Музыка эпохи Возрождения.




Понятие о музыкальном стиле

Термин музыкальный стиль определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определенного идейно- образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов.

Соответственно выделяют стиль исторический, национальный, индивидуальный. Музыкальные стили связаны со стилями других искусств.

Краткая характеристика основных музыкальных стилей

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов, в Германии — миннезингеров, а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.). Во всѐм царят строгая традиционность и каноничность.

Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо), позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность. Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, еѐ жанры, формы, средства выразительности. В Западной Европе с VI-VII веков складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные и вокально-инструментальные жанры: мотет, кондукт, затем месса. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери. На рубеже Возрождения (во Франции и Италии, XIV в.) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

Музыка эпохи Возрождения.

Ренессанс - эпоха в истории европейской культуры, характеризующаяся крупнейшими экономическими и социально- политическими преобразованиями, расцветом светской гуманистической мысли, великими научными и географическими открытиями, возрождением античного культурного наследия. В Италии - 14-16 вв., в других странах Западной и ЦентральнойЕвропы - сер. 15-16 вв. Существуют различные точки зрения на исторические границы музыкального Возрождения. Наиболее устоявшимся является представление о 1-й пол. 15 в. как о собственно начале эпохи Возрождения в музыке и 2-й пол. 16 в. как его завершающей стадии (творчество Палестрины, О. Лассо, композиторов венецианской школы, поздних итальянских мадригалистов, первых оперных композиторов).

В связи с переходом от средневековой теоцентрической культуры к антропоцентрической произошли сущностные изменения в музыкальном искусстве. Как и в других видах искусства, необычайно усилилась тенденция к отражению многообразия мира, которая сочеталась со стремлением к совершенному согласованию, гармонии, соразмерности всех элементов целого. К этому периоду относится начало нотопечатания, появляются новые условия бытования музыки (появление демократической публики, расцвет любительского музицирования), что привлекло внимание к переосмыслению социального статуса музыки. Возросла роль светских жанров (фроттола, вилланелла, вильянсико, шансон, Lied, мадригал, мадригальная комедия, в конце16 века - опера, балет). Самостоятельной стала инструментальная музыка (хоральные обработки, ричеркары, канцоны, импровизационные пьесы - прелюдии, токкаты, фантазии), возродился интерес к танцевальному искусству (появление многочисленных танцевальных жанров, нотных танцевальных собраний, специальных руководств и первых профессиональных танцмейстеров). Изменилось также интонационное наполнение традиционных церковных жанров - мессы и мотета.

Барокко

Барокко (итал. barocco, букв - причудливый, вычурный, странный; существуют разные версии происхождения этого термина: 1) от португальского «perola barocca» - жемчужина неправильной формы; 2) от латинского «bаroco» - обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике; 3) от имени итальянского художника Ф. Бароччи) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца 16- 1-й пол. 18 вв. На исходе 16 в. оптимистич. гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагическим мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономической, политической и общественной жизни, приведших в 17 в. к началу буржуазных революций.

С возникновением стиля барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублѐнного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего, опера). Это определялось характерным для барокко стремлением к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства, проявлявшемуся и в сфере культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).

Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров, в значительной мере связанных с эстетикой Барокко. Наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии. Известнейший композитор, скрипач этого периода - Антонио Вивальди, автор многочисленных ансамблево-оркестровых концертов (около 500) (наиболее известные из них – цикл «Времена года»). В нач. 18 в. в Германии, в исторической судьбе которой с особой силой сказались трагические противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора – Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, творчество которых тесно было связано со стилем барокко. Однако их творчество, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европейской музыки, не вмещается в рамки какого-либо одного стиля.

Рококо (французского rococo, от rocaille - орнаментальный мотив, буквально - осколки камней, раковины для отделки построек) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 в., получивший развитие, прежде всего, во Франции. Ярче всего рококо сказалось в изобразительном искусстве и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрѐнность, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях и т. д.). Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Луи Клод Дакен, Франсуа Куперен, Жан-Филлип Рамо и др.). Для музыки этих композиторов характерны камерность и миниатюрность форм, господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, обилие изысканной мелизматики (украшений).

Классицизм (от латинского classicus - образцовый) - стиль в литературе и искусстве 17- нач.19 вв. Сложился под влиянием идей философского рационализма, а также эстетики Возрождения с его ориентацией на античное искусство как на непревзойдѐнный художественный образец. Ведущий тезис эстетики классицизма заключается в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого, всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта, в основе которого лежат принципы логичности, обоснованности, внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщѐнности выразительных средств. Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Жан-Батист Люлли, создатель оперного жанра лирической трагедии во Франции. Для опер Люлли характерны античная и мифологическая сюжетика, высокая героика, приподнятость стиля, в построении опер - логическая ясность, соответствие строгим правилам, нормативность, ориентация на драматически речитатив и оркестровое развитие.

Однако лишь немецкому композитору-классику Кристофу Виллибальду Глюку, осуществившему реформу оперы, удалось создать произведения, отличающиеся благородной простотой и возвышенностью. Вершинная, качественна новая стадия в развитии музыки классицизма - искусство венской классической школы (творчество Иозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена). Венский классицизм впитал в себя наиболее прогрессивные идеи своего времени, во многом перекликаясь с веймарским классицизмом И.В. Гѐте и Ф. Шиллера в литературе. С творчеством венских классиков связан блестящий расцвет ведущих инструментальных жанров - симфонии, сонаты, струнного квартета, формирование симфонического оркестра. Они создали симфонизм - метод действенного раскрытия жизненных противоречий, созвучный диалектическим идеям немецкой классической философии. На рубеже 18-19 вв. классицизм обрѐл новые формы в сочинении композиторов эпохи Великой французской революции. Кульминационное выражение эти идеалы нашли в творениях Бетховена, поздние произведения которого, однако, уже были отмечены чертами романтизма.

Сочетаясь с элементами других художественных направлений, черты классицизма преломились и в русской музыкальной культуре (М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И.Е. Хандошкин).

Романтизм (от французского romantisme) - идейно-эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18- 19 вв. Возникновение романтизма, формировавшегося в борьбе с просветительско- классицистской идеологией, было обусловлено глубоким разочарованием художников в политических результатах Великой французской революции. Характерное для романтического метода острое столкновение образных антитез (реальное - идеальное, шутовское - возвышенное, комическое - трагическое и т. д.) опосредованно выражало резкое неприятие буржуазной действительности, протест против возобладавшего в ней практицизма и рационализма. Противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства повседневности породило в творчестве романтиков, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, скитальчества и т. п., с другой - идеализацию и поэтизацию далѐкого прошлого, народного быта, природы.

По сравнению с классицизмом в романтизме акцентировалось не объединяющее, типическое, обобщѐнное начало, а ярко индивидуальное, оригинальное. Это объясняет интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением и отвергнутому обществом герою. В эпоху романтизма музыка заняла ведущее место в системе искусств, т. к. в наибольшей степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоциональной жизни человека. Начальный этап романтизма представлен творчеством Франца Шуберта, Никколо Паганини, Джоакино Россини и др.

Последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Гектора Берлиоза, Винченцо Беллини, Ференца Листа, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца 19 в. (Иоганнес Брамс, позднее творчество Ференца Листа и Рихарда Вагнера, ранние сочинения Густава Малера, РихардаШтрауса и др.). В некоторых национальных композиторских школах расцвет романтизма пришѐлся на последнюю треть 19 в. и нач. 20 в. (Эдвард Григ - Норвегия, Ян Сибелиус – Финляндия, Исаак.Альбенис - Испания и др.).

Русская музыка, опиравшаяся в основном на эстетику реализма, в ряде явлений тесно соприкасалась с романтизмом, - творчество Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Важнейшим моментом эстетики музыки романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Рихарда Вагнера и в программной музыке (Ф. Лист, Р. Шуман, Г. Берлиоз), отличавшейся большим разнообразием источников программы (литература, живопись, скульптура и др.). Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики - от изящной скерцозности, народной сказочности ("Сон в летнюю ночь" Феликса Мендельсона, "Вольный стрелок" Макса Вебера) до гротеска ("Фантастическая симфония" Гектора Берлиоза, "Фауст-симфония" Ференца Листа), причудливых, порождѐнных изощрѐнной фантазией художника видений ("Фантастические пьесы" Роберта Шумана).

Интерес к народному творчеству, в особенности к его национально- самобытным формам, в значительной мере стимулировал возникновение в русле романтизма новых композиторских школ - польской, чешской, венгерской, позднее - норвежской, испанской, финской и др. Бытовые, народно-жанровые эпизоды, локальный и национальный колорит пронизывают всѐ музыкальное искусство эпохи романтизма. По-новому, с невиданной до того конкретностью, живописностью и одухотворѐнностью, воссоздают романтики образы природы. С этой образной сферой тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - "большая" симфония C-dur Франца Шуберта). Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Внимание к образной характерности, портретности, психологической детализации обусловило расцвет у романтиков жанра вокальной и фортепианной миниатюры (песня и романс, музыкальный момент, экспромт, песня без слов, ноктюрн и др.). Бесконечная изменчивость и контрастность жизненных впечатлений воплощается в вокальных и фортепианных циклах Франца Шуберта, Роберта Шумана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса и др.

Музыкальный романтизм, являясь ведущим направлением в искусстве 19 в., на позднем своѐм этапе породил новые направления и течения в музыкальном искусстве - веризм, импрессионизм, экспрессионизм. Музыкальное искусство 20 в. во многом развивалось под знаком отрицания идей романтизма, однако его традиции живут в рамках неоромантизма.

Реализм (от позднелатинскогог realis - вещественный, действительный) - творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определенному виду искусства.

Наиболее полное раскрытие специфических черт реализма в прошлом усматривается в искусстве 19 в. Некоторые теоретики не считают возможным говорить о реализме в музыке, т. к. для музыкального искусства неспецифично отражение жизни в формах самой жизни. Однако с того момента, когда термин "реализм" вошѐл в эстетику и критику (1860-е гг.), он применялся и по отношению к музыке. В европейской профессиональной музыке реалистические черты проявились в различных художественных направлениях

Основоположник реалистической школы в русской музыке - Михаил Иванович Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве крупнейших русских композиторов 19 - нач. 20 вв. "Родоначальником реализма в музыке", по определению В. В. Стасова, был и Александр Сергеевич Даргомыжский. Стасов отмечал также выдающийся вклад в музыкальный реализм Модеста Петровича Мусоргского. В классической русской музыке реализм получил яркое, неповторимое выражение в эпических операх Александра Порфирьевича Бородина и Николая Андреевича Римского-Корсакова, в лирико- драматических сочинениях Петра Ильича Чайковского, в музыке Милия Алексеевича Балакирева, Сергея Ивановича Танеева, Александра Константиноваича Глазунова, Сергея Васильевича Рахманинова, Александра Николаевича Скрябина и других русских композиторов, которые обогатили реалистическое направление новым кругом образов. Они связаны как с повседневной жизнью народа, так и с историей, движениями масс, как с гармоничным самоощущениемличности, так и с еѐ внутренней конфликтностью, с коллизиями столкновении личности и социальных условий, препятствующих еѐ развитию и самоутверждению.

В творчестве западноевропейских композиторов 2-й пол. 19 в. также прослеживаются реалистические тенденции (Рихард Вагнер, Жорж Бизе, Джузеппе Верди, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер и др.). В кон. 19 - нач. 20 вв. музыкальный реализм испытал влияние натурализма, эстетики модернизма. Сохраняя свои основные, определяющие признаки, реализм в музыке 20 в. обретает новые, более сложные формы. Круг типичных интонаций расширяется, вбирая, с одной стороны, глубинные интонационные пласты народных культур (3олтан Кодай, Бела Барток, Кароль Шимановский, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Георгий Васильевич Свиридов, Арам Ильич Хачатурян, Кара Караев, Родион Константинович Щедрин и др.), с другой стороны - влияния звуковой среды современности, включая моторику, связанную с миром техники, массовыми шествиями, образами городской жизни и т. П

Импрессионизм в музыке (франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти 19 - нач. 20 вв., прежде всего в творчестве Клода Дебюсси. Имеет общие корни с импрессионизмом во французской живописи. Музыкальный импрессионизм сближают с импрессионизмом в живописи красочность, стремление к воплощению мимолѐтных впечатлений, к одухотворѐнной пейзажности ("Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна"", "Ноктюрны", "Море" для оркестра, "Остров радости" для фортепиано Клода Дебюсси, "Игра воды", "Отражения" Мориса Равеля и др.), к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов ("Прерванная серенада", "Менестрели", "Девушка с волосами цвета льна" Клода Дебюсси). Применение термина "импрессионизм" к музыке, однако, в большой мере условно, и прямые аналогии между живописным и музыкальным импрессионизмом вряд ли возможны. Окружающий мир раскрывается в музыкальном импрессионизме сквозь призму тончайших психологических рефлексов, едва уловимых ощущений, рождѐнных его созерцанием. Эти черты сближают импрессионизм с другим художественным течением - литературным символизмом, с творчеством П. Верлена, М. Метерлинка, сочинения которых нашли претворение в музыке Клода Дебюсси и его последователей. При всей новизне музыкального языка в импрессионизме нередко воссоздаются некоторые приѐмы, характерные для искусства предшествующего времени, в частности, музыки французских клавесинистов 18 в. В сфере красочной живописности, фантастики и экзотики (интерес к Испании, странам Востока) импрессионисты продолжили традиции романтизма, отказавшись при этом от острых драматических коллизий, социальных тем.

Сильное влияние на музыку Клода Дебюсси и Мориса Равеля оказало творчество Модеста Петровича Мусоргского (не мировоззренческий его аспект, а ряд особенностей музыкального языка). Импрессионисты создали произведения искусства, утончѐнные и ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные и строгие по стилю, при этом значительно изменилась трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались программные миниатюры, сюитные циклы, в которых господствовало красочно-живописное начало. Обогатилось гармоническое и тембровое музыкальное мышление. Импрессионистская гармония характеризуется повышением колористичности, в т. ч. под воздействием французского музыкального фольклора и новых для европейца 19 в. систем музыкального мышления (влияние русской музыки, григорианского хорала, музыки стран Востока, негритянского менестрельного театра США). Помимо Франции, где последователями Клода Дебюсси были Морис Равель, Поль Дюкаи др., на рубеже 19-20 вв. элементы импрессионизма получили развитие и в других композиторских школах, своеобразно сплетаясь с их национальными особенностями (Мануэль де Фалья в Испании, О. Респиги, отчасти А. Казелла и Ф. Малипьеро в Италии, Ф. Дилиус и С. Скотт в Великобритании, К. Шимановский в Польше, раннее творчествоИ. Ф. Стравинского, Н. Н. Черепнин и др. в России).

Экспрессионизм (от лат. expressio, expressionis - выражение) - направление в европейском искусстве и литературе 1-й четверти 20 в. В экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции в преддверии 1-й мировой войны 1914–18 гг., в военные и послевоенные годы. Экспрессионизм стал одной из форм бунта против абсурдности современного мира, позитивного выхода из которой художник не видел. Отсюда резко критическое отношение экспрессионистов к идеалам классического и романтического искусства, которые перед лицом реального социального зла воспринимались как благодушные иллюзии. В центре внимания искусства экспрессионизм оказываются болезненные, иррациональные состояния души, порождѐнные страхом и отчаянием. Беспощадный показ негативных сторон действительности, гуманистическая идея сострадания к "униженным и оскорблѐнным" внесли в искусство экспрессионизма остро обличительную струю ("Воццек" Альбана Берга). Экспрессионизм наиболее ярко представлен в искусстве и литературе Австрии и Германии. В музыке чертами экспрессионизма были отмечены некоторые позднеромантические произведения (последние симфонии Густава Малера, оперы "Саломея" и "Электра" Рихарда Штрауса); полное и законченное выражение музыка экспрессионизма нашла в творчестве Арнольда Шѐнберга ("Лунный Пьеро", оперы "Ожидание", "Счастливая рука", пьесы ор. 11, 16, 19), Альбана Берга (все сочинения) и их последователей. Экспрессионистским музыкальным сочинениям обычно свойственны отказ от мажора и минора, разорванность мелодики, предельная диссонантность гармонии, в вокальной партии - полупение-полуговор (Sprechstimme). Крайняя напряжѐнность эмоционального строя обнаруживается в предельно заострѐнных контрастах настроений - от сгущѐнно-мрачных, бредовых до инфантильно-просветлѐнных.

Неоклассицизм (от греч. - новый и классицизм) - направление в музыке 20- 30-х гг. 20 в., для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко (реже - раннего классицизма и позднего возрождения). В той или иной степени неоклассицизм отразился в музыке композиторов 20 в., но наиболее законченное выражение получил в творчестве Игоря Федоровича Стравинского, Поля Хиндемита. Его представители обращались, прежде всего, к возрождению национальных музыкальных традиций: в Германии - к инструментальному наследию Иоганна Себастьяна Баха; в Италии - к традициям инструментальных концертов Антонио Вивальди; старинной итальянской оперы и др.; во Франции - к старинным французским сонатам, опере Жана-Батиста Люлли, придворному балету, традициями театрализованных представлений эпохи Великой французской революции и т. д. Свойственное неоклассицизму свободное использование старинных стилей и жанров стало одной из существенных черт музыки 2-й пол. 20 в., в частности, советской музыки 60-80-х гг. Неоромантизм (от греч. - новый и романтизм) - понятие, обычно обозначающее поздний романтизм, главным образом, творчество Ференца Листа и Рихарада Вагнера. К неоромантикам иногда условно причисляют Иоганнеса Брамса, Антона Брукнера, Густава Малера, Рихарда Штрауса. Термин "неоромантизм" применяют также к творчеству композиторов, продолжавших некоторые традиции романтической музыки в начале 20 века. Во 2-й половине 20 века многие композиторы сознательно обращаются к стилистике романтизма. Начало 70-80-х гг. связано с протестом против крайностей "второго авангарда", с требованием открытой выразительности и возвратом к "новой простоте".

Неофольклоризм (от греч.- новый и фольклор) - термин, иногда применяемый к европейской музыке 1-й трети 20 в., в которой обновление средств письма органически связано с опорой на фольклор. Наиболее яркие и последовательные представители неофольклоризма - Бела Барток (Венгрия) и Игорь Федорович Стравинский (Россия). Для музыки неофольлклоризма характерны концентрация тех или иных особенностей фольклора, например, метрической нерегулярности, идущей от старинной русской песенности ("Байка" И.Ф. Стравинского), "сгущение" ладоинтонационных особенностей фольклора тех народов, музыкальное мышление которых отличается от традиционного общеевропейского ("15 венгерских танцев", "2 румынских танца", Б. Бартока). Типичны активность, энергичность ритмики (балет "Весна священная" И.Ф. Стравинского, 1913). В музыкальных сочинениях этого направления, кроме воспроизведения внешней красочности народной жизни ("Провансальская сюита" Дариуса Мийо), получают обобщѐнное воплощение национальный характер ("7 испанских песен" Мануэля де Фальи), язык, мышление ("Свадебка" И.Ф. Стравинского) и этика ("Венгерский псалом" Золтана Кодая). Обогащение языка в связи с обращением к древним пластам фольклора - явление, типичное для русской музыки. В советской музыке 60-80-x гг. яркие образцы творческого преломления фольклорных источников создали Георгий Васильевич Свиридов, Валерий Александрович Гаврилин, композиторы союзных республик. Их сочинения не принято обозначать термином "неофольклоризм", в музыкальной критике получило распространение название "новая фольклорная волна".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: