Содружество Независимых Государств




Создание СНГ. Республики Беларусь, Российской Федерации (РСФСР) и Украины -подписали 8 декабря 1991 г. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

21 декабря 1991 г. был подписан Протокол к указанному Соглашению, в соответствии с которым Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина образуют Содружество Независимых Государств. Одновременно была принята Алма-Атинская декларация.

Спустя год с небольшим после провозглашения СНГ был принят Устав СНГ. Соответствующее решение было принято Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. и подписано руководителями семи государств — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Републики Узбекистан; позднее к нему присоединились Азербайджанская Республика (24 сентября 1993 г.), Республика Грузия (9 декабря 1993 г.), Республика Молдова (15 апреля 1994 г.).

Устав СНГ. Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Устав СНГ составляют комплекс учредительных актов Содружества.

Устав СНГ состоит из преамбулы и девяти разделов, имеющих 45 статей. В нем дана ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Устава ООН, Заключительного акта и других документов СБСЕ.

В разд. Iопределены цели Содружества, охватывающие все без исключения сферы межгосударственного сотрудничества. А также основные принципы международного права, дополненные такими установлениями, как верховенство права в межгосударственных отношениях и духовное единение народов, которое основывается на уважении их самобытности, и сохранении культурных ценностей.

Раздел IIпосвященчленству,III- коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству,IV- предотвращению конфликтов и разрешению споров,V- сотрудничеству в экономической, социальной и правовой областях.РазделVIрегламентирует структуру, статус, полномочия, порядок деятельности органов Со­дружества.

Юридическая природа СНГ. Признаки СНГ.

1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.

2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональнуюправосубъектность международной организации.

3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.

Членство в СНГ. Специфика членства в СНГ заключается в том, что различаются:

а) государства - учредители Содружества - это государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему к моменту принятия настоящего Устава;

б) государства - члены Содружества - это те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств (т.е. до 22 января 1994 г.);

в) присоединившиеся государства - это государства, принявшие на себя обязательства по Уставу путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов;

г) государства со статусом ассоциированного члена - это государства, присоединяющиеся к Содружеству на основании решения Совета глав государств с намерением участвовать в отдельных видах его деятельности на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

Допускается выход государства из Содружества при условии извещения о таком намерении за 12 месяцев до выхода.

Правовое регулирование совместной деятельности. К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, отнесены:

· обеспечение прав и основных свобод человека;

· координация внешнеполитической деятельности;

· формирование и развитие общего экономического пространства, таможенная политика;

· развитие систем транспорта и связи;

· охрана здоровья и окружающей среды;

· вопросы социальной и миграционной политики;

· борьба с организованной преступностью;

· оборонная политика и охрана внешних границ.

Система органов СНГ. В структуре СНГ существуют два вида органов:

1) органы, предусмотренные Уставом (уставные органы),

2) органы, создаваемые на основе соглашений или по решению Совета глав государств и Совета глав правительств (иные органы).

К первой группе относятся Совет глав государств, Совет глав правительств (решение об их создании было принято еще 21 декабря 1991 г.), Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека.

Ко второй группе - Исполнительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет министров внутренних дел, Совет министров юстиции, Межгосударственный совет по антимонопольной политике, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ.

Государства имеют при уставных и иных органах Содружества постоянных полномочных представителей с целью поддержания взаимных связей, защиты интересов представляемого государства, участия в заседаниях органов, в переговорах и т. д.

Согласно Положению о таких представителях, утвержденному в 1993 г., представители пользуются на территории государств, признавших институт представителей, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам.

Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает основные вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов и собирается на заседания два раза в год (возможны.внеочередные заседания).

Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительной власти государств-членов и собирается на заседания четыре раза в год.

Решения обоих органов принимаются с общего согласия - консенсуса.

Совет министров иностранных дел (СМИД) осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб, сотрудничество с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями, разрабатывает предложения для Совета глав государств и Совета глав правительств и обеспечивает реализацию их решений. Заседания СМИД проводятся не реже одного раза в три месяца, решения принимаются с общего согласия.

Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами военной политики, военного строительства и безопасности, координирует деятельность министерств (комитетов) обороны государств-членов, представляет предложения Совету глав государств и Совету глав правительств о составе и предназначении Объединенных Вооруженных Сил Содружества, принципах их подготовки и материально-технического обеспечения, о ядерной политике и т. д.

Совет командующих пограничнымивойсками компетентен в вопросах охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Координационно-консультативныйкомитет является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. Он во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств вырабатывает предложения по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств, содействует работе других органов.

Исполнительный секретариат ведает организационно-административными вопросами деятельности СНГ; его возглавляет Исполнительный секретарь СНГ.

Экономический суд - орган рассмотрения споров по заявлениям государств - участников СНГ и институтов Содружества, а также толкования вопросов юридического характера.

Комиссия по правам человека является консультативным органом, наблюдающим за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она состоит из представителей государств и действует на основе Положения, утвержденного решением Совета глав государств 24 сентября 1993 г.

Рабочим языком Содружества является русский язык.

Местом пребывания большинства постоянно действующих органов СНГ, в том числе Координационно-консультативного комитета, Исполнительного секретариата, Экономического суда, является г. Минск.

4. Международные неправительственные организации

Международная неправительственная организация - это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической сферах деятельности человека.

В настоящее время их насчитывается более 7 тыс.

МНПО поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями».

Установлены две категории консультативного статуса:

1. общий консультативный статус;

2. специальный консультативный статус.

Ведется также Реестр международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Категория Iпредоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. КатегорияIIпредоставляется МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС.

Наибольший объем прав имеют организации Iкатегории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления.Bсeорганизации, получившие тот или иной статус или включенные Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секретаря ООН.

В 1996 году ЭКОСОС принял резолюцию о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями. В ней предусмотрены три новеллы:

1. признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа;

2. расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС;

3. принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает трикатегории консультативного статуса: А - консультативная и сотрудничающая, В - информационная и консультативная и С - категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создавать МНПО.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями.

Формы взаимодействия:

Информационная. МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права.

Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО в обеспечении соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области прав человека и демократии, например Международная амнистия, контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека.

Следственная. МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.),

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: