Другие области нашей культуры




Поднимающийся вал секса затопил и другие области нашей культуры. Возьмем, например, постоянно расширяющийся институт выбора победителей на конкурсах красоты в городах и городках, штатах и в масштабе страны. Прибавим сюда королев и королей карнавалов, парадов, шоу цветов, окружных ярмарок, радио и телевизионных программ. Сексуальная привлекательность является единственным необходимым условием успеха в этих соревнованиях. У красавиц благородного, но целомудренного типа мало шансов быть избранными на один из этих высоких постов.

Конечно, сексуальная привлекательность служит главным основанием для последующего коммерческого использования этих красавиц в радио и телевизионных шоу, в модных и косметических фирмах, а также в дорогих ночных клубах.

Сексуальная привлекательность играет решающую роль при выборе звезд, звездочек и моделей, чьи лица и фигуры воспроизводятся на обложках сотен наших журналов, на плакатах и в других формах рекламы.

Секс часто становится главной причиной превращения многих Золушек в жен миллионеров или многих жиголо в мужей богатых наследниц. Сексапильность дает возможность многим секретаршам выйти замуж за босса и становится основной причиной продвижения по службе многих служащих.

Сексуальность безраздельно господствует в области модной одежды и декоративной косметики. Назначение и сами названия губной помады и пудры, дезодорантов и духов, различных кремов и лаков для ногтей имеют явно сексуальный характер. Все модели нашей модной одежды также в значительной степени определяются эротической притягательностью. Они предназначаются для привлечения представителей противоположного пола. И с этой целью дизайнеры открывают большую часть тела, доводят наготу до предела, а иногда до уровня стриптиза. Они то прикрывают тело совершенно прозрачной материей или современной разновидностью фигового листка; то соблазнительно прикрывают одни части и дразняще открывают другие.

Большинство марок нашего мыла, шампуней, пудры, кремов, лосьонов и лаков открыто рекламируется в качестве средств, увеличивающих гладкость кожи и мягкость волос, и в частности делающих поцелуи сладкими, объятия страстными, тело соблазнительным, притягательность неотразимой.

Однако, важнейшим эротогенным возбуждающим является алкоголь и современные общепринятые способы его употребления. Известно, что душевое потребление алкоголя в Америке в последние годы возрастало, за исключением тех лет, когда действовал сухой закон. Еще важнее то, что коктейли, принятые прежде среди узкого круга высших и ограниченной части средних классов, стали теперь распространенными и среди простых людей. Подобные встречи перестали быть особыми событиями; теперь они стали повседневной практикой. Общеизвестно, что спиртное играет важную роль в стимулировании сексуального влечения и провоцировании многих добрачных и внебрачных связей. На таких встречах под влиянием алкоголя и модного стремления быть современными и искушенными незнакомые люди свободно болтают о сексе. После нескольких бокалов их знакомство быстро развивается, и если они чувствуют взаимную симпатию, то оно приводит иногда к случайным или продолжительным связям. Таким образом, в нашей культуре современный коктейль служит одновременно и соблазнителем и сводником. Он символизирует две важные силы, алкоголь и секс, которые поглощают значительную часть нашей жизни.

Итак, какой бы аспект культуры мы ни рассмотрели, каждый из них полон сексуальной одержимости. Всей своей мощью она постоянно бомбардирует нас с колыбели до могилы, во всех точках нашего жизненного пространства, почти на каждом шагу нашей деятельности, вторгаясь в наши чувства и мысли. Неудивительно, что все больше миллионов наших мужчин и женщин не в состоянии противостоять желаниям, постоянно возбуждаемым половой бомбардировкой и на сексуальный вызов дают сексуальный ответ.

 

«АМЕРИКАНСКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» П. А. СОРОКИНА В РОССИИ

Изданная в 1956 году, в Бостоне, книга классика социологии П.А. Сорокина никогда ранее не переводилась и не издавалась в нашей стране. Удерживание научных знаний под спудом, «для избранных», их подмена политической пропагандой принесли свои горькие плоды. Вовремя не получив точной научной оценки многих кардинальных социальных явлений, происходивших в странах Запада, общество с готовностью восприняло новую притягательную мифологию и оказалось полностью открытым для деструктивных влияний.

Начиная с 60-х годов, параллельно с сексуальной революцией при небольшом увеличении продолжительности жизни рождаемость в странах Запада стала резко сокращаться. Если в 70-е годы XIX века население США возрастало примерно на 2 % в год, то в 70-е годы 20 века — всего на 0,6 % в год. В 80-е годы западные демографы прогнозировали сокращение прироста населения в XXI веке до нуля и эти прогнозы полностью оправдались. Влияние на снижение рождаемости оказала сексуальная революция, изменившая поведение и мышление американцев.

«Новый нарцисизм» — система ценностей, в которой эгоистические интересы личности ставятся превыше всего увеличил число молодых супружеских пар, решивших не иметь детей. Сожительство до регистрации брака стало обычным явлением. Свою лепту внесли исключение гомосексуализма из перечня психических расстройств (1974) и дальнейшая экспансия гомосексуальной темы в информационном пространстве. К началу 90-х годов число ВИЧ-инфицированных в США достигло двух миллионов. Ежегодно среди американских подростков регистрируется более миллиона случаев беременности; у 400 000 американских подростков производится аборт, что составляет треть всех производимых в стране абортов.

Нынешнее наполнение российского информационного пространства, полностью соответствует западным реалиям 50-60-х годов. Поразительно, но «Американская сексуальная революция», написанная Питиримом Сорокиным ровно пятьдесят лет назад, является для России горячо злободневной. Через полвека книга замечательного социолога жизненно необходима в России и возвращается к нам с тем, чтобы пролить свет на происходящие явления. П.А. Сорокин разрушает мифы сексуальной революции.

Миф 1: Сексуальная революция — следствие Свободы и Прогресса. Россия с опозданием повторяет путь индустриально развитых западных стран, где еще в 50-е годы произошла сексуальная революция. Этот процесс, происходящий в свободном обществе, следствие демократии, прогресса и высокого уровня жизни.

«С распространением сексуальной свободы в современном западном мире рождаемость стала падать главным образом вследствие добровольного ограничения рождаемости, но также отчасти и из-за невольного бесплодия. В настоящее время большинство европейских стран едва поддерживают существующую численность населения, а дальнейшее сокращение рождаемости без соответствующего сокращения смертности приведет к периоду депопуляции с ее опасными последствиями для исторического лидерства, творческого потенциала и самообороны», — предупреждает Сорокин.

Миф 2: Личные гомосексуальные предпочтения не влияют на нормы общества. Количество сексуальных партнеров и их пол являются частным делом и не оказывают влияния на общественную жизнь. Необходима легализация гомосексуальных отношений, включение сексуальных меньшинств в политическую и культурную жизнь.

«Начиная со II половины IV в. до н. э. сексуальная свобода все больше превращается в анархию; а в течение III, II и I веков до н. э. она распространяется по всему эллинистическому миру. Этот период характеризовался быстрым упадком греческого творческого гения во всех областях культуры, сопровождаемого депопуляцией, деморализацией и потерей политической независимости», — напоминает Сорокин

Миф 3: Прежде чем заключить официальный брак молодым людям следует пожить вместе с тем, чтобы понять, подходят ли они друг-другу. Новые формы семейных союзов — «гражданский брак» (внебрачное сожительство), открытый брак, в котором супруги удовлетворяют свои потребности и с другими партнерами, способствуют увеличению рождаемости.

«Как правило, сообщества, увлеченные погоней за сексуальными удовольствиями, мало заботятся, если заботятся вообще, о том, чтобы иметь детей, т. к. это мешает им наслаждаться распутством в полной мере, — пишет П.А. Сорокин. Такая позиция побуждает любителей секса прибегать к контрацептивам, абортам и другим средствам для предотвращения рождения ребенка. А иногда ребенка, родившегося в результате незаконной связи, убивают. Если люди из такой группы женятся, то их брак обычно бывает бездетным или дает одного или двух отпрысков, что недостаточно для сохранения существующего размера группы».

Миф 4: Неограниченная свобода искусства, полное отсутствие цензуры ведут к расцвету культуры и благотворно влияют на общество в целом. Исчезает страх перед сексуальными и эротическими проявлениями в искусстве и культуре. Нецензурные слова печатаются и произносятся открыто, так как люди освобождаются от комплексов.

«Цивилизованные общества, имеющие строжайшие ограничения сексуальной свободы, создали самую высокоразвитую культуру. Во всей истории человечества нет ни единого примера того, как общество поднялось до уровня рационалистической культуры без того, чтобы женщины рождались и воспитывались в строго определенных правилах верности одному мужчине. Далее, нет примера такого сообщества, которое сохранило бы свое положение на высокой ступени развития культуры после того, как менее строгие сексуальные обычаи пришли на смену более ограничительным», — указывает Сорокин.

Миф 5: Уроки полового воспитания необходимы уже в младших классах, так как дети должны научиться управлять собственной сексуальностью. Сегодня молодые люди и девушки приобретают сексуальный опыт гораздо раньше и имеют неограниченную свободу принятия решений о начале половой жизни. В целях сохранения репродуктивного здоровья необходимо повсеместное половое обучение.

«Что касается многословного псевдонаучного сексуального просвещения, — пишет Сорокин, — то оно по большому счету никуда не годится. Его откровенно порнографическая часть явно вредна, а менее порнографическая часть служит в основном цели сексуального возбуждения и одержимости сексом. Похоже, что покровители такого рода сексуального просвещения не осознают, что развязная болтовня о сексуальных вопросах пробуждает нездоровое любопытство, концентрирует внимание на них и возбуждает сексуальные импульсы у не отобранных и не подготовленных слушателей или читателей».

Миф 6: Интенсивная сексуальная жизнь современного человека имеет более богатое эротическое содержание нежели раньше». Статистика говорит о возросшем количестве совокуплений, более изощренных ласках и сексуальной технике.

«Чем больше наслаждений развратные люди стремятся получить, тем меньше их получают. Волнующее прежде ощущение становится скучным, рутинным и даже болезненным. Это уменьшение получаемого удовольствия иногда толкает их на поиск извращений, а те в свою очередь усугубляют болезнь, страдания и несчастья. Неудивительно, что жизнь в итоге превращается в жалкое существование, которое зачастую заканчивается самоубийством», — констатирует Сорокин.

 

Почетный директор ИСЭПН РАН, Член-корреспондент РАН Н.М. Римашевская

Директор Центра коммуникативных исследований «Проект Барьер» Н.Е. Маркова

 

* Печатается по СОРОКИН П.А Американская сексуальная революция https://fanread.ru/book/download/10480820/ (в сокращении).

Темы для Эссе:

1. «Как повезло властям, что люди никогда не думают». (Адольф Гитлер).

2. «Чем выше поднимаешься, тем больше врагов - ветра обдувают сильнее высотные здания, низкие лачуги всегда взатишке». (Анна Дуварова).

3. Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческая солидарность есть необходимое условие для развития любого индивидуума. (Эрих Фромм)

4. Состояние любого звена отражается на всей цепи. (Георгий Александров)

5. Небоскреб несчастья возводится стенами непонимания. (Игорь Субботин)

6. Не управляющий собой никогда не сможет управлять другими. (Гарун Агацарский)

7. На гребень волны чаще возносится легковесное (Павел Шарп)

8. Не напрягайте окружающих! Заземлят! (Вита Логвиненко)

9. Всю жизнь мы ставим опыты над собой и окружающими. (Михаил Зудочкин)

 

Литература:

 

1. Аврамова Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки /Е.М. Аврамова //Общественные науки и современность. - 2002. - №1. С.24-34.

2. Бюраева Ю.Г. Социальная мобильность современных менеджеров: межпоколенный аспект. /Ю.Г. Бюраева //Социологический журнал. - 2011. - №3. - С.40-49.

3. Волков Ю.Г. Социология: учебник. /Волков Ю.Г. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 448 с.: ил.

4. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект / А.В. Дмитриев // Социол. исслед. - 2004. - №10. - С.4-13.

5. Жерновой М.В., Глухов В.В. Взаимодействие граждан и полиции: состояние и перспективы /М.В. Жерновой, В.В. Глухов //Социол. исслед. – 2013. -№7. - С. 110-114.

6. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема, нового столетия (историко-социологический очерк) /В.Л. Иноземцев. //Социол. исслед. - 2003. - №4. - С.64-72.

7. Карачурина, Л.Б., Мкртчян Н. В. Потенциал пространственной мобильности безработных в России. /Л.Б. Карачурина, Н. В. Мкртчян. //Социол. исслед - 2012.- № 2 - С.40-53.

8. Кравченко А.И. Социология: учебник./ А.И.Кравченко. М.: Юрайт, 2011. - 523с.

9. Лысенко Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технологии её реализации (региональный аспект). (https://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-04/lysenko.pdf).

10. Моисеенко, В.М. Внутренняя миграция населения / В.М. Моисеенко.— М.: ТЕИС, 2004.- 285с.

11. Попова И.П., Седова Н.Н. Дополнительная занятость в успешных адаптационных стратегиях населения. /И.П. Попова, Н.Н.Седова. //Социол. исслед. - 2004. - №2. - С.29-41.

12. Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи. /М.Н. Реутова //Социол. исслед. - 2004. - №6. - С.139-142.

13. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность. /Р.Х. Симонян //Социол. исслед. - 2009. - №1. - С.55-61.

14. Смирных, Л.И. Продолжительность занятости и трудовая мобильность. /Л.И. Смирных. - М.: ТЕИС, 2003 - 245с.

15. Соколов А.В., Чже Сун Хун. Взаимодействие органов управления и общественных организаций в Ярославской области: социологический анализ / А.В. Соколов // Социол. исслед. - 2013. - №7. - С. 94-98.

16. Сорокин П.А. Социальная мобильность / П. Сорокин; пер. с англ. М.В. Соколовой; под общ. ред. В.В. Сапова. - М.: Academia: LVS, 2005 - 588с.

17. Социология: учебник для бакалавров / О. Г. Бердюгина [и др.]; отв. ред. В. А. Глазырин. - 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. - 400с.

18. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России. /М.В. Старчикова. //Социол. исслед. - 2012. - №5. - С.140-145.

19. Черныш М.Ф. Трансмиссия культурного капитала и социальная мобильность / М.Ф. Черныш. //Социол. исслед. - 2013. - №8. - С. 42-53.

20. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ: Акад. проект, 2007. - 472с.

 

 

Вопросы к зачёту по курсу «Социология»

1. Предмет и объект социологии.

2. Социология в системе гуманитарного знания.

3. Структура социологического знания

4. Социологические подходы.

5. Первые социальные исследования.

6. Виды прикладных социологических исследований.

7. Характеристика программы социологического исследования и ее составных частей.

8. Общество и его признаки.

9. Подходы социологов в системном изучении общества.

10. Типологии обществ.

11. Эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития

12. Естественное и социальное неравенство.

13. Теории структурализации общественных систем.

14. Трансформация социальной структуры российского общества.

15. Основные элементы культуры.

16. Формы культуры

17. Субкультуры

18. Социальные функции культуры.

19. Типы культур по критерию субъекта ее развития.

20. Понятия «человек», «индивид», «личность», их взаимосвязь.

21. Основные факторы развития личности.

22. Личность в системе социальных связей: социальные функции и статус.

23. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества.

24. Характеристика социального института, институциональные признаки.

25. Процесс институционализации и его особенности.

26. Функции социальных институтов.

27. Развитие социальных институтов.

28. Организация и социум.

29. Управление организациями.

30. Сущность социологического подхода к проблеме изучения семьи.

31. Типология семейных структур.

32. Социальная мобильность

33. Характеристика социальной мобильности и ее виды.

34. Проблемы социальной мобильности.

35. Взаимодействие как социальный процесс.

36. Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

37. Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.

38. Теория обмена Хоманса

39. Теория символического интеракционизма Дж. Мида

40. Теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана

41. Психоаналитическая теория З. Фрейда

42. Модели организации совместной деятельности Л.И. Уманского.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: