Реабилитация 500 га территорий водоохранных зон.




Содержание

 

Введение

1. Анализ системы управления состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г.Москва

1.1 Общая характеристика Юго-Западного района

1.2 Состояние окружающей среды в районе

1.3 Нормативно-правовая база управления состоянием окружающей среды

1.4 Функции органов муниципальной власти в управлении состоянием окружающей среды

1.5 Управление состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г.Москва

2. Исследование методов оценки загрязнения окружающей среды

2.1 Методики оценки загрязнения атмосферы

2.2 Методики оценки загрязнения водных ресурсов

2.3 Методики оценки загрязнения почв

2.4 Анализ унифицированных программ расчета степени загрязнения окружающей среды

3. Использование информационных систем управления состоянием окружающей среды

3.1 Структура программы

3.2 Работа с разделами программы

4. Определение экономической эффективности внедрения информационной системы управления состоянием окружающей среды

4.1 Расчет затрат на внедрение предложений

4.2 Технико-экономическое обоснование проекта

4.3 Экономическая эффективность

5. Факторы экологической безопасности в Юго-Западном районе г.Москва

5.1 Анализ опасных и вредных факторов в районе

5.1.1 Запыленность воздуха

5.1.2 Метеорологические условия

5.1.3 Интенсивность шума и вибрации

5.2 Разработка мер по обеспечению безопасности населения Юго-Западного района г.Москва

Заключение

Список использованной литературы

 

 


Введение

 

Экологическая экспертиза занимает особое место в механизме действия экологического права России.. Она проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре - пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Экспертиза является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

Актуальность работы определяется практическими потребностями своевременного предсказания наиболее опасных экологических ситуаций в мегаполисе, связанных с высоким уровнем загрязняющих примесей и обусловленных комплексом неблагоприятных метеорологических условий.

Целью настоящего дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления охраной окружающей среды в Юго-Западном районе г.Москва.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. дана общая характеристика Юго-Западного района г.Москва, охарактеризована экологическая обстановка в районе;

2. проанализированы правовые основы управления охраной окружающей среды;

3. проанализировано состояние системы управления охраной окружающей среды в Юго-Западном районе г.Москва;

4. дана характеристика основным методом определения степени загрязнения окружающей среды;

5. рассмотрены комплексные программные комплексы оценки загрязненности окружающей среды и дана подробная характеристика программного комплекса «Гарант-Универсал»;

6. рассчитана экономическая эффективность внедрения данного программного комплекса в работу администрации Юго-Западного района г.Москва;

7. проведена оценка экологического состояния района и разработаны мероприятия по повышению экологической безопасности населения района.

Таким образом, объектом данного исследования является Юго-Западный район г.Москва, предметом – состояние системы управления охраной окружающей среды в данном районе.

Дипломная работа написана на 90 листах и состоит из введения, пяти глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


1. Анализ системы управления состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г. Москва

 

1.1 Общая характеристика Юго-Западного района

 

Ю́го-За́падный администрати́вный о́круг (ЮЗАО) находится на юго-западе Москвы. Округ занимает территорию 111,4 кв.км (10,3% территории Москвы), образован за границами исторического города и простирается от площади Гагарина за пределы кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Общая численность жителей округа по состоянию на 1 января 2004 года 1188,2 тыс.человек, что составляет 11,43% населения Москвы. Плотность населения округа (10,6 тыс.чел. на 1 кв.км) выше, чем по городу в целом.

Структура использования земель Юго-Западного района г.Москва отражена в табл. 1.1

 

Таблица 1.1

Структура использования земель Юго-Западного района г.Москва

Территория Площадь
Территория округа – всего в том числе: 11136,2 га
Застроенные земли 7084,6 га
Дороги и проезды 950,9 га
Природный комплекс (зеленые насаждения районного, городского и федерального значения, водные поверхности, земли сельскохозяйственного использования) 2478,2 га
Прочие земли 622,5 га

 

Структура населения округа отражена в таблице 1.2.


Таблица 1.2

Структура населения Юго-Западного округа г.Москва

Численность постоянного населения в том числе: 1176230 человек
Взрослое население 937270 человек
дети 238960 человек

 

Основные характеристики Юго-Западного округа г.Москва отражены в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3

Характеристика Юго-Западного округа г.Москва

Улицы 240 улиц и проспектов, протяженностью 350 км, 10 площадей
Жилищный фонд 4268 жилых строений, в том числе 2622 муниципальных
Нежилой фонд 3668 строений, общая площадь нежилых помещений – 9325,1 тыс.кв.м.
Потребительский рынок и услуги 3912 - объектов мелкорозничной сети 1542 - предприятия торговли 11 гостиниц
Транспорт 119 маршрутов пассажирского транспорта, в том числе 15 станций Московского метрополитена и 5 станций «легкого метро»
Образование - 8 государственных высших учебных заведений и 7 негосударственных высших учебных заведений - 463 учреждения образования в т.ч. - 198 общеобразовательных учреждений
Здравоохранение - 45 поликлиник, в том числе 18 детских - Республиканская детская клиническая больница - Центр планирования семьи и репродукции
Культура - 71 учреждение культуры, в т.ч. - 33 библиотеки - 2 выставочных зала - Государственный Дарвиновский музей - Палеонтологический музей РАН - Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского - Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац - Свыше 100 памятников монументально-декоративного искусства и культурного наследия, в том числе 8 усадеб
Спорт - 683 спортивных объекта на территории - 17 Детско-юношеских спортивных школ

 

На территории ЮЗАО расположены:

- Президиум Российской Академии Наук

- 160 научных учреждений, в том числе 71 институт РАН

- 23 промышленных предприятия

- 14334 предприятий малого бизнеса

В ЮЗАО сосредоточен цвет российской науки, расположены крупнейшие научно-исследовательские институты РАН, известные ВУЗы, ведущие научно-производственные организации, успешно развивается малый и средний бизнес.

В институтах РАН проводятся фундаментальные и поисковые исследования в области физики (квантовая физика, низкотемпературные квантовые наноструктуры, физика сверхсильных лазерных полей), химии (новые подходы к химии топлив и химической электроэнергетике, синтез веществ с заданными свойствами и создание функциональных материалов на их основе), математики (математическое моделирование и интеллектуальные системы), экономики (прогноз развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов), прикладные исследования (биотехнологии для получения активных веществ для медицины и сельского хозяйства, разработки в области оптического приборостроения, создание пневмоакутических установок и шумозаглушающих покрытий).

Российская Академия Наук участвует в деятельности 240 международных научных неправительственных организаций, во всех крупных программах, проектах и исследованиях, финансируемых ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЕ, ВМО.

В ЮЗАО находятся 7 государственных вузов - Российский университет дружбы народов (РУДН), Российский государственный медицинский университет (РГМУ), Московский геологоразведочный институт им. С.Орджоникидзе, Юридический институт МВД, Академия нефти и газа им. Губкина, а также филиал МГАПУ - Педагогический институт физической культуры. В округе работают 7 негосударственных ВУЗов.

Среди научно-производственных предприятий ЮЗАО можно выделить такие, как ФГУП «НПП «Торий» (приборы микроволновой электроники), ФГУП НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха (приборы на основе импульсных твердотельных лазеров), ГУП «НПЦАП им. Н.А. Пилюгина» (автоматизированные системы управления), ВНИИНС (разработка программного обеспечения, компьютерные технологии для широкого спектра объектов), ОАО «НИИ технического стекла» (разработка и производства изделий из стекла высокой прочности), Акустический институт им. Н.Н. Андреева (разработка систем пожаротушения), Всероссийский научно – исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) (научные исследования и разработки лекарственных средств нового поколения), ОАО «НИИ вычислительных комплексов им. М.А.Карцева» (разработка автоматизированных систем обеспечения безопасности объектов).

На территории ЮЗАО нет промышленных гигантов и крупных производств. В округе расположены предприятия обрабатывающей, пищевой и легкой промышленности. Продукция таких предприятий, как ЗАО «Фирма «Черемушки», ЗАО ПШО «Москва», КБК «Черемушки», ЗАО «Победа» и других хорошо известна в Москве и за ее пределами.

Распределение малых предприятий ЮЗАО по видам экономической деятельности:

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 7351(51,3%)

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 2105 (14,7 %)

- обрабатывающие производства – 1769 (12,3 %)

- транспорт и связь - 1007 (7,0 %)

- строительства - 995 (6,9 %)

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, гостиницы и рестораны – 699 (4,9 %)

- финансовая деятельность – 302 (2,1 %)

- прочие – 106 (0,7 %).

Продукция и разработки предприятий малого предпринимательства отличаются высоким уровнем качества. Продукция ООО «Роскардиоинвест», ЗАО «Нейтрино» (разработка и производства искусственных клапанов сердца) и ЗАО «Элестим - кардио» (электронные кардиостимуляторы), работающих в сфере высоких технологий, не уступает зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам превосходит их. Успешно конкурирует с зарубежными фирмами ООО «ВИСКО.М» - производитель высококачественной осветительной техники.

Приоритетные целевые программы:

- Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства

Юго-Западного административного округа города Москвы на 2007 – 2009 гг.;

- Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;

- Окружная комплексная программа промышленной деятельности в ЮЗАО г. Москвы на 2007-2009 гг.

 

1.2 Состояние окружающей среды в районе

 

Юго-западный административный округ (ЮЗАО), созданный в 1991 году, занимает 111,7 квадратных километров. Здесь проживает более миллиона человек. Округ располагается на юге столицы, на правом берегу Москвы-реки, он занимает центральную, наиболее высокую часть Теплостанской возвышенности, а на пересечении улиц Профсоюзная и Теплый Стан располагается высшая точка Москвы – 256 метров.

На территории округа большое количество рек (12) и прудов (85).

«Легкими столицы» называют ЮЗАО, на территории которого расположены такие крупные зеленые массивы, как природный Битцевский лесопарк, ландшафтный заказник «Тропаревский парк», Воронцовский и другие парки. К тому же «роза ветров» в Москве расположена так, что ветры дуют чаще всего с юго-запада. И воздух, проходя лесопарковые зоны, приходит в Москву чистым и свежим, а для жителей округа и его гостей зеленые массивы – это еще и хорошо обустроенные места отдыха.

Несмотря на относительно высокую плотность населения (более 9 тысяч человек на квадратный километр), Юго-Запад – один из наиболее благополучных в экологическом плане округов столицы.

Одним из важных показателей, характеризующих состояние окружающей среды в районе, является уровень заболеваемости населения.

В Юго-Западном округе у детского населения первичная заболеваемость и распространенность практически по всем классам болезней не превышает среднемосковские уровни. Общая заболеваемость подростков выше средних по городу уровней на 9%, заболеваемость болезнями эндокринной системы — на 28%, мочеполовой системы — на 37%, кожи и подкожной клетчатки — на 56%. Распространенность болезней органов дыхания, в т.ч. астмы, эндокринной, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки также превышают средние по Москве показатели.

В последние годы на территории округа наметилась тенденция к росту заболеваемости ожирением среди подростков (рис. 1.1) и взрослых. Показатели заболеваемости выше среднегородских уровней у подростков в 1,7 раза, у взрослых — в 2,0 раза.


Рис. 1.1 – Динамика заболеваемости подростков ожирением в ЮЗАО

 

В 2006 году уровни распространенности и заболеваемости среди взрослого населения Юго-Западного округа болезней эндокринной системы (рис. 1.2) являются самыми высокими среди всех округов города Москвы.

Спецификой инфраструктуры Юго-Западного округа является отсутствие крупных промышленных предприятий. Исключение составляет территория районной Управы Коньково, где размещена промзона «Воронцово». Главным источником загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы от автотранспорта. В 2006 году, по данным маршрутных постов, состояние атмосферного воздуха было хуже, чем в 2005 году. На четырех из пяти маршрутных постов увеличилось количество проб, превышающих ПДК. В зонах влияния крупных автомагистралей округа отмечаются высокие уровни заболеваемости населения, особенно детского, болезнями органов дыхания, в т.ч. бронхиальной астмы, кровообращения.

 

Рис. 1.2 – Распространенность заболеваемости взрослого населения болезнями эндокринной системы в Москве и административных округах в 2006 году


К наиболее неблагоприятным территориям округа в 2006 году по уровням заболеваемости населения относятся районы Ломоносовский и Котловка. На указанных территориях отмечается тенденция к росту заболеваемости или стабильно высокая заболеваемость населения.

В районе Ломоносовский из года в год регистрируется высокая распространенность заболеваемости детей и подростков болезней крови, органов дыхания и пищеварения, эндокринной системы; в районе Котловка — высокие показатели заболеваемости болезнями органов дыхания и эндокринной системы.

Проведенный в 2006 году сравнительный анализ заболеваемости населения по административным округам, в сравнении с аналогичными показателями по Москве в целом показал, что как распространенность, так и заболеваемость во всех группах населения в большинстве округов имеет тенденцию к стабилизации или незначительному увеличению по отношению к предшествующему 2004 году.

 

1.3 Нормативно-правовая база управления состоянием окружающей среды

 

Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации в целом достаточно полно определяют правовые основы обеспечения и защиты экологических прав граждан, однако складывающаяся в стране экологическая обстановка свидетельствует, что система данной отрасли законодательства несовершенна и не имеет действенного механизма реализации[1].

Представляется необходимым изложить свои взгляды на проблемы и тенденции развития важнейших институтов конституционного экологического законодательства (ст. 42 Конституции РФ).

1. Права граждан на благоприятную, здоровую окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплено в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне, право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований[2].

По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20 - 30% определяется условиями среды его обитания.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания. Российское законодательство не определяет понятие "благоприятная окружающая среда", хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом "Об охране окружающей среды[3]". Другая его важнейшая характеристика касается ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств.

Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранить видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанных с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан, предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средством реализации права на благоприятную окружающую среду.

Вопрос о характере потребностей человека в природе или о функциях природы по отношению к человеку лежит в основе экологических прав, в частности права на благоприятную окружающую среду. С правовой точки зрения ответ на вопрос о характере регулируемых потребностей, удовлетворяемых за счет ресурсов природы, зависит в большей степени от того, как в законе сформулировано право на окружающую среду.

По Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Представляется, что в Основном Законе это право сформулировано более удачно по сравнению с конституциями некоторых субъектов и стран ближнего зарубежья с точки зрения интересов человека. Поэтому с теоретической и практической точки зрения важно определить содержание понятия "благоприятная окружающая среда". Легальное определение этого понятия дано в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

С точки зрения М.М. Бринчука[4], благоприятную окружающую среду целесообразно определить через характеристику не качества, а состояния. Состояние - понятие более широкое, так как оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.

Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Анализ такого определения права на благоприятную окружающую среду показывает, что, реализуя свое право, человек может удовлетворить не только личные потребности, но и некоторые потребности, непосредственно не связанные субъективно с ним. Такие характеристики благоприятной окружающей среды, как экологическая устойчивость, видовое разнообразие, в основном выходят за пределы личных потребностей. Хотя, несомненно, экологически неустойчивая или деградированная с точки зрения видового разнообразия среда едва ли может считаться благоприятной. И поэтому действительно человек заинтересован в сохранении окружающей среды, и экологически устойчивой, и биологически разнообразной. С учетом таких рассуждений можно дать следующее достаточно обоснованное определение понятия "благоприятная окружающая среда" и рекомендовать именно такое определение при подготовке экологических законопроектов. Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, состояние которой соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся незагрязненности, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечивающая нормальную жизнь, здоровье и другие интересы человека.

К сожалению, юридическая практика сводит благоприятность преимущественно к соответствию состояния природных объектов экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, НРБ и т.д.). Очевидно, что в этом случае защищенной оказывается только часть права, провозглашенного в ст. 42 Конституции РФ, а именно та, которая ограничивается рамками здоровой окружающей среды. Понятие "здоровая окружающая среда" связано с нормативами ПДК - предельно допустимых концентраций, а благоприятная окружающая среда - это не только здоровая (незагрязненная), но и ресурсоемкая, экологически устойчивая, эстетически богатая и разнообразная среда обитания человека.

Такого определения благоприятной окружающей среды придерживаются почти все специалисты по экологическому праву, оно стало фактически общепризнанным. Однако эти характеристики благоприятности окружающей среды не работают, они до сих пор не апробированы, не истребованы практикой, что в заметной степени предопределяет низкий коэффициент реализованности соответствующего права граждан. На уровне бытового и даже профессионального правосознания формируется представление о нежизнеспособности конституционной нормы. Разумеется, определяющую роль в этом играют экономические, организационные, идеологические гарантии, но частично острота проблемы может быть снята юридическими средствами. Прежде всего необходимо решить вопрос конституционного регулирования ряда экологических проблем в экологическом законодательстве, в первую очередь в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", аналогичных законах субъектов Российской Федерации, раскрыть фундаментальные экологические права, которые закреплены в конституциях.

Право на благоприятную окружающую среду сравнимо лишь с естественным правом человека на жизнь и достойное существование. Поэтому необходимо более конкретно обозначить это право, придать ему приоритетное значение в системе прав человека, признав его важнейшим социальным правом. Возможно, даже следует принять специальный нормативный правовой акт РФ о реализации права на благоприятную окружающую среду с учетом экологических, правовых, медицинских (санитарно-гигиенических), биологических, эстетических и других важных его составляющих[5].

 

1.4 Функции органов муниципальной власти в управлении состоянием окружающей среды

 

Перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определен Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. В частности, данным Федеральным законом установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

- участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта;

- участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также осуществление контроля за их исполнением;

- принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды;

- участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта;

- осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

- установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

- организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

- обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

- контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

- образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

- участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

- организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории.

Однако, давая оценку полноте полномочий субъектов Российской Федерации, необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство. Большинство из указанных полномочий в законодательном порядке были изъяты у субъектов Российской Федерации в августе 2004 года с намерением передать часть из них на муниципальный уровень и возвращены субъектам лишь 1 января 2006 года.

В то же время такие полномочия, как:

осуществление государственного экологического контроля;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;

контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду - субъекты Российской Федерации имеют право реализовать лишь в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, перечень которых должен утверждаться федеральным Правительством.

Кроме этого, наличие законодательно установленного дублирования целого ряда основополагающих полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таких как осуществление государственного экологического контроля, государственного экологического мониторинга, нормирования качества окружающей среды, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие утвержденных критериев разграничения этих полномочий, ограничивает возможности регионов эффективно реализовать указанные государственные полномочия.

Мы считаем, что совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды должно идти по пути делегирования регионам исключительных полномочий в сфере:

государственного экологического контроля;

администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду;

государственной экологической экспертизы.

Приведенные выше особенности российского природоохранительного законодательства в определенной степени снижают его функциональность, а также эффективность практического правоприменения. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведут большую работу с комитетами и депутатами Государственной Думы Российской Федерации, членами Федерального Собрания и руководством Правительства России, направленную на совершенствование федерального природоохранительного законодательства, в части более четкого разграничения полномочий федерального центра и регионов, а также предоставления последним исключительных полномочий в области самостоятельного решения вопросов охраны окружающей среды[6].

 

1.5 Управление состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г. Москва

 

Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития города Москвы и ее экологической политики должны быть взаимосвязаны и нацелены на достижение экологической безопасности, обеспечение конституционного права москвичей на благоприятную окружающую среду, создание комфортных условий их проживания и недопущение нанесения вреда окружающей среде.

Основным экологическим документом прошедшего десятилетия являлась разработанная и одобренная Экологическим консультативным советом при Мэре города Москвы в 1999 г. Концепция обеспечения экологической безопасности города Москвы на период до 2001 года и на более отдаленную перспективу.

Реализация положений Концепции создала основу для развития экологической политики города Москвы по целевым направлениям, что позволяет объединять экологические элементы принятых городских целевых программ в единую систему и обосновывать потребность в финансовых ресурсах для достижения устанавливаемых целевых экологических показателей.

Для формирования экологической стратегии с учетом целевых направлений ее развития разработана долгосрочная Экологическая доктрина города Москвы (далее — Доктрина). Целевые показатели Доктрины — это результаты, которые будут достигнуты при реализации экологических мероприятий, предусмотренных:

􀂃 Городской целевой программой по энергосбережению на 2004-2008 гг. и на перспективу до 2010 года;

􀂃 Целевой программой реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004 — 2006 гг.;

􀂃 Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года;

􀂃 Программой озеленительных работ города Москвы на 2005 г. и последующие годы;

􀂃 Постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005 г. № 51-ПП «О совершенствовании системы управления Природным комплексом (комплексом природных и озелененных территорий) города Москвы».

Выбор целевых показателей Доктрины обусловлен основными экологическими приоритетами, определенными Концепцией и экологической политикой Москвы.

Цель, установленная Экологической доктриной, состоит в реализации функции государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики и сфер социально-экономических отношений, организаций и граждан, при которой в системе принятия любых решений на всех уровнях городского управления учитывались бы и минимизировались их возможные негативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.

Для достижения поставленной цели в Экологической доктрине устанавливаются на срок до 2010 г. и поэтапно обеспечиваются следующие целевые показатели:

1. Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10 % по следующим загрязняющим веществам: оксиды азота, оксид углерода, акролеин, бензол, конденсированные ароматические соединения.

Целевые показатели по снижению выбросов в атмосферу сформированы на основании следующих целевых программ и нормативных документов города Москвы:

􀂃 Схема теплоснабжения г. Москвы на период до 2020 г. (снижение выбросов от ТЭЦ ОПО «Мосэнерго» на 23 %. В настоящее время на 80 % территории Москвы, примерно на площади 835 км2, выбросы ТЭЦ «Мосэнерго» дают среднесезонные концентрации диоксида азота 5-10 мкг/м3, что составляет 0,2-0,3 ПДК. После реализации Схемы теплоснабжения площадь с концентрациями 5-10 мкг/м3 сократится до 30 % территории Москвы);

􀂃 Городская целевая программа по энергосбережению на 2004-2008 гг. и на перспективу до 2010 г. (сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за период 2004-2010 гг. на 27717 тыс. т);

􀂃 Программа перевода муниципального транспорта на газообразное моторное топливо (переход на моторные топлива, соответствующие по качеству современным европейским нормативам, обеспечивает снижение выбросов от автотранспортных средств на 10 %);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: