Погибнув от рук мучителей, Георгий Победоносец удостоился звания великомученика, а в дальнейшем благодаря многочисленным чудесам, совершённым им после своей кончины, почитание этого угодника распространилось во многих христианских странах, в том числе и на Руси.
Победоносцем Георгий назван потому, что несёт людям не просто победу в сражениях, а помогает каждому из нас победить в своём сердце диавола. Змей, которого он сразил копьём, - символическое изображение врага человеческого рода, которого мы стремимся побороть в себе.
Иконография («изображение, образ») великомученика Георгия пришла на Русь из Византии.
Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай
Икона «Георгий Победоносец». 1 половина XIV в. Византийский музей, Афины
На Руси образ святого претерпел некоторые изменения.
Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный.
Икона Св.Георгий. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва
Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля:
Святой Георгий. к. XI-XII вв. Успенский собор Московского Кремля
Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.
Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. 1 половина XIV в. Русский музей, Санкт-Петербург.
(житие – изображение мучений св. Георгия и чудесах в клеймах - небольших иконах, окружающих центральную композицию)
С XII века известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу.
Икона «Чудо святого Георгия о змие». Конец XIV в. Древний Новгород
Чудо св. Георгия о змие. 1 половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва
Но почему большой популярностью с давних времен пользуется именно икона «Чудо Георгия о змие»?
Во-первых, интересен сам сюжет, послуживший основой для иконописного образа. В одних источниках говорится, что город, где случилось чудо, находился в окрестностях нынешнего Бейрута, в других – его называют Гевал, что располагался в Палестине. Рядом с этим городом было большое озера, а в озере жило чудовище – Змий. Страшное существо нападало на людей и утаскивало их с собой на дно. Жители города пришли к своему правителю просить защиты от чудища. Но правитель не мог им помочь, а предложил лишь отдавать по очереди на откуп Змию детей. Чтобы народ не роптал, он включил в скорбный список жертв свою собственную дочь. Вот настала очередь царевне идти на смерть.
Девушку одели в красивое платье и оставили на берегу озера. Там она стояла и горько плакала. Вдруг откуда-то возник прекрасный воин, восседавший на белом коне. Он спросил у царевны, почему она плачет, а когда узнал причину, пообещал ее спасти. Когда Змий вышел из воды на берег, святой Георгий Победоносец, а он и был тем воином, пронзил чудище копьем. Связанного монстра привезли в город. Жители были очень рады своему избавлению, многие из них потом приняли христианство.
Исследователи в области иконописного искусства предлагают взглянуть на изображение змия. Он скорее похож на червя. При этом, в отличие от обычных змей, существо наделено крыльями и лапами. Таким образом, змий не похож на реальное существо. Он является олицетворением зла, а сюжет иконы показывает битву добра со злом.
В средневековом искусстве Западной Европы в образе Георгия более полно проявились рыцарские представления. Георгий — это бесстрашный завоеватель.
Статуя Донателло «Святой Георгий». Италия, Флоренция, 1408-1433
Статуя представляет собой двухметровое скульптурное изображение юного рыцаря со щитом в руках. Молодой герой стоит, опираясь на узкий, высокий щит с изображением креста, величественно и непоколебимо, как скала, готовый отразить любую атаку, Гибкий, стройный Георгий являет собой идеал сильной личности, прекрасного человека, созвучный эпохе Возрождения, и позднее повторялся во многих произведениях мастеров итальянского Ренессанса. У него сосредоточенный, глубокий взгляд, его торс защищен легкими латами, небрежно наброшенный плащ покрывает плечи. Героический образ Святого, излучающий мужественную энергии, воплощает красоту молодости, мужество и доблесть воина, он ярко индивидуален, почти портретен, что типично для искусства раннего Возрождения.
Итальянским мастерам Возрождения удавалось опоэтизировать самую борьбу Георгия. Предание о битве святого Георгия с драконом - один из популярнейших сюжетов в истории мировой живописи. Многие художники прославляли подвиги святого, но, ни одна из их работ не может сравниться с великолепной картиной Уччелло «Битва святого Георгия с драконом».
«Битва святого Георгия с драконом» (Паоло Уччелло, ок. 1456 года)
Все элементы этой сложной композиции - благородный рыцарь, прекрасная принцесса, омерзительное чудовище, дикий пейзаж, неспокойное небо - как нельзя более гармонично соотносятся друг с другом.
В 1502-1503 гг. итальянский художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти несколько раз обращается к образу св. Георгия.
В «Св.Георгии», написанном в 1502 г. прозрачные и декоративные кроны деревьев в глубине, крепко, уверенно прорисованная, материально написанная лошадь со всадником.
Рафаэль Санти. Святой Георгий. 1502
Другой вариант «Св. Георгия» (1506) еще более гармоничен, поскольку здесь фигура более удачно вписана в формат, не столь вырывается из него, как предыдущая, в которой фигура коня, может быть, несколько великовата для обреза картины.
Рафаэль Санти. Св. Георгий и дракон
В этих ранних работах вырабатывается и его почти интуитивное, великолепное чувство соразмерности, пропорциональности всех соотношений: фигуры с фигурой, фигуры с целым, фигуры с группой, фигуры с плоскостью картины.
Защитник Отечества
С именем Георгия Победоносца связаны многие победы Русского воинства.
Георгий Победоносец у православных всегда связывается с Великой Победой, так как 6 мая 1945 года, в день памяти святого Георгия Победоносца фашистская Германия официально объявила о своем решении капитулировать. Это был день Светлого Воскресения Христова и памяти святого великомученика Георгия Победоносца!
9 мая все мы отмечаем День Победы. Этот день свят для русских, украинцев, казахов, армян и всех остальных народов бывшего СССР. В этот день мы чествуем ветеранов и чтим подвиг наших павших предков, которые спасли всю Землю от воплощённого зла – нацизма.
В Москве на Поклонной горе, на территории известного мемориального комплекса под названием парк Победы, созданного в честь победы в кровопролитной войне над немецко-фашистскими захватчиками, расположен храм Георгия Победоносца. Он был выстроен на этом месте к 50-летию великой Победы, которое отмечалось в 1995 году.