Тема 5. Развитие социальной педагогики в эпоху Нового времени
Вопросы:
1. Почему именно образование становится основной сферой решения социальных проблем?
2. Чем отличается представление общества, характерное для эпохи Просвещения, от представлений античного мира и религиозного мировоззрения?
3. Как появление социального вопроса повлияло на характер социально-педагогической практики?
4. Что составляет суть «социально-волевого подхода»?
5. В чем проявляется «утопизм» концепций общественного воспитания представителей социал-утопической философии?
6. Как в социально-ориентированных педагогических теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега отражается содержание социализации в эпоху складывающегося индустриального общества?
7. Каково соотношение семейного и социального воспитания в концепции И.Г. Песталоцци?
8. Почему концепцию и деятельность И.Г. Песталоцци можно определить как первую социально-педагогическую теорию?
9. Почему трудовая деятельность выступает как основное содержание социального воспитания?
10. Почему происходит выдвижение принципа культуросообразности?
11. Как соотносятся принципы природосообразности и культуросообразности в социально-педагогических концепциях?
Задания:
1. Попробуйте классифицировать направления социально-воспитательной деятельности и формы организации социального воспитания.
2. Выделите новое в содержании, организации помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.
3. Раскройте социально-педагогический смысл практики «образования бедных».
4. Подготовьте реферат на тему «Социально-педагогический проект Р. Оуэна», показав достоинства и ограниченность идеи общественного воспитания.
|
5. Докажите примерами из описания исторического опыта и идей эпохи социальный смысл образования и воспитания.
6. Сравните представления о необходимом уровне образования, социальном опыте и индивидуальной помощи, с точки зрения задач социализации, в эпоху Нового времени.
7. Сравните задачи общественного воспитания, в представлении Ж.-Ж. Руссо, с точки зрения макро- (общества, культуры) и микропроцессов (самого человека).
8. Выберите определения термина «общественное воспитание, анализируя работы представителей общественной мысли, педагогов Нового времени (Я.А. Коменский, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, И. Кант, Ф. Фребель и др.) и сравните их.
9. Используя текст доклада Ж. Кондорсе «Об общей организации народного образования», (Басов Н.Ф. История социальной педагогики с. 104-106), сформулируйте задачи и формы общественного воспитания.
10. Подготовьте конспект по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие. – М., 2003. с.5-8). Проанализируйте социально- философское представление о социальном воспитании И.Канта.
11. Сделайте анализ социального воспитания И.Г. Фихте по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие. – М., 2003. с.8-12).
12. Используя работы И.Г. Песталоцци («Письмо другу о пребывании в Станце», «Письма г-на Песталоцци г-ну Н.Э.Ч. о воспитании сельской молодежи»), подтвердите социально-воспитательный конспект его деятельности: выделите специфику образования, социального опыта и индивидуальной помощи, реализуемой в его учреждениях.
|
13. Подготовьте выступления на темы: «Роль и место школы и семьи в концепции Я.А. Коменского»; «Философия Просвещения как методология социального воспитания»; «Концепция социального развития человека во взглядах философов И. Канта», «Социальная функция игры в концепции Ф. Фребеля».
Литература
- Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000
- Басов Н.Ф. История социальной педагогики / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М., 2005. с. 98-110
- Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании: идеал человека будущего. – М., 1989
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.
- Истории педагогики в России: хрестоматия / сост. С.Е. Егоров. – М., 2000
- История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И. Пискунова.- М., 2001
- Коменский Я.А., Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци: педагогическое наследие/ сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский.- М., 1987.
- Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса.- М., 1994.
- Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древности до начала ХХ века / Кузьмин К.В., Б.А. Сутырин. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2002.
- Никитин В.А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие. – М., 1999.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.2 (ХYIII – ХХ вв.). – М., 1989.
- Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике ХYIII – начала ХIХ в. – М., 1976.
- Синицкий Л.Д. Трудовая школа, ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2003.
- Соколов П.А. История педагогических систем // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2003. с. 3-34.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. институтов / сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.
|
Семинар 6 Социально-педагогические подходы в российской педагогике
Вопросы:
- Как реформы 1860-1870-х гг. повиляли на развитие социально-педагогических подходов в российской педагогике?
- Почему сфера образования становятся важнейшей социально-педагогической сферой в России?
- Как меняется трактовка сущности «общественного характера» воспитания в российской педагогике?
- Почему деятельность И.И. Бецкого оказалась неэффективной?
- Какие задачи, с точки зрения социализации, должна решать народная школа?
- Какие сферы охватывает призрение? В чем социально-педагогический смысл деятельности учреждений в этой сфере?
Задания:
1. Сравните социально-педагогический «эксперимент» И.И. Бецкого и И.Г. Песталоцци.
2. Напишите конспект статьи В.Ф. Одоевского «Наказ лицам, непосредственно работающим в приюте» (Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1995. с. 612-68), сделайте вывод о содержании и организации воспитания в детских приютах.
3. Приведите примеры из истории Мариинского ведомства, раскрывающие социально- педагогическую направленность его деятельности.
4. Подготовьте реферат на тему: «Представления об общественной сути воспитания в России второй половины ХIХ в.».
5. Покажите социально- педагогическую направленность Яснополянской школы.
Литература
- Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000
- Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. – М., 1987.
- Антология педагогической мысли России ХYIII в. – М., 1985.
- Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994.
- Беляков В.В. Сиротские учреждения России. – М., 1993.
- Василькова Ю.В., Социальная педагогика: Курс лекций/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., 1999.- Лекция 7, 8.
- Волков Н. Краткий очерк Императорского Человеколюбивого общества // Антология социальной работы: в 5 т. – М., 1994. Т.1. с. 153-162.
- Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы: в 5 т. – М., 1994. Т.1. с. 22- 29.
- Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1955.
- Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей и народа в царской России // Советское государство и право. 1991. № 6.
- Стог А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы: в 5 т. – М., 1994. Т.3. с. 56-72.
- Хомяков А.С. Об общественном призрении в России // Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. – М., 1987.