Схема синхронизации для электростанций с двумя системами шин показана на рис. 11. основными элементами схемы являются шинки синхронизации ШС, к которым присоединена вторичные цепи напряжения обоих генераторов и обеих систем шин через шинки аш и сш и блок контакты БК разъединителей, а также все приборы колонки синхронизации, ключи синхронизации КС1 и КС2 генераторов, ключ синхронизации КС3 шин и ключ К включения синхроноскопа.
Оба частотомера Нz и оба вольтметра V колонки соответственно показывают частоту и напряжение включаемого генератора и сети, к которой он присоединяется.
Процесс точной ручной синхронизации, например между включаемым генератором Г1 и I системой шин, протекает следующим образом. При нормальной частоте вращения (обычно n=3000 об/мин) генератору Г1 подаётся возбуждение и его напряжение доводится до номинального (10,5; 15,75.). В это время I система шин присоединена к сети и также находится под напряжением. Персонал включает ключ синхронизации КС1, подаёт оперативный ток к электромагниту включения ЭВ выключателя и, находясь на щите управления электростанции, может уровнять напряжения и частоту включаемого генератора с напряжением и частотой сети. Для этого он пользуется соответственно шунтовым реостатом схемы возбуждения генератора Г1 и ключом дистанционного управления двигателем механизма изменения частоты вращения турбины. Добившись равных значений напряжения и частоты у генератора и на шинах, персонал ключом К включает синхроноскоп S. Наблюдая за направлением и быстротой вращения стрелки синхроноскопа, более точно регулируют число оборотов генератора и его напряжение. При медленном подходе стрелки непосредственно к красной черте синхроноскопа, когда частота включаемого генератора несколько больше частоты сети, персонал кнопкой КУ включает выключатель В1 генератора и тем самым подсоединяет последний на параллельную работу с сетью. Затем приступают к набору нагрузки на генераторе, воздействуя короткими импульсами с интервалами 10-20 с на двигатель механизма изменения частоты вращения турбины. Аналогично осуществляется синхронизация генератора Г1 со II системой шин.
|
Генератор надо включать не тогда, когда стрелка синхроноскопа стала на красную черту, а с некоторым опережением (при подходе стрелки к черте), определяемым собственным временем включения выключателя. Это облегчает включение генератора в сеть, так как его частота несколько больше частоты сети, мощность которой весьма значительна.
Синхронизацию генератора Г2 с I и II системами шин выполняют с помощью ключа КС2, а синхронизацию I системы шин со II – с помощью ключа КС3. при этом одна из систем шин присоединяется через шинки синхронизации аг, b, сг к роторной обмотке синхроноскопа. Включение обеих систем шин на параллельную работу производят выключением ШВ.
Точная автоматическая синхронизация выполняется с помощью специальных устройств – автосинхронизаторов АСТ-4Б, АСУ-12, АСТ-44, УБАС (на полупроводниковых логических элементах), с автоматическими уравнителями частоты и напряжения, воздействующими на цепь возбуждения и двигатель механизма изменения частоты вращения турбины.
Включение генераторов на параллельную работу способом самосинхронизации заключается в том, что невозбуждённый генератор разворачивают примерно до синхронной частоты вращения и включают вручную полуавтоматически или автоматически в сеть. Затем в обмотку ротора генератора подают возбуждение и генератор входит в синхронизм. Этот способ имеет преимущества перед способом точной синхронизации: не требуется подгонки и уравнения частот и напряжений, благодаря чему генератор быстро включается в сеть, что очень важно при аварийном положении и низком уровне частоты и напряжения в энергосистеме.
|
Недостатками способа самосинхронизации является значительные толчки тока, возникающие при включении невозбуждённого генератора на напряжение сети, и понижение в этот момент напряжения у потребителей.
Полуавтоматическую схему используют обычно на турбогенераторах, где пуск и включение генераторов автоматизированы только частично.
На электростанциях очень часто применяют оба способа синхронизации – самосинхронизацию и точную автоматическую синхронизацию. Автосинхронизаторы используют в нормальных условиях, в особенности на гидроэлектростанциях для частого пуска генератора. В аварийных случаях, а также при резком снижении частоты в системе, когда требуется быстрый ввод новых мощностей, генераторы включают способом самосинхронизации (турбогенераторы до 200 МВт и гидрогенераторы до 500 МВт).
Перед включением генератора обмотка ротора должна быть замкнута на гасительное сопротивление или якорь возбудителя.
Самосинхронизацию можно применять и в нормальных условиях для всех гидрогенераторов и СК, когда генераторы работают в блоке с трансформаторами или когда толчки тока статора не превосходят допустимых величин.
|
РАСЧЁТ РЗ
Дифференциальная защита блока генератор-трансформатор.
Дифференциальная защита блока генератор-трансформатор является основной быстродействующей защитой трансформаторов и генераторов. Принцип действия ее основан на сравнении величины и фазы токов в начале и конце защищаемой зоны. Защита выполняется с помощью реле типа ДЗТ– 11, подключается к трансформаторам тока, установленным со стороны нулевых выводов генератора и со стороны высшего напряжения трансформатора.
Расчёт.
Первичные номинальные токи.
А
А
Выбор трансформаторов тока:
На стороне ВН выбираем ТТ - ТФЗМ-220Б-I
ВН
На стороне НН выбираем ТТ - ТШ-20
НН
Вторичные номинальные токи.
А
А
Плечо НН с большим током принимается за основное, там устанавливается тормозная обмотка реле ДЗТ-11.
Определяется первичный ток небаланса без учета третьей составляющей.
где IK max= Iпо =126,6 А (по таблице 5 «Расчетные токи к.з.»)
(1×1×0,1+0,1)×126,6=25,32 А
Ток срабатывания защиты выбирается только по условию отстройки от броска тока намагничивания:
А
1,3×596,4=775,32 А
10.6. Определяются числа витков обмотки ДЗТ-11.
А
Fср = 100 А в - м.д.с. реле ДЗТ-11
Принимается wнеосн = 20 витков.
Ток срабатывания защиты на стороне НН
Расчетное число витков на основной стороне
Принимается wосн = 18 витков.
Определяется третья составляющая тока небаланса
Ток небаланса с учетом третьей составляющей
Окончательно принятое число витков
wосн = wурI = 18 витков
wнеосн = wур II = 19 витков
Проверка:
Определяется число витков тормозной обмотки реле ДЗТ-11, необходимое для отстройки при внешнем к.з.
где wp=18,05 - расчетное число витков рабочей обмотки на стороне НН.
Принимается wT = 5 витков.
10.13. Определяется коэффициент чувствительности защиты.
Чувствительность обеспечена.