ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..




Задача 1.

На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем начался эксперимент. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

Вопрос 1. Как называется это явления?

Вопрос 2. Какова причина этого явления?

Вопрос 3. Какие условия необходимо соблюдать при выработке условных рефлексов?

Вопрос 4. В каком состоянии должны находиться животные, используемые эксперименте по выработке условных рефлексов?

Вопрос 5. В каких соотношениях должны находится между собой условный и безусловный раздражители?

 

Задача 2.

Начиная первые опыты по изучению УР И.П.Павлов построил «башни молчания», в которых находились экспериментальные камеры с абсолютной звукоизоляцией. Однако впоследствии оказалось, что в таких камерах собаки засыпают. Особенно быстро это происходило с собаками-сангвиниками.

Вопрос 1. Почему эти башни имели абсолютную звукоизоляцию?

Вопрос 2. Почему засыпали собаки?

Вопрос 3. Почему особенно быстро это происходило с животными-сангвиниками?

Вопрос 4. Чем характеризуется тип ВНД, имеющий аналогии с типом темперамента сангвиник?

Эталон ответа: Сильный, уравновешенный, подвижный.

Вопрос 5. Что лежит в основе классификации типов ВНД по И.П.Павлову?

 

Задача 3.

Один из способов борьбы с алкоголизмом состоит в выработке условного рвотного рефлекса на алкоголь.

Вопрос 1. Что необходимо использовать для выработки такого УР в качестве безусловного раздражителя?

Вопрос 2. Что должно являться условным раздражителем?

Вопрос 3. Как долго надо вырабатывать такой УР?

Вопрос 4. В каком состоянии должен находится пациент?

Вопрос 5. Какой препарат пациент должен получать первым?

 

Задача 4.

Всем известна поговорка: «Пуганая ворона и куста боится».

Вопрос 1. Какое физиологическое явление лежит в основе подобного поведения?

Вопрос 2. Что такое временная связь?

Вопрос 3. Что лежит в основе замыкания временной связи?

Вопрос 4. Какие основные стадии выделяют в процессе формирования условного рефлекса?

Вопрос 5. О чем свидетельствует стадия специализации?

 

Задача 5.

Из двух испытуемых один ярко выраженный флегматик, другой –сангвиник. У обоих выработаны прочные условные двигательные рефлексы: на зеленый свет нажатие кнопки левой рукой, на красный – правой. При обследовании регистрировали время от включения света до нажатия кнопки. Затем условия опыта изменили: На зеленый свет надо было нажимать кнопку правой рукой, на красный- левой. Время нажатия на кнопку после подачи света изменилось у обоих испытуемых.

Вопрос 1. Как называется время от подачи света до нажатия кнопки?

Вопрос 2. Как называется одним словом изменение условий опыта?.

Вопрос 3. В какой характеристике нервных процессов имеется основное отличие флегматика от сангвиника?

Вопрос 4. Почему и как изменилось время реакции у испытуемых?

Вопрос 5. У кого быстрее произойдет переделка и почему?

 

Задача 6\.

В известной басне И.А.Крылова есть такие слова: «Вдруг сырный дух лису остановил: лисица видит сыр, лисицу сыр пленил!»

Вопрос 1. какое из известных проявлений ВНД описал автор?

Вопрос 2. назовите основные методологические принципы учения о высшей нервной деятельности.

Вопрос 4. в каком состоянии должно находиться животное при выработке условного рефлекса на пищевое безусловное подкрепление?

Вопрос 5. Назовите общие признаки условных рефлексов.

Вопрос 6.. Назовите стадии образования условных рефлексов.

 

Задача 7.

А.С.Пушкин в поэме «Полтава» пишет о Петре!: «Глаза его сияют, лик ужасен, движенья быстры.Он прекрасен, он весь как божия гроза».

Вопрос 1. Какие характеристики могут наиболее точно отразить этот тип ВНД?

Вопрос 2. На чем основана общая для человека и животных классификация типов ВНД по И.П.Павлову?

Вопрос 3. На чем основана частная классификация типов ВНД человека?

Вопрос 4. Как соотносятся между собой классификация темпераментов по Гиппократу и типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову.

Вопрос 5. Прекратить активность такого лидера может действие сверхсильного раздражителя. Как называется этот вид торможения и какие виды внешнего торможения вам известны?

 

Задача 8.

На экзамене по физиологии студентка отличница получила двойку. Она заплакала.

Вопрос 1. Как называется ее состояние? Дайте ему определение.

Вопрос 2. Каковы функции эмоций?

Вопрос 3. Назовите основные теории, объясняющие возникновение эмоций.

Вопрос 4. Исходя из теории П.В.Симонова объясните почему возникают положительные или отрицательные эмоциональные состояния.

Вопрос 5. Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать?

 

Задача 9.

Двое пешеходов переходят дорогу. Один остановился, когда загорелся красный свет. Другой стал перебегать дорогу и остановился на середине проезжей части только, когда увидел быстро движущийся автомобиль.

Вопрос 1. Какой вид рефлекторной деятельности продемонстрировал первый пешеход?

Вопрос 2. Как называется разновидность условного торможения, которая позволила выработать следующий условный рефлекс:

«стоим на красный сигнал, идем на зеленый»?

Вопрос 3. Остановка одного пешехода на красный сигнал светофора- условное торможение. Какие виды торможения Вам еще известны?

Вопрос 4. Какой вид торможения продемонстрировал второй пешеход?

Вопрос 5. Какова роль внешнего торможения в процессах организации поведения?

 

Задача 10

Житель центрального района большого города привыкает к постоянному городскому шуму за окном и спит в этих условиях спокойно.

Вопрос 1. В результате какого процесса возникает способность крепко спать при сильном уличном шуме?

Вопрос 2. Когда в эти условия попадает его родственник из сельской местности, он долго не может уснуть. Почему?

Вопрос 3. Какой физиологический процесс лежит в основе привыкания?

Вопрос 4. Какая основная характеристика нервных процессов должна быть выражена у сельского жителя для того, чтобы он быстрее стал засыпать в условиях городского шума.

Вопрос 5. Что является отличительной особенностью ориентировочно-исследовательской реакции или рефлекса «Что такое»?

ФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ.

Задача 1.

Врач-хирург для удаления зубов назначает всегда операцию утром время – от 9 до 13 часов. Это позволяет ему уменьшить дозу аналгетиков.

Вопрос 1. Почему он выбирает такое время?

Вопрос 2. Почему болевой порог имеет суточную ритмику?

Вопрос 3. Что такое болевой порог?

Вопрос 4. Какие основные причины обеспечивают формирование болевого порога? Вопрос 5. Болевой порог – результат взаимодействия двух систем структур мозга. Назовите их.

 

Задача 2.

В психиатрической клинике больной симулировал заболевание, при котором, в частности, не ощущается болевое раздражение.

Вопрос 1. Как можно определить, что на самом деле он ощущает боль?

Вопрос 2. Назовите компоненты системной болевой реакции.

Вопрос 3. Как по локализации классифицируют боль?

Вопрос 4. Что такое эпикритическая боль?

Вопрос 5. Дайте определение протопатической боли

Задача 3.

В романе А. Толстого «Петр 1» при первой встрече Петра и Меньшикова Сашка продергивает через свою щеку иголку и протягивает нитку, уверяя, что ему не больно.

Вопросы.

Вопрос 1. Почему ему действительно не больно?

Вопрос 2. Что такое ноцицепторы?

Вопрос 3. Какой вид боль может ощущать человек, если вводит иголку в область богатую ноцицепторами?

Вопрос 4. Как классифицируют ноцицепторы по механизму возникновения возбуждения?

Вопрос 5. Как называется метод определения болевой чувствительности?

 

Задача 4.

Известны случаи, когда в состоянии аффекта человек не чувствует боли.

Вопросы

Вопрос 1. Почему это происходит?

Вопрос 2. Назовите эмоциональное состояние, сопровождающее снижение БП и повышение болевой чувствительности.

Вопрос 3. Назовите функции антиноцицептивной системы мозга.

Вопрос 4. Одним из механизмов эндогенного обезболивания является взаимодействие опиатов с опиатными рецепторами. Назовите три основные опиоидэргические системы.

Вопрос 5. Перечислите четыре механизма реализации эффектов антиболевых систем, различающихся по временным характеристикам.

 

Задача 5.

Существует наследственное заболевание, одним из проявлений которого является полная потеря возможности ощущать болевые раздражения.

Вопрос 1. Как называется это состояние?

Вопрос 2. Это заболевание очень опасно для организма. Почему?

Вопрос 3. Как можно достичь состояния обезболивания в клинических условиях?

Вопрос 4. Каков механизм влияния акупунктуры на болевую чувствительно?

Вопрос 5. Как можно уменьшить активность структур ноцицептивной системы?

Задача 6.

Во время сложной боевой операции солдат был тяжело ранен. Однако до окончания боя он стрелял из автомата, который держал раненой рукой. По окончании боя он из за сильной боли даже не мог поднять эту руку до уровня груди.

Вопрос 1. Почему это произошло?

Вопрос 2. Что характеризует болевую чувствительность?

Вопрос 3. Назовите основные эффекты антиболевых систем мозга.

Вопрос 4. Чем активируются хемоноцицепторы в процессе возникновения болевой реакции?

Вопрос 5. Почему болевой порог является функционально изменчивой биологической константной?

 

Задача 7.

При проведении некоторых операций широко используют рефлексотерапевтические воздействия, в частности иглоукалывание.

Вопрос 1. Что этим достигают?

Вопрос 2. Какие структуры мозга активизируют методы иглоукалывания?

Вопрос 3. Выработка каких веществ в мозгу усиливается при иглотерапии?

Вопрос 4. Какова основная функция антиноцицептивной или противоболевой системы?

Вопрос 5. Назовите основные нейрохимические механизмы антиноцицептивной системы.

 

Задача 8.

Задолго до появления боли в сердце у больного было ощущение боли и онемения в мизинце. Во время приступа стенокардии у больного возникло еще и сильное чувство страха.

Вопрос 1. Почему возникло чувство страха?

Вопрос 2. Каков биологический смысл болевой реакции?

Вопрос 3. Почему боль в области мизинца левой руки должна насторожить врача?

Вопрос 4. Почему при кардиогенной боли возрастает количество в крови катехоламинов?

Вопрос 5. К каким корковым структурам адресуется ноцицептивная информация от ишемизированного сердца?

 

Задача 9.

У становлено: что у жителей южных стран порог болевой чувствительности достоверно ниже: чем у северян.

Вопрос 1. Значит ли это, что в любой ситуации такая особенность останется неизменной?

Вопрос 2. Чем определяется величина индивидуального болевого порога?

Вопрос 3. Назовите основные структуры мозга, участвующие в проведении и интеграции информации от ноцицепторов.

Вопрос 4. Назовите функции 11 сенсорной области коры в воспариятии информации от ноцицепторов.

Вопрос 5. Назовите функции 1 сенсорной области коры в формировании болевого ощущения.

 

Задача 10.

Маленький ребенок дотронулся до горячего утюга и тут же с громким криком отдернул ладошку. В дальнейшем он никогда не совершал такого действия.

Вопрос 1. Какое значение имело болевое раздражение в этой ситуации?

Вопрос 2. Можно ли говорить о положительном влиянии боли в данной ситуации?

Вопрос 3. Какие преимущественно ноцицепторы активизировались при прикосновении к горячей поверхности?

Вопрос 4. К какому классу ноцицепторов относятся структуры, актвировавшиеся при прикосновении к горячему утюгу?

Вопрос 5. Назовите типы ноцицепторов в зависимости от механизма их возбуждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: