Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации




 

Нерешенность совокупности экономических и организационных проблем, связанных с совершенствованием функционирования и развития потребительского рынка газа в России, обусловливает актуальность изучения зарубежного опыта в этой сфере. Исследованию проблем государственного регулирования и контроля в указанном секторе экономики посвящено большое количество работ.

Среди экономических проблем регулирования первостепенное методическое значение имеет выбор модели ценообразования. В качестве основных экономических концепций ценообразования в мировой практике рассматриваются, как правило, две модели. Первая из них - «ценообразование по рыночной стоимости», вторая - «ценообразование на основе издержек газоснабжения». При этом в реальной практике регулирования могут использоваться различные сочетания этих моделей. В частности, при использовании принципов одного из них в качестве основного, второй может применяться с целью контроля над эффективностью ценообразования.

Коротко указанные принципы можно охарактеризовать следующим образом.

Ценообразование по рыночной стоимости. Базовая концепция ценообразования по рыночной стоимости заключается в том, что цена на газ устанавливается на уровне, который более или менее соответствует его ценности/стоимости на рынке. В свою очередь, эта ценность/стоимость газа определяется на фоне цен на альтернативные конкурирующие ТЭР с использованием сравнительного анализа экономики применения этих альтернативных ТЭР и применения природного газа.

Цены на альтернативные ТЭР могут несколько различаться между собой, а экономика конкуренции между ними и природным газом может существенно различаться от потребителя к потребителю. В основном такие различия зависят от вида использования природного газа потребителем на уже существующих энергопотребляющих объектах и установках, либо на совершенно новых установках. Если предполагается заменить газом другое топливо (как правило, нефтепродукт), уже используемое на существующей установке, то потребуется устанавливать цену на газ на несколько более низком уровне (с учетом паритета по теплотворности), чем цены на конкурирующее топливо. Это объясняется тем, что владельцу установки придется понести некоторые издержки для ее перевода с потребления текущего топлива на природный газ. Если же установка изначально была спроектирована на использование другого топлива, то может также произойти некоторая потеря тепловой эффективности, что характерно для такого перехода на природный газ. По контрасту, при использовании газа как главного топлива в новых проектах (установках) его ценность/стоимость будет выше с учетом теплового паритета с альтернативным топливом. Как правило, установки, спроектированные с самого начала на потребление природного газа, стоят меньше, чем установки, спроектированные на сжигание других видов топлива (при этом также отпадает необходимость в перевалке и хранении твердых или жидких топлив). Газопотребляющие установки также характеризуются в целом несколько более высокой тепловой эффективностью, чем установки, работающие на прочих топливах, и, вероятно, намного более высокой эффективностью при использовании технологии комбинированного цикла (парогазовые турбинные установки). Таким образом, при прочих равных условиях ценность/стоимость газа при использовании в новых проектах обычно выше, чем при переоборудовании уже существующих топливопотребляющих объектов.

В ценообразовании по рыночной стоимости также учитываются конечные цены реализации газа и конкурирующих топлив, включая налоги. Во многих случаях важным фактором при выборе топлива становится именно налоговая составляющая конечной цены. Из этого следует, что государство может эффективно влиять на степень использования природного газа на рынке путем корректировки относительного налогообложения газа и прочих ТЭР.

Теоретически использование метода ценообразования по рыночной стоимости приводит к получению наивысших возможных цен на газ. Как указано выше, продавец газа рассчитывает максимальную стоимость газа, а затем устанавливает свою цену на него близко к этому уровню. В теории этот метод также дает различные цены для каждого потребителя, что отражает различную экономику использования газа таким потребителем. На практике же существует целый ряд ограничений. Как уже указывалось, продавец газа может в определенных случаях реализовывать газ по цене ниже его стоимости - только потому, что иначе получаемая им прибыль будет рассматриваться потребителями, государством или регулирующим органом как сверхприбыль. С учетом же большого числа мелких потребителей представляется непрактичным устанавливать разную цену для каждого из них.

Ценообразование на основе издержек газоснабжения. Ценообразование на основе издержек газоснабжения («затраты плюс») широко используется на тех газовых рынках Запада, где существует фактор естественной монополии. Этот метод в своей простейшей форме предусматривает учет всех издержек газоснабжения и установление цены на газ на уровне, при котором выручка от реализации соответствует совокупным издержкам. При этом, однако, в составе издержек важно учитывать также определенную норму возмещения инвестиционных затрат и стимулы для предприятия по сохранению и развитию своей хозяйственной деятельности. На Западе такие стимулы обычно выражаются в виде нормы возврата на инвестиции, то есть на стоимость производственных фондов, задействованных в хозяйственной деятельности.

Теоретически метод ценообразования на основе издержек газоснабжения дает минимально возможные цены на газ. В то же время для обеспечения включения в состав издержек лишь строго регламентированных видов затрат и исключения возможности завышения этих затрат необходим тщательный контроль и отслеживание использования этого метода на практике со стороны регулирующих органов.

Как и в случае с применением метода ценообразования по рыночной стоимости, этот подход теоретически дает разные цены на газ для каждого потребителя. Однако так же, как и для первого метода, на практике обычно рассчитывается средневзвешенное (или репрезентативное) значение цен, которое затем применяется по отношению к мелким потребителям, а в некоторых случаях - и к более крупным потребителям газа.

Метод ценообразования, применяемый в газовой отрасли конкретной страны, зависит от многих факторов, в том числе исторических условий развития этой отрасли хозяйственной деятельности. В то же время для обоснования метода ценообразования решающее значение имеют рыночные условия и предпосылки, а также наличие необходимой информации. Ниже анализируются предпосылки и условия для эффективного применения рассматриваемых нами методов ценообразования.

Реализация ценообразования по рыночной стоимости предъявляет следующие требования:

• Необходимо наличие на рынке одного или более альтернативных ТЭР. Как правило, такие условия существуют на рынках Запада, где хорошо развита инфраструктура нефтепереработки и распределения нефтепродуктов, которые доступны практически повсеместно, а топливопотребляющие приборы переключаются с одного вида топлива на другое.

• Необходима информация о ценах на конкурирующие ТЭР для проведения сравнительного анализа и расчета стоимости газа. При этом наличие хорошо развитой инфраструктуры нефтепереработки и распределения нефтепродуктов, как правило, приводит к тому, что ценовая дифференциация в различных районах связана в основном с транспортной логистикой и в целом не слишком велика.

• С учетом вышеизложенного следующим необходимым шагом является проведение экономического анализа межтопливной конкуренции для установления стоимости газа. В нем учитываются такие факторы, как цены на конкурентные ТЭР, включая налоги, различия в величине инвестиционных затрат, эксплуатационных издержек и тепловой эффективности для газа и альтернативного топлива (топлив). Кроме того, на выбор топлива могут влиять и другие факторы, например, плановые и экологические ограничения, удобство или иные преимущества использования газа как чистого топлива, опасения потребителя, связанные с возможными ограничениями в перспективе на использование «грязных» топлив. Все это в совокупности следует учитывать при определении рыночной стоимости газа в конкретной ситуации.

• Наконец, необходимо также принять во внимание стратегию маркетинга газовой компании. Ценообразование на газ на основе его стоимости относительно стоимости конкурирующих ТЭР не всегда может обеспечить желаемую долю на рынке или увеличение объема реализации. Как указано выше, метод ценообразования по рыночной стоимости обычно позволяет определить «потолок» цены на газ, но часто фактические цены устанавливаются несколько ниже для того, чтобы обеспечить стимулирование спроса на газ.

С учетом всех вышеизложенных факторов и возможной реакции потребителей, государственных или иных органов, отвечающих за регулирование рынка и антимонопольной практики, продавец газа принимает решение в отношении своей ценовой политики и конкретных цен на газ для потребителей. Для реализации этого метода ценообразования обязательно наличие достаточной информации, аналитических проработок и экспертных оценок.

Как отмечалось выше, ценообразование на основе издержек газоснабжения обычно применяется при отсутствии достаточных условий конкуренции для обеспечения цен на газ на таком разумном уровне, который обеспечивает баланс между интересами газовой компании и ее потребителей. Для реализации метода ценообразования на основе издержек газоснабжения возникают следующие требования:

• Необходима достаточная информация об эксплуатационных издержках ГРО как в отношении прошлых периодов, так и в отношении плановых периодов деятельности. Необходима разработка прогнозов эксплуатационных затрат, которые должны соответствовать прошлым уровням и тенденциям изменения издержек.

• Необходима достаточная информация о капитальных затратах и инвестициях ГРО. При этом можно разрешить газовой компании заложить в свой бюджет небольшой объем капитальных затрат, не выделенных по категориям, но любые крупные инвестиционные расходы, а также те капитальные затраты, которые ГРО желает затем возместить, должны быть обоснованы.

• Для того, чтобы этот метод ценообразования функционировал эффективно и сбалансированно, в большинстве случаев необходима отлаженная система регулирования. Регулирующий орган обязан обеспечить, чтобы в соответствующих расчетах использовались только разрешенные виды издержек, а размеры этих издержек находились на разумном уровне. Кроме того, необходима разработка и внедрение правил и инструкций, регулирующих осуществление капитальных затрат и инвестиций, а также положений для расчета разрешенной нормы возврата на инвестиции.

• Наконец, при реализации данного метода ценообразования необходимо учитывать вопросы эффективности. Упрощенный метод реализации не обеспечивает стимула для газовой компании повышать эффективность своей деятельности или снижать издержки. Поэтому желательно иметь определенные рычаги регулирования эффективности - «стимулирующее регулирование».

Необходимость обобщения опыта с учетом различий в условиях газоснабжения и влияния других разнообразных факторов потребовала проведения анализа по группе стран, являющихся представительными с точки зрения зрелости рыночных отношений, специфики принятой схемы регулирования ценообразования и т.п.

В качестве таких стран, в которых структура и деятельность предприятий газовой отрасли существенно различаются, были выбраны приведенные ниже страны.

Франция, в которой газовая отрасль принадлежит в основном государству, осуществляющему достаточно жесткий централизованный контроль и регулирование газоснабжения. Конкуренция на рынке газа практически отсутствует. Все предприятия газораспределения в структуре «Газ де Франс», а также 17 независимых муниципальных ГРО несут по закону обязательства по публичному энергоснабжению, основными из которых являются следующие:

• осуществлять непрерывное (кроме форс-мажорных обстоятельств) газоснабжение любого постоянно подключенного потребителя в концессионной зоне (зоне обслуживания);

• осуществлять подключение любого потенциального потребителя по его просьбе и при условии достаточной рентабельности его обслуживания; при этом критерии рентабельности определяются на национальном уровне государственными органами;

• в соответствии с принципом бездискриминационного подхода все потребители, получающие газ в пределах одной и той же географической зоны, а также имеющие одинаковые характеристики потребления (и стоимость их подключения), должны обслуживаться по единому тарифу;

• все тарифы утверждаются государством и подлежат открытому опубликованию.

При этом фактически действующие тарифы учитывают стоимость покупки газа, издержки сооружения, эксплуатации, поддержания и обновления объектов хранения, транспортировки и распределения газа.

Великобритания, газовый рынок которой в настоящее время характеризуется наивысшей степенью конкуренции среди стран Европы в сфере добычи газа и поставки его в газотранспортную систему, деятельность регулирующих органов сосредоточена на развитии конкурентной среды и защите интересов потребителей.

Структура газовой отрасли этой страны (см. рис. 26) отличается от соответствующих структур других стран Запада тем, что в Великобритании существует одна организация, которая отвечает практически за всю деятельность по транспорту газа, включая и магистральные, и местные распределительные сети.

Добыча газа осуществляется большим числом независимых нефтегазовых компаний, и цены на газ устанавливаются на договорной основе в конкурентной среде и не регулируются. Газотранспортные операции и тарифы регулируются Генеральным директором газоснабжения Великобритании, который имеет свой секретариат и известен как регулирующий орган «Офгаз» (рис. 3 и 4).

 


Рис. 3. Схема транспортной и газораспределительной системы Великобритании

 

Рис. 4. Действующая схема управления газовой отраслью Великобритании.


Стоимость газотранспортных услуг для различных потребителей в целом учитывает различия в величине издержек, хотя и не в полной мере. Учет социальных факторов приводит к некоторому субсидированию тарифов для самых малых потребителей.

Германия представляет собой промежуточный случай, характеризующийся весьма широким и смешанным диапазоном форм собственности в газовой отрасли, ограниченным (в настоящий момент) уровнем конкуренции и «мягким» регулированием отрасли.

Абсолютный уровень цен на газ в Германии специально не регулируется ни федеральными, ни местными властями. Германская система ценообразования исходит из допущения, что конкуренция между полными издержками газоснабжения и нефтеснабжения сама по себе обеспечивает адекватное ценовое регулирование.

Что касается газификации и расширения сетей, принятие инвестиционных решений основывается на анализе возмещения издержек, который проводится самими ГРО. В связи с тем, что в последние годы были осуществлены высокие объемы инвестирования, главной текущей задачей формирования тарифов в Германии является возмещение этих капвложений.

Цены реализации газа корректируются по инициативе ГРО с учетом динамики изменений издержек, главным элементом которых является цена покупки газа. При этом, однако, тарифы ГРО находятся под наблюдением со стороны Федеральной антикартельной комиссии и ее региональных отделений, которые проводят сравнительный анализ розничных тарифов ГРО и имеют право потребовать их снижения в случае необоснованного завышения. Давление со стороны этой комиссии иногда приводит к такому снижению тарифов, которое может негативно повлиять на объем выручки ГРО.

В таких случаях ГРО не остается ничего другого, как только заняться уменьшением своих расходов, чтобы получить приемлемую рентабельность.

В Канаде газовый рынок представлен высоким уровнем развития как конкурентных условий, так и регулирования отрасли. Регулирование газовой отрасли в Канаде находится в компетенции Национального Энергетического Комитета (НЭК), а на уровне провинций - соответствующих энергетических комиссий провинций. Сфера обязанностей НЭК включает регулирование межрегиональных магистральных газопроводов, а энергетические комиссии провинций отвечают за регулирование деятельности отдельных газораспределительных компаний.

Добыча газа осуществляется в условиях конкурентной среды, и цены на добываемый газ не регулируются. Газораспределительные компании покупают газ, заключая контракты с его производителями, затем организуют магистральный транспорт газа, пользуясь услугами регулируемых предприятий дальнего газопроводного транспорта, и, наконец, распределяют его своим потребителям, используя собственные сети и тарифы, с применением традиционного метода возмещения издержек газоснабжения. Хотя главное внимание при регулировании деятельности ГРО уделяется объему ее общей выручки, региональный регулирующий орган также утверждает ее тарифы, предлагаемые потребителям. ГРО представляет в комиссию свои прогнозные расчеты объемов реализации, издержек и необходимой выручки, свои предложения по распределению издержек по направлениям регулируемой деятельности и, конечно, между регулируемой и нерегулируемой деятельностью.

Аргентина и Венгрия - страны, в которых газовые отрасли находятся на переходном этапе от прежде централизованных государственных систем к приватизированным и ориентированным на рынок отраслям.

Несмотря на то, что в газовой отрасли Аргентины разрешена вертикальная интеграция, на практике она имеет четкую трехуровневую структуру с разделением добычи, магистрального транспорта и распределения газа. Цены на добытый газ не подлежат регулированию. В то же время «Энаргаз» отслеживает максимальный уровень цен добычи, заявленных поставщиками по основным добывающим бассейнам. Газораспределительные компании проводят индивидуальные переговоры с производителями газа и обычно покупают у них газ со скидкой против объявленных цен.

Регулирование аргентинских ГРО осуществляется по методу возмещения издержек газоснабжения, но также с применением механизма обеспечения эффективности в виде ценового потолка (предельных уровней тарифов).

До 1991 г. в газовой отрасли Венгрии доминировала монопольная интегрированная государственная компания «МОЛ», которая отвечала практически за всю деятельность в области нефтяной и газовой промышленности. В 1991 г. газораспределительное направление деятельности «МОЛ» было передано пяти ГРО, которые позднее (в 1995 г.) были проданы иностранным инвесторам. Сегодня Министерство промышленности и торговли и Министерство финансов Венгрии отвечают за утверждение тарифов на газ для конечных потребителей и передаточной цены на газ от «МОЛ» к ГРО, а генеральный директор Венгерской Энергетической Комиссии (независимый регулирующий орган, отвечающий за регулирование газовой и электроэнергетической отраслей под эгидой Министерства промышленности и торговли) готовит рекомендации по ценообразованию. Цены и тарифы устанавливаются для использования на всей территории страны, и все потребители в границах одного сектора конечного потребления (промышленность, население и «общие потребители») платят одну и ту же цену газоснабжения вне зависимости от их географического положения.

Как потребительские тарифы, так и передаточные цены между «МОЛ» и ГРО должны обеспечивать погашение обоснованных капитальных затрат и эксплуатационных издержек эффективно работающих держателей лицензий, а также определенную прибыль для долгосрочной деятельности.

Действующее в Венгрии регулирование цен и тарифов в своем практическом воплощении больше всего напоминает метод «ценового потолка». Его суть заключается в том, что орган, отвечающий за регулирование цен и тарифов, устанавливает их на несколько лет вперед. При этом вначале определяются стартовые цены и тарифы (как указано выше), а затем они корректируются с использованием некой формулы, обычно обеспечивающей соблюдение динамики инфляции (с небольшим лагом). В то же время венгерская модель регулирования также содержит элементы регулирования по методу «затраты плюс».

Наиболее важным преимуществом такого метода является то, что он стимулирует ГРО повышать эффективность своей работы и снижать издержки. Поскольку ГРО понимают, что фиксируется не их прибыль, а их тарифы, они могут оставлять себе дополнительную прибыль, полученную от экономии затрат, по крайней мере, до следующего планового периода регулирования. В этой точке регулирующий орган учитывает уже сниженные издержки (себестоимость) основной деятельности при формировании новых тарифов, что обеспечивает потребителям долгосрочную выгоду за счет снижения тарифов (в реальном выражении) и повышения эффективности услуг.

По результатам анализа схем организации газораспределения в рассматриваемых странах, различий в подходах к ценообразованию и регулированию рынков газа можно выделить следующие особенности и сделать следующие обобщения:

1. В условиях преобладающего централизованного газоснабжения (Франция) количество газораспределительных организаций (ГРО), как правило, незначительно. Это существенно упрощает процедуры принятия решения регулирующими органами. В то же время в странах, где развит конкурентный тип газового рынка (Великобритания, Италия и др.), газораспределение осуществляется множеством самостоятельных конкурирующих фирм (ГРО).

2. Существует широкий диапазон форм собственности и схем организации отрасли. Успешно функционирующая газовая отрасль может быть создана и развиваться на основе одной из целого ряда различных структур, при этом главные различия между ними связаны с:

• глубиной вертикальной интеграции;

• степенью горизонтальной (географической) интеграции;

• масштабами государственной и частной формой собственности в различных подотраслях.

3. Наблюдается широкий спектр подходов к формированию цен и тарифов на газ. Наряду с ориентацией на рыночную стоимость газа в условиях развитого конкурентного рынка, при поставках газа на рынках с доминирующими монопольными свойствами цены; как правило, устанавливаются по формуле «затраты плюс».

На всех изученных рынках газа газораспределительные организации (ГРО) осуществляют возмещение своих затрат за счет реализации газа и оказания услуг своим потребителям. Внешнее субсидирование отсутствует.

4. При установлении уровней тарифов на услуги ГРО для различных потребителей, несмотря на некоторую разницу в издержках на газоснабжение (в зависимости от дальности транспортирования, объема поставок и т. д.), во всех странах используется группирование тарифных ставок по определенным категориям потребителей.

Анализ подходов к установлению уровней тарифов для различных категорий потребителей показывает, что степень дифференциации тарифных ставок во многом зависит от общей зрелости газового рынка и уровня профессионального развития принятой системы регулирования.

Так, в Великобритании, отличающейся высоким уровнем развития газового рынка, используется несколько десятков тарифных ставок, учитывающих детализированные особенности предлагаемых услуг, а также различие в издержках обслуживания потребителей, которые относятся к разным категориям. В то же время в Венгрии, где рыночные отношения в газоснабжении находятся в стадии становления, приняты различные тарифные ставки лишь для трех - четырех категорий потребителей.

5. Особое значение для обеспечения эффективности функционирования газового рынка имеет подход к определению различий в тарифных ставках для промышленных потребителей газа и населения. В табл. 2. приведено сопоставление средних тарифов на природный газ для различных стран. Как следует из данных таблицы, лишь в Чехии и России тарифы для населения были более низкими по отношению к их уровням для промышленности. Это обстоятельство свидетельствует о наличии в Чехии и России субсидирования населения со стороны промышленных потребителей, так как в реальности удельные затраты на газоснабжение населения являются более высокими (в 4-6 раз) по сравнению с соответствующими издержками в промышленности.

Вместе с тем следует отметить следующее:

• наряду со снижением уровня жизни у одной части населения России наблюдается значительное увеличение уровня жизни у другой;

• удорожание промышленной продукции (за счет удорожания стоимости газа) бумерангом возвращается к населению за счет удорожания стоимости потребительской корзины и в наибольшей степени сказывается на той части населения, чей уровень жизни снизился;

 

Таблица 2. Сравнение средних тарифов па природный газ по странам (долл.США/млн.БТЕ, 1977, источник: МЭА)

Страна Промышленность Население Соотношение насел./ пром-сть
Россия 1,7 0,9 0,53
Чехия 3,8 3,3 0,87
Венгрия 2,7 4,0 1,48
Ирландия 7,6 11,3 1,49
Турция 4,0 6,0 1,50
Польша 3,3 5,7 1,73
Канада 3,0 5,3 1,77
США 3,4 6,7 1,97
Германия 4,8 10,5 2,19
Австралия 3,4 8,4 2,47
Нидерланды 3,4 9,1 2,68
Франция 3,9 10,5 2,69
Япония 11,7 32,4 2,77
Бельгия 3,3 10,4 3,15
Великобритания 2,8 9,5 3,39
Испания 3,9 13,8 3,54
Италия 4,8 17,6 3,67

 

• отсутствие измерительной аппаратуры у населения (газовых счетчиков) и использование расчетных норм потребления газа, во-первых, практически уравнивают отмеченные категории потребителей и, во-вторых, перерасход газа (не исключено, категорией потребителей с повышенным уровнем жизни) оплачивается из прибыли газораспределительной организации (ГРО). Таким образом, налицо участие и ГРО в перекрестном субсидировании населения.

6. Помимо различий в установлении тарифных ставок организация функционирования газового рынка в различных странах характеризуется разнообразием принятых схем расчета ГРО с потребителями. В этом отношении интересен опыт Великобритании в области расчета за газ с населением. Он заключается в следующем. На период 1997-2007 гг. было введено дополнительное деление потолка выручки по четырем группам потребителей с учетом возможного метода оплаты (табл. 3.):

МЭА- международное энергетическое агентство: БТЕ - британские тепловые единицы.

 

Таблица 3.Тарифные ставки по методам оплаты.

Абонентная ставка Объемная ставка Всего за год
фунт ст./год пенсов/тепловую ед. Фунт ст./год
Прямой платеж
34,17 41,04 300,93
100% 100% 100%
Опционный платеж
28,02 42,62 305,05
82% 104% 101,4%
В кредит
46,45 42,62 323,48
136% 104% 107,5%
Предоплата
45,15 41,06 312,04
136% 100% 104%

 

• прямая оплата - причитающаяся сумма снимается непосредственно с банковского счета потребителя;

• опционная оплата - потребитель договаривается о ежемесячном снятии определенной суммы с его банковского счета, с корректировкой баланса в конце года;

• стандартный кредит - потребитель оплачивает счет за газ задним числом;

• предоплата - потребитель должен купить жетоны или специальный ключ для включения подачи газа (малообеспеченные граждане). Газовые счетчики при этом предоставляются на условиях аренды.

В последнем случае вследствие экономного расхода газа сумма оплаты газа за год может оказаться значительно ниже расчетных данных и даже ниже, чем в трех первых случаях.

7. Анализ зарубежного опыта в газоснабжении показал, что используются различные схемы регулирования газового рынка. Формы регулирования могут быть «мягкими» в условиях развитой конкурентной среды либо «жесткими» и «предписывающими», когда доминируют монопольные тенденции в организации рынка.

В случае «мягких» форм регулирования в качестве основных регуляторов используются лицензирование прав деятельности отдельных газораспределительных фирм, налоговая политика, а также установление предельных уровней тарифов для различных категорий потребителей.

При «жестком» регулировании главным регулятором обычно служит более детальный контроль необходимых затрат и установление уровней цен в соответствии с формулой «затраты плюс» при соблюдении нормативной величины рентабельности деятельности ГРО.

8. Изучение основных параметров газового рынка за ряд лет показало, что газовая отрасль, включая ее структуры, ценообразование и принципы регулирования, находится в процессе постоянной эволюции. Для целого ряда стран преобладающей тенденцией становится рост конкуренции, а также комбинированных форм рыночных отношений. Одновременно с указанной тенденцией в некоторых публикациях отмечаются мнения, обосновывающие целесообразность усиления централизованного регулирования, связанного, в частности, с укрупнением ГРО, организацией газоснабжающих пулов и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: