Оценка эффективности деятельности таможенных органов




Введение

Таможенные органы России - это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Социально-экономическая значимость таможенной системы Российской Федерации очень высока. Находясь на страже интересов российского государства и общества в целом, она становится важнейшим субъектом регулирования внешней торговли и макроэкономической ситуации в целом. Благоприятная экономическая ситуация, в свою очередь, является залогом социального благополучия в обществе, повышения благосостояния каждого его члена. Возрастает роль таможенной службы Российской Федерации в иных направлениях социального регулирования: в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризму, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

Экономическая безопасность государства является гарантией независимости страны, стабильности ее развития и жизнедеятельности общества, его благополучия. Экономическая безопасность во многом определяется степенью государственного регулирования экономики, а также гибкостью и эффективностью этого регулирования. Одним из важнейших субъектов государственного регулирования экономики является таможенная система, способная воплощать на практике государственную экономическую и социальную политику.

 

Оценка эффективности деятельности таможенных органов

Активное вовлечение России в мирохозяйственные связи посредством механизма глобализации обуславливает необходимость перманентной оценки результативности функционирования таможенной системы в качестве неотъемлемого регулятора межстрановых товарных потоков и, как следствие, разработки соответствующих методик.

Многообразие разработанных подходов к оценке эффективности деятельности таможенного органа обусловлено абстрактно-отвлеченным характером понятия «эффективность деятельности таможенных органов», под которым в данной работе подразумевается комплексная характеристика таможенного дела, выраженная в отношении полученных в процессе функционирования результатов к понесенным затратам.

Сложность объекта исследования (эффективность деятельности таможенного органа) делает целесообразным применения многокритериальной оценки на системной основе[1]. Например, предложенный Диановым А.Ю. интегральный подход предусматривает включает три этапа: анализ структуры результативности совокупного процесса деятельности таможенных органов, формирование интегрирующих показателей и расчет этих показателей во времени[2].

В иной плоскости рассматривает проблему Клищ Н.Н.: оценка эффективности деятельности государственных органов (служащих) базируется на результативном подходе, предусматривающем 5 групп показателей: входящие ресурсы, процессы, непосредственные результаты, конечные эффекты, влияние.[3] (см. таб.1).

Таблица 1. Виды показателей результативности деятельности государственных служащих.

Тип показателя результативности Описание Примеры
Показатели входящих ресурсов Показатели, характеризующие затраты на определенные виды деятельности и (или) набор требований к профессиональным и личным навыкам госслужащего -затраты на командировки; -наличие сертификатов, оценивающих знание иностранного языка; - объем финансовых средств, необходимых для реализации программы
Показатели процессов Показатели, характеризующие сроки и нормативы выполнения определенной деятельности -средняя продолжительность согласования одного проекта нормативного правового акта / документа; -среднее время ожидания потребителя услуги в очереди
Показатели непосредственных результатов Показатели, характеризующие объем проделанной работы (оказанных услуг) -процент рассмотренных жалоб; -число активных проектов на текущую дату;
Показатели конечных эффектов Показатели, характеризующие степень достижения целей и задач таможенных органов и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг -число погибших на автодорогах, прошедших инспекцию не более года назад; -сокращение числа совершенных преступлений на 10 тыс. жителей;
Показатели влияния Показатели, характеризующие эффект воздействия государственного служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу -сумма средств, сэкономленных при внедрении предложения; -число граждан, удовлетворенных качеством и своевременностью оказания услуги

 

Для анализа экономической эффективности таможенной единицы[4] А.В. Губин предлагает метод сравнения расчетного и фактического бюджетного результатов: эффективность обратно пропорциональна разности между этими показателями[5]. Суть предлагаемого подхода заключается в сравнении максимально возможных поступлений от таможенных операций (расчетного бюджетного результата) с фактическими (фактическим бюджетным результатом). Наряду с этим данный ученый предлагает сопоставление совокупных затрат и результатов (в том числе, таможенных сборов в федеральный бюджет) таможенной деятельности[6].

Рис 1. Сравнение фактического и расчетного бюджетных результатов

Наряду с теоретическими подходами особый интерес представляют действующие системы оценки эффективности, реализация которых происходит как в деятельности зарубежных таможенных администраций, так и в рамках ФТС России.

Так, применяемая во Франции методика оценки эффективности деятельности таможенных органов (performance measurement)являет собой иерархическую систему, где стратегические цели предопределяют частные задачи. Степень отклонения фактических значений формируемых на основе этих задач показателей от целевых дает на выходе эффективность отдельно взятой таможенной единицы (см. таб. 2)[7]

 

Таблица 2. Оценка эффективности таможенных органов во Франции

Аспект деятельности Цель Показатели Целевые значения показателей
Социально-экономический Борьба с организованной преступностью Стоимостной объем конфискованного табака (в млн. евро)   54,5  
Стоимостной объем конфискованных наркотиков (в млн. евро)  
Физический объем поддельной продукции (в млн. штук) 5,5
Число раскрытых особо опасных преступлений  
Качество обслуживания Ускорение времен выпуска товаров Среднее время выпуска (в минутах)  
Удельный вес электронных деклараций (в % от общего числа деклараций)  
Организационный Повышение эффективности таможенного контроля Доначисленные платежи за таможенный контроль (в евро) 104 000  
Количество особо опасных нарушений в 1000 отобранных таможенных декларациях  
Аспект деятельности Цель Показатели Целевые значения показателей
  Сокращение расходов на сборы таможенных платежей Средняя стоимость процедуры сбора таможенных платежей, приходящаяся на 100 евро (в евро) 0.51  

 

В ином ракурсе данный вопрос рассматривают в таможенной администрации Нидерландов: таможенная деятельность суть непрерывный процесс, на входе которого имеет место исходные ресурсы, используемые с разной степенью интенсивности (пропускная способность), а на выходе образуются как результаты конкретных решений локальных таможенных органов (прием таможенной декларации, задержание продукции), так и в целом воздействие таможенной системы на общество (поощрение благоприятных практик, правомерного поведения, поддержание долгосрочного сотрудничества через институт уполномоченного экономического оператора)[8].

 

Рис.2. Система оценки эффективности деятельности таможенных органов в Нидерландах.

Выработанная на сегодняшний день в России методика оценки эффективности деятельности таможенных органов построена на системе показателей эффективности деятельности (ПЭД) и имеет ряд допущений: эффективность таможенной деятельности представлена в качестве системы, состоящей из 3 разделов-подсистем в соответствии со стратегическими целями ФТС России; высокие агрегаты (разделы) разукрупнены на конкретные индикаторы; балльное выражение некоторых показателей; наличие показателей без балльной оценки[9].

В итоге на основе экспертных оценок можно получить результирующий показатель – эффективность деятельности таможенной единицы:

,

где - показатель эффективности подсистемы (раздела показателей;

- удельный вес показателя эффективности подсистемы;

-число подсистем.

Таким образом, несмотря на представленную выше дифференциацию подходов, ни одна из рассмотренных методик не раскрывает в полной мере содержание эффективности деятельности таможенной единицы. С одной стороны, это демонстрация сложности обозначенной проблемы, с другой, - широкое поле для дальнейших научных исследований.

Кроме того, стремительная динамика и усложнение форм внешнеэкономических отношений, новый институциональный дизайн в контексте вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию предъявляют к оценке таможенной деятельности все новые и новые требования. Очевидно, что вследствие вышесказанного механизм оценивания деятельности таможенных органов должен находиться в состоянии непрерывного развития и совершенствования.

 

 


[1]Белозерова С.В., Белозеров И.И.. «Проблемы определения эффективности таможенного дела» // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2008. № 7. – с.96

[2] Дианов А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности: автореф. диссертации канд. экон. наук, М., 2009. - с.7

 

[3] Клищ Н.Н.. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. диссертации канд. экон. наук, М., 2006. - с.18-19.

[4] Под таможенной единицей в данном контексте подразумевается определенный уровень реализации таможенного дела: от поста до системы ФТС России.

[5] Губин А.В. Совершенствование методологии оценки экономических результатов деятельности таможенных органов России (на примере Западного таможенного региона): диссертация канд. экон. наук, М., 1999. – с.24

[6] Gubin Alexey. Developing performance measurement for the Russian Customs Service //

World Customs Journal. 2011. Volume 5, Number 2. – s. 95-106

[7] Picard Conference Geneva, 14-16th September 2011.

 

[8] Picard Conference Geneva, 14-16th September 2011

[9] Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011–2013 годы. https://www.customs.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: