Становления временного коллектива




Закономерности развития временного детского коллектива (ВДК) исследуются учеными уже достаточно давно. И поэтому характеристики, специфика и динамика развития ВДК сегодня хорошо известны. На какие конкретные детали необходимо обращать внимание на разных этапах развития ВДК?

Временный детский коллектив, как известно, формируется на определенный временной период (в лагере это чаще всего смена в 21 день либо профильные смены от 3 до 7-10 дней). Временный коллектив детского лагеря имеет достаточно простую структуру (органы самоуправление, творческие группы либо советы дел на конкретные события), которая предоставляет возможность для самореализации и успеха не только лидерам, но и детям, имеющим неуспех в постоянном коллективе.

Важно учитывать динамику развития временного детского коллектива, которую большинство современных авторов определяют следующим образом.

1-й этап (1-6-й дни) - этап адаптации

Здесь необходимо как можно быстрее:

- познакомить детей;

- разобраться в их личностных особенностях;

- сплотить коллектив через совместную деятельность;

-- увлечь их перспективой предстоящей жизни в лагере;

- закрепить освоение режимных моментов;

- выбрать органы самоуправления и структурировать отряд (поделить на группы, звенья, команды и т. п.);

- провести как можно больше творческих дел, не требующих особенно тщательной подготовки;

- организовать по возможности успех отряда на общелагерных мероприятиях;

- стимулировать доверие и доброжелательность в коллективе.

2-й этап (6-12-й дни) - этап индивидуализации

На этом этапе необходимо:

- создать условия для самореализации и творческого самовыражения детей;

- целенаправленно работать над положительным климатом и благополучными отношениями в отряде (то есть проводить внутриотрядные дела и формировать внутриколлективные традиции: особые «Огоньки», веселые «кричалки» и т. п.);

- каждодневно организовывать деятельность для проявления интересов разных детей: интеллектуальную, спортивно-туристическую, кружковую, досуговую;

- прогнозировать возможные конфликты, которые могут появиться, поскольку дети уже освоились и начали свободнее себя вести.

3-й этап (12-18-й дни) - этап интеграции

На данном этапе необходимо:

- своевременно корректировать негативные психологические состояния детей;

- формировать положительные отношения между мальчишками и девчонками;

- оказывать реальную помощь в реализации личности ребенка, укреплять ощущение его нужности, полезности для всего коллектива;

- стимулировать и закреплять реальные достижения детей.

4-й этап (18-21-й дни) - этап подготовки к расставанию

В этот период важно:

- анализировать личностные и групповые эмоциональные состояния;

- подвести итоги смены, не забыв отметить за что-либо каждого ребенка;

- удерживать дисциплину;

- помочь закрепить детям приобретенный ими успешный новый опыт;

- помочь отрефлексировать новые достижения детей;

- внутриотрядными делами поддержать эмоциональный подъем детей.

 

Организационный период: задачи вожатого

Знакомство ребят в отряде, обсуждение и утверждение правил жизни в отряде;

Знакомство с лагерем, режимом его работы, представление штаба, педотряда, служб;

Предъявление единых педагогических требований;

Создание психологически безопасной атмосферы;

Поддержание позитивного эмоционального настроя через общие песни, речевки, традиции и т.п.

Основной период

 

Теория развития временного детского коллектива (вдк).

Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Исследования, проведенные пе­дагогами К. Н Травиным, А. И. Лутошкиным, Т Н. Мальковской, Л К. Кленевской и другими показывают, что временный детский коллек­тив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогичес­ком руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое каче­ственное своеобразие.

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

— оргпериод (1 этап, адаптационный период);

— основной период (2 этап),

— итоговый период (заключительный, 3 этап)

Параметры Организационный период Основной период Итоговый период
Цели Создание условий для успешной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Формирование и развитие временного детско­го коллектива, самореализация каждого члена коллектива. Превращение отряда в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Задачи 1. информационная (о лагере) 2. предъявление Единых Педагогических Требований 3. Знакомство получить необходимую информацию о каждом ребенке 4. наметить перспективы совместной деятельности в отряде (планирование) 1.продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей; 2. контролировать состояние здоровья детей; 3.требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов; 4.организовывать групповое творческое взаимодействие, посредством разнообразной деятельности; 5.развивать лидерские качества детей; 6. продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком. 1. подведение итогов(помочь ребенку самоопределиться) 2. подготовка к отъезду проанализировать достигнутый уровень коллектива 3. увлечь детей формами и методами самовоспитания
Деятельность 1. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей. 2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей. 3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей. 4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми. 5. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив. 6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира. 7. Организовать индивидуальную работу с детьми. 1. игра и коллективно - творческая деятельность. 2. право выбора для участия в деятельности. 1. стимулирующая (развитие способностей) 2. “охранительная” (коллектив живет сам)
Доминирующая деятельность Игра и организованная общественная деятельность 1.Комплексные дела (отряд и отряд, большое количество групп) 2. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности. 3. Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел. 4. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода. 5. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности. 8. Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей. 6. Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности. 7. Вникать в отношения, складывающиеся в отряде, корректировать их. 8. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, по­буждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп. Проверка знаний (познание себя)
Позиция педагога “диктатор” (особенно в утренний период) “демократ”, “дипломат” и педагогическое руководство Старший друг, советчик.
Методы — убеждение (словом, примером); — требование (прямое, косвенное); — поручение (временного характера); — соревнование (в конкурсах, играх, КТД); — игра; — поощрение. — поручение; — соревнование; — игра; — поощрение; — убеждение; — требование. Поощрение и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: