Общественный строй Галицко-Волынского княжества




Главной особенностью общественного строя княжества было то, что практически все земельные владения там находились во власти многочисленной группы боярства. Важную роль играли вотчинники, они боролись с несправедливой, по их мнению, княжеской властью, пытавшейся ограничить их права в свою пользу. К другой группе относились служивые феодалы. Чаще всего они владели землей лишь то время, пока находились на службе. Они обеспечивали князю войско, которое состояло из зависимых от них крестьян. Это являлось опорой в борьбе с боярством для галицких князей.

 

Наверху феодальной лестницы располагалась церковная знать. Они владели просторными землями и крестьянами. Основной частью сельского населения Галицко-Волынского княжества были крестьяне. На территории княжества располагалось более 80 различных городов. Большую часть городского населения составляли ремесленники. Здесь имелось множество мастерских, а производимая ими продукция, шла на внутренние и внешние рынки. Также неплохие доходы приносила соляная торговля.

Государственный строй Галицко-Волынского княжества

Несмотря на власть крупного боярства, Галицко-Волынское княжество дольше остальных русских земель сохраняло свое единство. Галицкое боярство было во главе, решало, кто будет сидеть за княжеским столом, а кого следует сместить. Они вели свою власть при помощи боярского совета, в составе которого были крупные землевладельцы, епископы и люди высших государственных должностей. Из-за того, что в совете были бояре можно с уверенностью сказать, что в его власти находился весь государственный аппарат управления.

Князья Галицко-Волынского княжества иногда созывали вече, но особого влияния у них не было, так как здесь была дворцово-вотчинная система управления.

Правовая система княжества практически ничем не отличалась от системы других русских земель периода феодальной раздробленности. Действие нормы «Русской правды» (с небольшими изменениями) также распространялось на территории Галицко-Волынского княжества. Князья издали ряд нормативных актов, которые достойны упоминания, это:

Уставная грамота Ивана Берладника (1134г.);

Рукопись князя Владимира Васильковича;

Уставная грамота Мстислава Данииловича (1289г.).

Культура Древней Руси.

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: