Каким нормативным правовым актом следует руководствоваться при отпуске древесины на корню, в том числе на землях, не входящих в лесной фонд?




Разъяснение. При отпуске древесины на корню в лесном фонде следует руководствоваться главой 15 ЛК, а также иными требованиями законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. На землях не входящих в лесной фонд следует руководствоваться законодательством о растительном мире (статья 37 Закона Республики Беларусь “О растительном мире”, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2011 г. № 1426 “О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира”).

43. Приложение 2 постановления СМ РБ «О мерах по реализации Лесного кодекса Республики Беларусь» от 04.11.2016 № 907 и глава 3 Инструкции о порядке учета, хранения, заполнения…, не соответствуют подпункт 6.7 пункта 6 статьи 39 ЛК. Так в утвержденной форме ордера на мелкий отпуск и Инструкции по его заполнению отсутствует вид лесопользования. Выдача ордеров в данном случае будет незаконной.

Разъяснение. Согласно подпункту 1.2 пункта 1 статьи 39 ЛК ордер выдается на рубку леса гражданами объемом не более 50 кубических метров древесины. В утвержденной форме ордера уже указан вид лесопользования: заготовка древесины. При этом вид лесопользования указан в ведомости материальной оценки лесосеки, являющейся обязательным документом при отводе и таксации.

Каким из требований НПА (пункт 4.3 статьи 16 ЛК, пункт 2 постановления Министерства лесного хозяйства от 19.12.2016 № 68) необходимо руководствоваться при предоставлении участков лесного фонда для лесопользования?

Разъяснение. До приведения в соответствие с ЛК лесоустроительных проектов, утвержденных в установленном порядке до 31 декабря 2016 г., категории защитности лесов, указанные в этих проектах для целей приложения 1 к Правилам рубок, следует понимать в значениях, установленных частью второй пункта 2 постановления, утверждающего данные Правила.

Соответственно, до приведения в соответствие лесоустроительных проектов необходимо руководствоваться указанным постановлением, после приведения в соответствие – ЛК. Требования статьи 19 ЛК также должны учитываться при ведении лесного хозяйства и осуществлении лесопользования согласно лесоустроительным проектам, не приведенным в соответствие с ЛК.

Необходимо переработать и привести в соответствие с ЛК СТБ 1360-2002 Рубки главного пользования. Требования к технологиям и СТБ 1361-2002 Рубки промежуточного пользования. Требования к технологиям.

Разъяснение. Данные документы перерабатываются с учетом требований всех утвержденных нормативных правовых актов по лесному хозяйству, вступивших в силу с 31 декабря 2016 года.

Приложение 1 к Правилам рубок противоречит статье 19 ЛК – в защитных (водоохранные леса) лесах могут проводиться только несплошные рубки главного пользования, сплошные рубки главного пользования не проводятся вообще в природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесах. Необходимо доработать указанное приложение.

Разъяснение. СогласноПриложению 1 к Правилам рубок устанавливаются организационно-технические элементы рубок главного пользования с учетом запретов и ограничений, установленных статьей 19 ЛК.

В приложении 2 к Правилам рубок слова «А также окончательные приемы постепенных рубок» заменить словами «а также постепенные рубки». В данном случае изменение позволит назначить несплошные рубки главного пользования, проводимые в 2-3 приема. Существующая редакция приложения позволяет назначать только окончательные приемы несплошных рубок в соответствии с требованиями абзаца первого пункта 20 Правил рубок.

Разъяснение. В приложении 2 к настоящим Правилам при проведении несплошных рубок главного пользования указано минимальное количество крупного подроста деревьев главной породы при проектировании и проведении окончательного приема постепенной рубки. Таким образом, в соответствии с пунктом 20 Правил рубок лесхозы имеют право изменять способ рубки с учетом требований пункта 30 данных Правил и ТКП 143-2008.

В пункте 19 Инструкции о порядке освидетельствования установлен порядок определения объема недоруба при проведении всех видов рубок.

В соответствии с абзацем третьим части 11 статьи 71 ЛК недорубами считаются деревья и лесосеки, назначенные в рубку для проведения сплошных и полосно-постепенных рубок. ЛК не содержит требований о том, что оставление деревьев и лесосек по остальным видам рубок является недорубом.

Разъяснение. Согласно части третьей пункта 11 статьи 71 ЛК недорубами считаются деревья и лесосеки, назначенные в рубку для проведения сплошных, полосно-постепенных рубок главного пользования, а также сплошных санитарных рубок, но не вырубленные в срок, предусмотренный в лесорубочном билете, ордере.

В пункте 19 Инструкции о порядке освидетельствования отражены нормы по определению объема недоруба, т.е. способы, которые можно при этом использовать.

При проведении освидетельствования установлено, что лесопользователем не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков. Каким образом лесопользователь может устранить данное нарушение без соответствующего разрешительного документа на проведение лесозаготовительных работ, если очистка лесосек от порубочных остатков входит в заготовку древесины в соответствии с требованиями НПА и ТНПА? Кроме того, при очистке лесосеки может заготавливаться и ликвидная древесина (дрова из ликвида из кроны).

Разъяснение. Согласно пункту 4 Правил рубок очистка лесосек от порубочных остатков – заключительная операция лесосечных работ по удалению порубочных остатков с лесосеки или приведению их в состояние, обеспечивающее условия для лесовосстановления, предупреждения пожаров и развития болезней леса, распространения вредителей леса, и не связано с лесопользованием. В соответствии с пунктом 3 статьи 72 ЛК по результатам освидетельствования лесосеки составляется акт освидетельствования лесосеки, подписываемый, в том числе лесопользователем. Требования, изложенные в акте освидетельствования лесосеки, являются для лесопользователя обязательными для выполнения. Соответственно лесопользователь обязан произвести очистку лесосеки на основании акта освидетельствования.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 72 ЛК в случае выявления нарушений требований законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды, условий, указанных в лесорубочном билете, технологической карте на разработку лесосек, допущенных при проведении рубок леса, акт освидетельствования лесосеки служит основанием для начала процессуальных действий в целях привлечения лесопользователя к ответственности в соответствии с законодательными актами.

Каким образом лесопользователь должен подтвердить невозможность использования (реализации) ликвида из кроны? Размер расчетной лесосеки по рубкам главного пользования (объем ликвидной древесины) рассчитывается лесоустройством без учета ликвида из кроны и отходов и утверждается в установленном порядке расчетная лесосека также без этих объемов.

Разъяснение. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 57 ЛК лесопользователь обязан соблюдать условия, указанные в технологических картах, на схемах на осуществление отдельных видов лесопользования, а также в документах, на основании которых возникает право лесопользования.

В случае учета ликвида из кроны в лесорубочном билете, лесопользователь должен производить заготовку данной продукции, так как в соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке учета, хранения, заполнения, выдачи и аннулирования лесорубочного билета, ордера и лесного билета, утвержденной постановлением № 907, лесопользователь ознакамливается с правами и обязанностями путем проставления подписи в строке «С правами и обязанностями лесопользователя ознакомлен и обязуюсь их выполнять».

Полагаем целесообразным при подаче заявления о предоставлении участка лесного фонда для лесопользования указывать в нем объем планируемой заготовки, в том числе и ликвида из кроны при его использовании (реализации).

Со ссылкой на пункт. 3 статьи 112 ЛК «Документы, на основании которых возникает право лесопользования, выданные до вступления в силу настоящего Кодекса, действуют до окончания срока их действия.» в главное финансовое управление облисполкома поступило разъяснение Минфина о том, что переоформление договоров аренды не требуется и арендная плата должна поступать как и ранее в областной бюджет.

Разъяснение. Согласно статье 70 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» официальное толкование нормативного правового акта может быть осуществлено только нормотворческим органом, принявшим этот акт. Министерство лесного хозяйства не вправе осуществлять официальное толкование Лесного кодекса, а может только высказать свое мнение по данному вопросу.

Расчет арендной платы производится ежегодно на основании таксовой стоимости, указанной в разрешительном документе – лесорубочном билете, без которого осуществление лесопользования, включая проведение рубок, запрещено. В соответствии с пунктом 1 статьи 71 ЛК лесорубочный билет выдается ежегодно на срок до 31 декабря.

Таким образом, право лесопользования по действующим договорам аренды закончено, так как лесорубочный билет выдается уже в соответствии с новым ЛК, и действие статьи 112 в данном случае не распространяется. В соответствии с данной статьей право лесопользования продолжается только по продленным в исключительных случаях лесорубочным билетам.

Кроме того, действие заключенных договоров аренды, будет противоречить пункту 4 статьи 102 ЛК, в соответствии с которым средства от платежей за лесопользование, включающие плату за лесопользование и арендную плату (пункт 2 статьи 103), поступают юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство. Переходные положения статьи 112, никоим образом, не касаются статьи 102.

Считаем возможным с учетом вступления в силу с 31 декабря 2016 г. ЛК заключить новые договоры аренды участка лесного фонда в соответствии с нормами ЛК и постановлением № 907 и расторгнуть договоры аренды участков лесного фонда, заключенные до 31.12.2016 г.

 

Первый заместитель Министра А.А.Кулик

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: