Процесс работы над докладом/рефератом




Реферат

Слово «реферат» происходит от латинского «refere», что означает «докладываю, сообщаю». Реферат – это краткое изложение информации, взятой из одного или нескольких источников, в письменном виде или в форме публичного доклада. Как правило, реферат основан на нескольких текстах, таких как научная работа, книга, диссертация, подшивка статей, периодики и др.

Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения. В дальнейшем эти умения и навыки помогают приступить к написанию более сложных текстов, например, курсовых работ или дипломной работы.

Различают следующие виды рефератов (типы):

- продуктивные – воспроизводящие содержание первичного текста,

-репродуктивные – содержащие авторское осмысление взятых реферируемых источников.

Продуктивные рефераты делятся в свою очередь на реферат-обзор и реферат-доклад. Реферат-обзор составляется с использованием нескольких источников. В нём сопоставляются различные точки зрения по данной теме. Реферат-доклад носит более развёрнутый характер, т.к. кроме анализа информации первоисточника, он содержит объективную оценку проблемы.

Репродуктивные рефераты подразделяются ещё на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию, иллюстрации, сведения о методах и результатах исследования, а также возможностях их применения. Реферат-резюме включает исключительно основные положения по данной теме.

Процесс работы над докладом/рефератом

Подготовка доклада/реферата зачастую требует от докладчика большой самостоятельности и интеллектуальной работы. Выполнение такого вида работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Этапы подготовки доклада/реферата:

  1. Подготовка и планирование.
  2. Выбор и осознание темы доклада/реферата.
  3. Подбор источников и литературы.
  4. Работа с выбранными источниками и литературой.
  5. Систематизация и анализ материала.
  6. Составление рабочего плана доклада/реферата.
  7. Письменное изложение материала по параграфам.
  8. Редактирование, переработка текста.
  9. Оформление доклада/реферата.
  10. Выступление с докладом/рефератом.

Рассмотрим этапы подготовки доклада/реферата более подробно.

1. На этапе подготовки и планирования предстоит решить, что планируется написать и зачем, и только затем определить, как это делать.

Необходимо принять решения по следующим пунктам:

- выбор конкретной темы;

- цели, преследуемые в работе;

- критерии успешности конечного результата;

- структура и формат изложения;

- характер словаря, верный стиль, правильный тон.

2. Принципиальным и чрезвычайно ответственным моментом в разработке доклада/реферата является выбор темы. Тема должна содержать в себе проблему, так как именно проблема определяет в первую очередь успех всей работы. Четкая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель. Цель – лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность данного доклада/реферата.

Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования. Задача – способы и условия достижения цели. Здесь необходимо определить:

- какие именно факты хотите получить;

- какие статистические зависимости предполагаете установить;

- какие тенденции выявить.

Актуальность – это степень важности темы в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. Актуальность раскрывает интересующее докладчика явление в аспектах противоречий и трудностей, не определенных разработками его предшественников, а также возможности их разрешения иными средствами.

Новизна темы характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Критериями новизны выступают: вид новизны (теоретическая или практическая), уровень конкретизации, уровень дополнения, уровень преобразования.

3. Под источниками подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под литературой – книги, монографии, публикации в периодической печати.

4. Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада/реферата:

а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);

б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;

в) ознакомление с публикациями в периодической печати;

г) использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации);

д) составление библиографии;

е) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;

ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов);

з) ксерокопирование необходимых материалов.

5. На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.

6. План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет читателю легче воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.

7. По завершении составления плана, можно переходить непосредственно к созданию текста доклада/реферата. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:

а) строгое следование структуре доклада/реферата;

б) уточнение названий пунктов в содержании доклада/реферата.

8. Редактирование – важный этап, на котором необходимо провести самоанализ доклада/реферата, то есть, определить, отвечает ли он требованиям по содержанию, оформлению, стилистике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: