводит к ликвидации пусковых механизмов первой фазы отделения желудочной секреции.
Вопрос 3. Последовательность различных форм обработки пищи в ЖКТ, требующая строгой преемственности, получило название?
Ответ: пищеварительный конвейер
Вопрос 4. Какой опыт доказывает наличие пусковых механизмов с рецепторов полости рта?
Ответ: мнимого кормления
Вопрос 5. Перечислите гуморальные факторы стимуляции секреции в желудочной фазе.
Ответ: гастрин,гистамин,экстрактивные вещества в мясном бульоне, продукты гидролиза белков.
Задача 3. Поедание жирной пищи надолго приглушает чувство голода. С чем это связано?
Вопрос 1. Значение влияний с рецепторов желудка в формировании чувства голода
Ответ: импульсация с рецепторов пустого желудка участвует в формировании мотивации чувства голода.
Вопрос 2. Какое влияние оказывает жирная пища на моторную и секреторную функции желудка?
Ответ: тормозит
Вопрос 3. В какие ядра ЦНС непосредственно поступают импульсы с рецепторов пустого желудка?
Ответ: в ядра блуждающего нерва, 10 пара черепно-мозговых нервов
Вопрос 4. Какие механизмы определяют торможение секреции желудка при поедании жирной пищи?
Ответ: рефлекторные и нервногуморальные, тормозят вещества:прдукты гидролиза жира, вызывающие выделение холицистокинина,энтерогастрина,бульбогастрина,ЖИП, ВИП, серотонин и т. д.
Вопрос 5. Какие факторы замедляют эвакуацию содержимого желудка в 12-ти перстную кишку?
Ответ: наполнение 12-ти перстной кишки, продукты гидролиза жира, кислотность химуса, осмотическое давление химуса, холицистокинина, энтерогастрина,бульбогастрина,ЖИП, ВИП,
Задача 4. Установлено, что введение р-ра HCL через фистулу 12-ти перстной кишки приводит к обильному отделению сока поджелудочной железы с выраженной переваривающей способностью.
Вопрос 1. Перечислите фазы секреции поджелудочной железы.
Ответ: мозговая, желудочная, кишечная
Вопрос 2. Какие гуморальные активаторы поджелудочной железы образуются в 12-ти перстной кишке под действием HCL?
Ответ: секретин, холицистокинин, химоденин
Вопрос 3. Какое вещество образуется в слизистой 12-ти перстной кишки активирует протеолитические ферменты поджелудочного сока?
Ответ: энтерокиназа
Вопрос 4. Перечислите механизмы мозговой фазы секреции поджелудочной железы.
Ответ: 1 -условнорефлекторные(вид, оформление пищи)
2 - безусловно рефлекторные(связано с раздражением рецепторов)
Вопрос 5. Перечислите механизмы желудочной фазы секреции поджелудочного сока
Ответ: 1 - рефлекторное раздражение желудка
2 - гуморальное(гастрин, продукты гидролиза)
Задача 5. Установлено, что отсасывание сока поджелудочной железы через фистулу 12-ти перстной кишки, вызывает гиперсекрецию поджелудочной железы, обратное введение сока в кишку тормозит эту секрецию. Введение гидрокарбанатов снижает объем гидрокарбанатов в составе сока. Увеличение протеолитических ферментов в 12-ти перстной кишке снижает их концентрацию в соке поджелудочной железы. Чем обьяснить эту взаимосвязь?
Вопрос 1. Какую роль на деятельность поджелудочной железы оказывают нервные и гуморальные влияния?
Ответ: нервные-пусковое Гуморальные-коректирующие
Вопрос 2. Какой принцип связи лежит в основе саморегуляции поджелудочной железы?
Ответ: обратной связи
Вопрос 3. Какие контуры различают в процессе саморегуляции поджелудочной железы?
Ответ:
1.дуоденально-панкреатический
2.гематопанкреатический
3.интрапанкреатический
4.энтеро-инсулярный
Вопрос 4. Какие показатели дуоденального содержимого являются регуляторами в саморегуляции поджелудочной секреции, в деятельности дуадено-панкреатического контура?
Ответ:
1.кол-во сока
2.ферментный состав сока
3.состав и свойства дуоденального химуса
Вопрос 5. Перечислите ферменты поджелудочного сока, выделяющиеся в неактивном состоянии
Ответ: протеазы, трипсиноген, химотрипсиноген,прокарбоксипнптазы А и В, проэластаза, профосфолипаза.