Игры, имеющие в основе народные, религиозные праздники и обряды, бытовые, праздничные сцены прошлых лет




Библиотечная викторина

Викторина – это своеобразная игра, в которой путем вопросов выявляются знания и ориентировка людей в различных областях науки, искусства, литературы. Заключается эта игра в том, что ведущий задает вопросы, на которые участники ее тут же отвечают. Наиболее правильные, быстрые и обстоятельные ответы премируются или засчитываются в качестве победы.

Библиотеки используют викторину для рекомендации литературы по затрагиваемым в ней вопросам. Делается это до, во время и после проведения викторины. Для этого организуются выставки, оформляются плакаты или альбомы, предлагаются книги в устных беседах с читателями.

Викторины проводятся по самым разнообразным вопросам: о жизни известных писателей и их творчестве, о высказываниях знаменитых людей, о литературе на определенную тему, по отдельным книгам и т.д.

Вопросы в викторинах излагаются так, чтобы они при всей краткости популяризировали книги, тему, заинтересовывали ими.

Обычно литературные викторины включаются в программу библиотечных вечеров, посвященных творчеству отдельных писателей, ученных и других замечательных людей. Проводятся они или со сцены, как один из номеров программы вечера, или в фойе, в зале до начала вечера и во время перерыва. Такие викторины, с одной стороны, выявляют знакомство читателей с определенными произведениями и авторами, а с другой - рекомендуют их в увлекательной форме среди участников мероприятия.

В целях рекламы библиотеки и ее услуг можно провести викторину на тему: «Знаете ли вы нашу библиотеку?». В нее включают вопросы, по истории библиотеки: кто и когда, основал библиотеку, где она находилась раньше, если библиотека носит чье-то имя, то почему оно ей присвоено. Вопросы о современном состоянии библиотеки: каков численный состав книжного фонда и какие имеет разделы, сколько читателей в библиотеке, знают ли читатели библиографические пособия и какими из них пользуются, какие каталоги имеются в библиотеке и зачем?

Такую викторину можно провести под девизом - «Кто лучше знает нашу библиотеку?». Лучше всего ее провести в вечер отчета библиотеки о проделанной за год работе (1).

 

Аукцион знаний

Это командная познавательная игра-соревнование. Ее организаторам следует заранее определить те области знания, которым она будет посвящена (техника, искусство, спорт и т.д.).

Зная тему аукциона и готовясь к нему, команды должны тщательно изучить соответствующую литературу, в тайне друг от друга нарисовать или изготовить для «продажи» несколько предметов-великанов, ярких, красочных, относящихся к теме игры (например, колесо, часы, яблоко, велосипед и т.п.), а затем собрать из газет и журналов максимальное количество сведений о них. Организаторам аукциона необходимо также заранее вместе с представителями команд оговорить начальную цену каждой «вещи». Она должна зависеть от объема информации, которую знают о предмете те, кто его изготовил. Например, если цена определяется в 30 баллов, это значит, что команде-автору известно об этой «вещи» 30 фактических сведений.

На аукционе команды собираются вместе и начинается «распродажа товаров». Правила таковы: предметы или рисунки могут быть приобретены соперничающей командой в обмен на знания об истории, устройстве, назначении, разнообразии, свойствах и особенностях представленной вещи.

Каждый ответ должен быть лаконичным, не превышать одной минуты. Распорядитель аукциона оценивает их в баллах по нарастающей: чем больше знаний уже выявлено, тем труднее сделать какие-либо дополнения, поэтому ответы оцениваются выше.

За повторы уже прозвучавшей информации назначаются штрафы (снятие баллов). Когда команда наберет начальную «цену» или, еще лучше, превысит ее «вещь» считается проданной (9).

 

Тематическое лото

Это игра викторинного типа, командная или индивидуальная. Она напоминает известную игру «русское лото» Тематика лото может быть любой: естественнонаучной, краеведческой, литературоведческой и т.д. Подготовка к мероприятию состоит из двух основных этапов: рекомендация соответствующей литературы среди будущих участников и составление организаторами вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный.

Перед началом игры ведущий, называя номера, зачитывает вопросы и варианты ответов к ним. Участник, у которого в карточке стоит номер данного вопроса, должен указать в свободной части соответствующей клетки номер правильного ответа. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки.

Затем жюри собирает и проверяет правильность ответов по приготовленной заранее «таблице соответствия». Победителем будет тот читатель (или команда), кто первым правильно ответил на все вопросы (9).

 

Игра-путешествие

Это своего рода путешествие по книгам, которые могут быть объединены какой-то одной темой или несколькими темами. Например «Путешествие по литературному городу», «Путешествие в Сказку», «Экологическое путешествие» и т.д.

«Путешествие» может быть ориентировано на читателей разных возрастов. Ведут это мероприятие чаще всего литературные герои. Каждая остановка в пути посвящена какой-то определенной теме или книге. На одной остановке читатели могут познакомиться с книжной выставкой, на другой поучаствовать в викторине, разгадать кроссворд, третья остановка может включать в себя групповую беседу или громкое чтение и т.д. Путешествия по художественным произведениям по форме могут представлять собой спектакль, в котором на общую основу нанизаны отрывки из разных произведений. А ведущие, путешествуя от произведения к произведению, влекут за собой зрителей, предлагая им угадывать персонажей, авторов и названия, зашифрованных книг.

 

К библиотечным играм наиболее близка ролевая игра. Р.Немов определяет ее как «совместную групповую игру, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли» (10).

В социологии достаточно полно разработана теория ролей. Каждый человек на протяжении жизни и даже одного дня играет разнообразные социальные роли. В определенных ситуациях актуализируется та или иная роль. Человек живет в обществе и является одновременно членом различных социальных групп (семья, учебная группа, компания друзей и т. д.). В этих группах он занимает определенное положение, обладает сложившимся статусом, к нему адресованы соответствующие ожидания. Каждая социальная роль четко регламентирована, существуют определенные правила поведения в ней. Обществом выработаны способы одобрения, поощрения для тех, кто исполняет надлежащим образом свою роль, и санкции в случае несоблюдения правил и требований роли.

Влияние роли на социализацию личности чрезвычайно важно при проведении ролевых игр в библиотеках. Каждый участник исполняет роль в соответствии с целями и задачами игры. Желательно, чтобы роль способствовала развитию личности, повышению самооценки и статуса играющего. Читатель в процессе подготовки и проведения мероприятия готовит роль и проигрывает ее на мероприятии, взаимодействуя с другими читателями, исполняющими иные роли. Роль готовится в течение определенного времени, и уровень ее исполнения зависит во многом от личностных качеств читателей и от той помощи, которую оказывают им библиотекари, консультанты, педагоги и др.

В библиотеках практикуется ряд форм и методов, которые можно отнести к ролевым играм. К ним относится ролевая игра-обсуждение, литературный суд, читательская пресс-конференция. Эти мероприятия можно отнести к имитационным играм. Для них характерно то, что в процессе проведения имитируется какое-либо действо.

Рассмотри эти формы подробнее.

 

Ролевая игра-обсуждение

Игровой формой, существенно способствующей активизации познавательной деятельности читателей, является ролевая игра-обсуждение. Опыт библиотек показывает, что эта игра приемлема для обсуждения не только одной, но и сразу нескольких книг. В ходе обсуждения читатели и библиотекари говорят не от себя лично, а от лица взятой на себя роли, например, автора книги или героя произведения. Позиция участника игры должна совпадать с позицией героя, от лица которого он выступает. Необходимо вжиться в образ, умело оперировать текстом произведения, чтобы убедить остальных участников игры в правоте действий своего героя. На первый взгляд ролевая игра-обсуждение напоминает читательскую конференцию или диспут. Однако ее замысел - привлечь к разговору с помощью читателей всех героев произведения, его автора, критиков. В этом выражено стремление библиотеки заинтересовать читателей проблемой, книгой, рецензиями, чтобы в последующем расширить круг используемых источников. Ролевая игра-обсуждение рекомендуется для изучения и анализа книг на социально-политические и исторические темы (11).

 

Литературный суд

Литературные суды появились в практике работы библиотек в 20 - 30-е годы прошлого столетия. Можно рекомендовать проводить их среди современной молодежи, старшеклассников. Это мероприятие имитирует судебное заседание. Между участниками распределяются роли. Они определяются особенностями отечественного судопроизводства, которое предполагает обязательное присутствие на судебном заседании основных участников процесса: Судьи, Адвоката, Прокурора, Присяжных заседателей, Секретаря суда, Свидетелей (со стороны защиты и обвинения). Участник, которому досталась та или иная роль, должен хорошо ее знать. С позиции социологии, любую профессию можно рассматривать, как определенную социальную роль, у которой есть свои правила поведения. Каждый участник должен хорошо изучить эти правила. Для этого он должен почитать литературу о современном судопроизводстве. Исходя из сюжета произведения, определяются Потерпевший, Обвиняемый, Свидетели и др. Сюжет книги позволяет четко распределить роли, провести дознание. Каждый участник в силу своего воображения, умений, артистических способностей, речевых качеств, напористости играет выбранную роль. Здесь уже идет соревнование между участниками, и зачастую итог игры зависит даже не от сюжета, а от их активности и творческой инициативы.

Подобные имитационные игры в форме литературных судов привлекательны для молодежи, так как позволяют людям раскрыть свои артистические способности, самоутвердиться, самовыразиться, раскрыть свой потенциал, повысить статус среди сверстников, ощутить атмосферу эпохи. Все мероприятие построено на стимулировании познавательной, читательской деятельности участников. Для того, чтобы сыграть роль, например, Онегина или Печорина, необходимо знать не только минимум – само произведение, - но и прочитать литературу о той эпохе, критические статьи и т.д. Очень важна функция библиотекаря: он выступает как организатор, который должен создать игровую атмосферу, разбудить творческие возможности участников, помочь в подготовке к мероприятию.

Хотелось бы отметить, что поводом для проведения литературного суда может стать не только сюжет художественного произведения. Суд может проводиться над чувствами (любовь, ненависть, зависть и т.), над вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания). Обвиняемыми на суде могут стать такие явления как фашизм, национализм, шовинизм и т.д. (11).

 

Пресс-конференция

Читательская пресс-конференция, имитирующая реальную, носит конкурсный характер. Участники разбиваются на две группы и по конкурсной, соревновательной технологии могут называться командами, которые состязаются между собой.

Атмосфера игры, усиленная соревнованием, делает эти мероприятия достаточно привлекательными для молодежи. Наиболее удачно они проводятся среди старшеклассников, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов младших курсов вузов. Как правило, для этой игры выбирается определенная тема, которая затрагивает молодежь, является для нее важной, животрепещущей. Это могут быть проблемы занятости, наркомании и СПИДа, экологии, правопорядка, молодежного досуга и т. д. Такие мероприятия можно проводить в рамках изучения конкретной темы по одной из общественных наук в рамках учебных курсов. В этом случае большую помощь библиотеке оказывают педагоги. Библиотека организует просмотр видеозаписи одной из многочисленных пресс-конференций, чтобы помочь читателям реально представить себе свои роли. Команды могут быть представлены параллельными классами, группами ссузов или вузов, что создает реальную обстановку конкуренции, соперничества. Учащихся необходимо стимулировать в их конкурентной борьбе, заранее объявив призы. Библиотеки уже научились находить спонсоров, которые обеспечивают ребят призами. Если мероприятие проводится в русле учебных занятий, то стимулом может быть оценка по этому предмету, учебной дисциплине.

Участники делятся на две команды — команду прессы и команду специалистов. В каждой команде распределяются роли. Можно рекомендовать жребий для определения того, какая роль кому достанется, что является объективным способом распределения ролей. За каждой командой закрепляется консультант. Желательно привлечь специалистов по конкретной проблеме. Команда СМИ распределяет роли соответственно определенным каналам телевидения (например, Первый канал, НТВ и т. д.). Выбирают наиболее яркие периодические издания: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Комсомольскую правду» и др. Каждое из СМИ имеет ярко выраженную индивидуальность, они достаточно отчетливо отличаются друг от друга. Задача игроков этой команды — подготовить вопросы в русле концепции, позиции, лица, представляющего данный канал. Для этого участники, игроки изучают свой канал, просматривают подшивки газет, слушают, смотрят, стараются, чтобы вопросы звучали в соответствующем стиле. Библиотекари предлагают игрокам литературу по журналистике, работы, в которых рассматривается состояние современной прессы, чтобы участники более полно разобрались в проблемах СМИ. Кроме того, они, естественно, изучают литературу по тематике пресс-конференции. Библиотека ведет большую работу по поиску нужной информации, организует выставки, проводит обзоры, консультирует и выполняет справки по данной теме.

Команда специалистов распределяет роли по отраслям, специальностям, профессиям. Например, если пресс-конференция посвящена охране окружающей среды, то в команде должны быть биологи, химики, экологи, врачи, представители санэпидстанции, администрации населенного пункта и т. д. Каждый из них изучает проблемы со своей позиции. Он должен предвидеть, какие вопросы могут быть заданы, и заранее готовиться к ним.

Из педагогов и библиотекарей формируется жюри. Необходимо заранее продумать критерии оценки вопросов и ответов. Кроме того, могут быть подготовлены специфические призы по номинациям — за самый остроумный ответ, лучший вопрос и т. д. В итоге жюри объявляет победителей и награждает их. Библиотека со своей стороны организует выставку по данной проблеме, может провести по ней обзор. Таким образом, данная имитационная ролевая игра стимулирует познавательную и читательскую деятельность не только у участников, но и у всех присутствующих (11).

 

Игры, имеющие в основе народные, религиозные праздники и обряды, бытовые, праздничные сцены прошлых лет

Наибольшую популярность они приобрели в последние годы, после того как конституционно была провозглашена свобода вероисповедания. Старшее поколение читателей, выросшее в период ярого атеизма, за исключением немногих, не имеет представления о том, как отмечают те или иные праздники, проводят обряды. Эти мероприятия имеют ярко выраженный познавательный характер, они способствуют реализации главной цели массовой работы. Библиотеки имитируют обряды — свадьбы, крестины, Рождество, Святки и т. д. Кроме того, мероприятия должны быть театрализованными. Имитация обряда предполагает серьезное отношение к оформлению — она обязана соответствовать эпохе и своему прототипу. Нередко библиотеке приходится проводить настоящее этнографическое исследование с привлечением специалистов, людей старшего возраста, старожилов, хранителей обычаев для сбора этнографического материала, литературы по теме. Библиотека способствует возрождению народных традиций и обычаев. Участники мероприятия, играющие определенные роли, также приобщаются к изучению этнографии, фольклора, литературы. Чаще всего такие мероприятия проходят в детских, юношеских, массовых муниципальных библиотеках.

Другой вид имитационной игры — бытовые, праздничные сцены прошлых времен. Здесь можно вспомнить, что молодых людей сейчас все больше привлекает история. В России уже немало клубов, участники которых все свое свободное время посвящают, например, рыцарским турнирам, изучая их историю, своими руками мастерят себе полное вооружение, добиваясь точного соответствия эпохе. В летнее время они проводят настоящие рыцарские турниры, превращая свое увлечение в интересное зрелище, действо, шоу. Библиотеки более скромно организуют такие мероприятия. Примером этой формы массовой работы может служить «Пушкинский бал» в библиотеке. Участники, принимающие в нем участие, сами выбирают себе роли, шьют костюмы, разучивают танцы того времени, изучают специальную литературу, источники, консультируются у специалистов. Каждый из них готовится вести беседы в стиле эпохи о литературе, театре, искусстве и т. д. Много внимания уделяется правилам этикета — приглашению на танец, церемонии знакомства и т. д. Девочкам в таком действе может достаться роль молодой девушки, замужней дамы, пожилой женщины. Мальчикам — военного, чиновника, неслужащего дворянина. Такое имитационное мероприятие не имеет строгого сценария. Оно может быть конкурсным, когда жюри оценивает уровень исполнения каждым своей роли, его соответствие конкретной эпохе. Аналогично проводятся «Петровская ассамблея», «Екатерининский бал» и т. д.

Большее распространение игровые формы получили в детских библиотеках, где придуманы многие такие мероприятия - театрализация сказок, имитация различных телевизионных передач (11).

Самый распространенный вид игры в библиотеке – различные конкурсы, которые начали проводиться еще в 20-е годы ХХ века. Увлечение ими быстро прошло, последовал полный отказ от подобных мероприятий и утвердилось мнение, что форма конкурса оттесняет на второй план его содержание. Сегодняшнее увлечение конкурсами объясняется тем, что библиотекари видят в них возможность удовлетворения познавательной активности читателей, творческого развития личности. Наиболее распространенными видами конкурсов в библиотеке являются: конкурс на лучшего читателя (один из самых старых конкурсов, призванный поднять авторитет лучших читателей, рекомендовать другим их круг чтения); литературный конкурс (знатоков литературы, творчества отдельных писателей, поэтов); творческий конкурс (в основе лежит творческое задание, например, исполнить песню или прочесть стихи, переделать отрывок прозы в драматический, исполнить монолог, диалог и т.п.); конкурс-кроссворд (по принципу игры в кроссворд); конкурс-эстафета (каждый его этап может иметь самостоятельное название и цель); конкурс на лучшее знание книги (способствует более глубокому изучению книги, умению пользоваться справочным аппаратом книги, библиотеки, библиографией) и др.

Обновление конкурсов связано с дифференциацией игровой методики в зависимости от возраста, состава и подготовленности участников, с использованием особенностей игрового общения, с созданием условий для индивидуального и группового состязания, художественного и технического оснащения программы, с высоким профессионализмом ведущих, с развитием сюжетно-игровых программ. Игровые конкурсы организуются по определенной схеме, предусматривающей подготовку участников и заданий, наличие жюри, создание «интерьера» программы, поощрение победителей.

 

Литературный аукцион

Это своего рода конкурс под девизом «Кто лучше представит книгу». К участию в нем библиотекарь приглашает несколько человек из числа наиболее активных читателей библиотеки и помогает им в выборе книг для «продажи» на аукционе.

Аукцион проходит следующим образом. Каждый участник рекламирует «свою» книгу. Для большей эмоциональности можно использовать элементы театрализации (костюм, художественное чтение, музыку и т.д.). Зрители оценивают каждое выступление. Цена каждого выступления – количество голосов зрителей, желающих прочесть эту книгу.

Аукцион должен вести распорядитель, умело руководящий и теми кто «продает», и теми, кто «покупает». Обязательные атрибуты – молоток и колокольчик.

Победителем литературного аукциона считается тот участник, кто набрал большее количество голосов, то есть, сумел сделать лучшую рекламу книги. Задача библиотекаря – после аукциона представить возможность всем желающим прочесть то или иное заинтересовавшее их издание (9).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: