1. 1 т зерна обменивается на 50 м ткани, станок – на 10 т зерна. Сколько ткани можно выменять на станок? Что лежит в основе меновых пропорций товаров?
2. Товар А обменивается на 20 ед. товара Б. Как изменится меновое отношение, если:
а) стоимость товара А снизится вдвое;
б) стоимость товара А повысится вдвое;
в) стоимость товара Б снизится вдвое;
г) стоимость товара Б повысится вдвое;
д) стоимость обоих товаров изменится в одном направлении?
Что лежит в основе меновых отношений товаров? Объясните различие между стоимостью и меновой стоимостью.
3. По данным таблицы рассчитайте общественно необходимое время на изготовление товара. Чем оно определяется?
Группа товаропроизводителей | Затрачено на производство 1 ед. товара, ч. | Объем производства, единиц товара. |
4. За 12 ч рабочего дня создается 12 изделий. Какова будет стоимость одного изделия и всех изделий при неизменном рабочем дне, если: а) производительность труда возрастет вдвое; б) интенсивность труда увеличится вдвое?
5. Над производством столов трудятся 36 товаропроизводителей. Как изменятся индивидуальная и общественная стоимость одного стола, если: а) 5 товаропроизводителей повысят производительность труда; б) 28 товаропроизводителей повысят производительность труда; в) 5 товаропроизводителей повысят интенсивность труда; г) 28 товаропроизводителей повысят интенсивность труда?
6. По данным таблицы рассчитайте общественно необходимое время на изготовление единицы товара. Чем оно определяется?
Группы товаропроизводителей | Количество товаропроизводителей в группе | Затраты времени на производство ед. товара, ч |
|
Каким будет индивидуальное и общественно необходимое время на изготовление единицы товара, если:
а) во второй группе товаропроизводителей увеличится производительность труда в два раза?
б) в первой группе товаропроизводителей увеличится производительность труда в два раза?
На основе расчетов сделайте общий вывод о влиянии роста производительности труда на величину индивидуальной и общественной стоимости единицы товара.
7. За 1 час общественно необходимого рабочего дня работник производит 2 изделия. Определить величину стоимости 1 изделия и стоимость всех изделий при повышении производительности труда на 50% и интенсивности труда в два раза?
8. Общественно необходимые затраты времени на изготовление одного костюма составляют 16 часов, на добычу одного грамма золота 0,2 часа. Как изменится цена товара, если:
а) стоимость костюма снизится в два раза;
б) производительность труда при добыче золота повысится в два раза?
Что такое цена? Что лежит в основе определения цены товара при равенстве спроса и предложения?
9. “Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики, алкоголь вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!” Вы согласны с этим утверждением? Что подразумевается под полезностью в концепции предельной полезности?
10. Для окраски дачного домика требуется 50 банок краски. Имеется же 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется недокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?
|
11. У потребителя имеется 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой бутылки определяется:
1-й - 10 ед.
2-й - 8 ед.
3-й - 6 ед.
Определить общую (TU) и предельную (MU) полезность запаса лимонада.
Изобразить графически кривую общей и предельной полезности.
12. У потребителя имеется 3 бутылки лимонада. Условно общая полезность (ТU) на каждом уровне потребления определяется:
Определить предельную (MU) полезность на каждом уровне потребления лимонада и запаса лимонада. Какую закономерность выражает динамика предельной полезности?
13. Полезность от потребления яблок для потребителя А выглядит следующим образом:
Число съеденных за 1 день яблок, шт. | ||||||
Общая полезность от потребления яблок (TU), ютилей |
Рассчитайте предельную полезность для потребителя А от яблок при каждом уровне его потребления и запаса яблок. Какую закономерность выражает динамика предельной полезности?
14. Покупатель решает приобрести набор из товаров А, Б и В. Динамика предельной полезности по мере насыщения потребности в каждом из них показана в таблице:
Товар А | МИ А | Товар Б | МИ Б | Товар В | МИ В |
Применив экономическую таблицу Менгера, определить, сколько единиц каждого товара следует приобрести покупателю, чтобы максимизировать полезность. При этом расход денежных средств покупателя может составить 48 руб. Цены товаров А, Б и В, соответственно, 6, 4 и 2 руб.
|
Тесты по теме для самостоятельного изучения.
Выберите правильный ответ:
1. Кому принадлежит мысль: “Действительная цена всякого предмета, то есть то, что каждый предмет действительно стоит тому, кто хочет приобрести его, есть труд и усилия, нужные для приобретения этого предмета”:
а) А. Смиту;
б) К. Марксу;
в) Ж. – Б. Сэю;
г) Е. Бем-Баверку.
2. Какое определение наиболее полно определяет сущность товара:
а) полезная вещь, выступающая как результат эксплуатации труда;
б) вещь, способная удовлетворить потребность человека;
в) полезная вещь, созданная трудом;
г) полезная вещь, созданная трудом и предназначенная для продажи.
3. В чем отличие потребительной стоимости товара от потребительной стоимости продукта:
а) непосредственное, минуя рынок, поступление в потребление;
б) поступает в собственное потребление производителю;
в) всегда является общественной потребительной стоимостью и поступает в потребление через куплю-продажу;
г) поступает в потребление через куплю-продажу.
4. Что такое потребительная стоимость:
а) способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
б) полезность вещи;
в) отношение человека к вещам;
г) тетрадь, хлеб, станок и др.
5. Что такое стоимость товара:
а) общественный труд, затраченный на производство товара и овеществленный в этом товаре;
б) затраченный на производство товара индивидуальный труд;
в) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;
г) полезность товара.
6. Какой труд называется конкретным:
а) качественно разнородный труд;
б) труд ткача, портного, сталевара и т.д.;
в) труд в определенной форме, создающий потребительную стоимость;
г) целесообразная деятельность.
7. Какой труд называется абстрактным:
а) труд как затрата рабочей силы вообще;
б) труд в физиологическом смысле, создающий стоимость;
в) труд, служащий основой обмена товаров;
г) труд, затраченный в определенной форме.
8. Какое из указанных противоречий является основным в простом товарном производстве:
а) противоречие между производством и потреблением;
б) противоречие между конкретным и абстрактным трудом;
в) противоречие между общественным и частным характером труда;
г) противоречие между потребностями и возможностями производства.
9. Предприятие выпускает 10 % продукции данной отрасли. Что произойдет с индивидуальной и общественной стоимостью, если производительность труда на данном предприятии повысится на 20 %:
а) индивидуальная и общественная стоимость понизятся;
б) индивидуальная стоимость понизится, общественная стоимость останется неизменной;
в) индивидуальная стоимость повышается, общественная остается неизменной;
г) индивидуальная и общественная стоимость повысятся.
10. Предположим, что Вы хотите повысить производительность труда. Какая политика из перечисленных ниже будет способствовать этому:
а) политика, стимулирующая внедрение трудоемких технологий;
б) усиление требований по контролю за загрязнением окружающей среды;
в) политика поддержки капиталовложений;
г) сокращение расходов на образование.
11. Предельная полезность – это:
а) удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги;
б) удовлетворение, которое получают от потребления последней единицы запаса товара или услуги;
в) приращение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы товара или услуги;
г) сумма полезностей, приносимых каждой единицей товара или услуги при потреблении определенного набора их.
12. Предельная полезность запаса блага – это:
а) удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги;
б) удовлетворение, которое получают от потребления последней единицы запаса товара или услуги;
в) приращение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы товара или услуги;
г) сумма полезностей, приносимых каждой единицей товара или услуги при потреблении определенного набора их.
13. Общая полезность – это:
а) удовлетворение, которое получают от потребления товара или услуги;
б) удовлетворение, которое получают от потребления последней единицы запаса товара или услуги;
в) приращение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы товара или услуги;
г) сумма полезностей, приносимых каждой единицей товара или услуги при потреблении определенного набора их.
14. Может ли общая полезность товара Х возрастать при одновременном снижении предельной полезности этого товара:
а) может, но только до того момента, пока общая полезность в расчете на единицу товара Х не сравняется с его предельной полезностью;
б) не может, так как снижение предельной полезности означает одновременное падение общей полезности;
в) может и это справедливо для любого товара;
г) предельная и общая полезность снижаются.
15. Многие уже сейчас мечтают о том, что человечество покинет, все более подверженную экологическим катастрофам Землю и создаст поселения на других планетах. Когда это может произойти:
а) в ХХ1 веке;
б) в момент, когда экологическая катастрофа примет глобальный характер;
в) в момент, когда исчерпаются ресурсы Земли для поддержания жизни общества;
г) в момент, когда стоимость поддержания жизни на другой планете станет меньше затрат на поддержание ее на Земле.
16. Что является альтернативной стоимостью строительства новой школы:
а) деньги на оплату преподавателей новой школы;
б) затраты на строительство новой школы в текущих ценах;
в) сумма годового налога;
г) другие товары и услуги, от которых придется отказаться.
Тема 3 Раздел «ТЕОРИИ ДЕНЕГ» (продолжение предыдущей темы)