Понятие «эпизод». Место эпизода в фабуле произведения. Причинно-следственная (концентрический сюжет) и временная (хронологический сюжет) связь эпизодов в художественном произведении.
Выделение идейно значимых, «переходных» (А.М. Антипова), вводных эпизодов.
Роль эпизода в приближении героя и автора к читателю.
Практическая часть.
Анализ эпизода из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» по плану*.
Анализ эпизода из повести В. Железникова «Чучело».
Обмен творческими идеями: «Вкус книги».
Тема 10. Итоговая читательская конференция «Человек в мире литературы». (2 час)
Обмен творческими идеями: отзыв о любимой (самостоятельно прочитанной) книге.
Практическая часть.
Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения, составление презентации.
* Примерный план анализа пейзажа см. в Приложении 4.
** Примерные вопросы для анализа эпизода и художественного произведения см. в Приложении 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
«ОВЛАДЕНИЕ ТАЙНАМИ СЛОВЕСНОГО МАСТЕРСТВА. ПРОЗА»
Приложение 1
Дифференцированные задания к теме «Сюжет и композиция»
Вариант I
1. Назовите известные вам композиционные приемы. В чем состоит их сущность и художественный смысл?
2. Определите, какой композиционный прием использует автор и как это помогает раскрыть авторскую идею?
Б. Пастернак
Снег идет, снег идет. Потому что жизнь не ждет
К белым звездочкам в буране Не оглянешься – и святки.
Тянутся цветы герани Только промежуток краткий
За оконный переплет. Смотришь, там и Новый год.
Снег идет, и все в смятенье, Снег идет, густой-густой.
Все пускается в полет, – В ногу с ним, стопами теми,
Черной лестницы ступени, В том же темпе, с ленью той
|
Перекрестка поворот. Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Снег идет, снег идет, Может быть, за годом год
Словно падают не хлопья, Следуют, как год идет,
А в заплатанном салопе Или как слова в поэме?
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака, Снег идет, снег идет.
С верхней лестничной площадки, Снег идет, и все в смятенье:
Крадучись, играя в прятки, Убеленный пешеход,
Сходит небо с чердака. Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Вариант II
1. Что такое композиция? Каковы ее основные функции?
2. Определите тип внесюжетных элементов и их роль в литературном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (отрывок, текст прилагается)
От слов «… Я находился в том состоянии чувств души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях…» до слов «… Ужас и недоумение овладели мною…»
Приложение 2
Примерный план характеристики особенностей языка художественного произведения.
1) Выявить в тексте тропы и фигуры; определить, насколько часто они встречаются, какие виды тропов преобладают.
2) Определить, какими языковыми средствами пользуется автор в создании словесных образов на лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом, стилистическом уровнях.
3) Выявить ключевые слова текста, мотивировать их выбор.
Приложение 3
Примерный план анализа портрета в литературном произведении.
1) Общая информация, содержащаяся в портретных деталях:
- физические данные персонажа;
- его манера одеваться и манера держаться;
|
- социальное происхождение и положение персонажа;
- есть ли детали портрета с символическим значением;
- есть ли детали портрета, напоминающие о персонаже другого произведения или о реальном историческом лице.
2) Определите принцип построения портрета (эскизный или подробный).
3) Определите, какие языковые выражения (прямое или переносное значение, с объективным или субъективно-оценочным значением) преобладают в построении портрета; выделите наиболее яркие тропы.
Приложение 4
Примерный план анализа пейзажа в литературном произведении.
1) Выделить в произведении основные картины пейзажа: природа, город, сельская местность, космос, и т.д.
2) Установить порядок и закономерность смены пейзажных картин в художественном произведении, их связь с событиями.
3) Определить основные принципы создания пейзажа: обобщённый или детализированный, динамичный или статичный.
4) Определить авторскую оценку пейзажа и средства её выражения.
5) Определить художественные функции пейзажа:
- собственно изобразительная;
- средство создания образа героя и раскрытие его внутреннего мира;
- средство создания картины мира и выражения авторского отношения к нему.
6) Выделить средства создания словесных пейзажей (тропы, художественные детали).
Приложение 5
Примерный план анализа эпизода в литературном произведении.
1. Минисюжет.
2. Проблема (вопрос), решаемая автором в эпизоде.
3. Герои эпизода, их отношение к событию, проблеме, друг другу.
4. Портретная характеристика героев.
5. Пейзаж и его смысловая нагрузка.
|
6. Поведение действующих лиц, поступки или слова героев, через которые раскрывается характер, внутренний мир личности.
7. Авторское отношение к событию.
8. Авторское отношение к проблеме.
9. Психологическое мастерство автора.
10. Художественные приемы, используемые автором:
• изобразительные средства; • художественная деталь; • цвет, свет, звук.
11. Эпизод как часть целого:
• определить тип эпизода (идейно значимый, кульминационный, побочный);
• роль эпизода в произведении: как готовит нас эпизод к последующему ходу событий?
План анализа прозаического произведения