«Овладение тайнами словесного мастерства. Проза»
Цель: нравственно-эстетическое становление личности школьников, углубление и расширение филологических знаний учащихся.
Категория слушателей: группа высокомотивированных учащихся 7-ых классов общеобразовательных учреждений.
Срок обучения: 34 часа.
Форма занятий: творческая лаборатория школьника.
Режим занятий: один раз в неделю по 1 часу в день.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма практического занятия | |
теория лите- ратуры | практи ческая часть | |||
1. | Художественное произведение как эстетический объект | Анализ содержания рассказа И.С. Тургенева «Свидание» и миниатюры «Надпись на валуне» К.Г. Паустовского. | ||
2. | Композиция художественного произведения. | Анализ рассказа А.С. Пушкина «Выстрел». Выполнение дифференцированных заданий по теме. | ||
3. | Автор и повествователь в художественном произведении. | Опыт самостоятельного анализа художественного произведения: Б. Екимов «Ночь исцеления». Составление презентаций по теме «То, что вечно, - человечно». | ||
4. | Художественная речь литературного произведения. Средства выразительности в языке произведения. | Анализ эпизодов из книги М. Пришвина «Незабудки». Исследование художественного текста: Л.Н. Андреева «Друг», стихотворений в прозе И.С. Тургенева. | ||
5. | Содержание художественного произведения. | Определение типологии проблем в рассказах К.Г. Паустовского «Пачка папирос», Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». | ||
6. | Предмет и герой в художественном произведении. | Автор и персонажи в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая». Деталь в рассказах А.П. Чехова. Реализация гуманитарного проекта «Современные притчи». | ||
7. | Портрет в художественном произведении. | Анализ портрета в литературном произведении: эпизоды из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», рассказы А.П. Чехова, И.С. Тургенева. Литературная игра «Портрет интересной Личности» | ||
8. | Пейзаж и интерьер в художественном произведении. | Анализ отрывков из повести И.С. Шмелёва «Лето Господне». | ||
9. | Эпизод в художественном произведении. | Анализ эпизода из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» по вопросам. Обмен творческими идеями: «Вкус книги». | ||
10. | Итоговая читательская конференция «Человек в мире литературы». | Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения, составление презентации. | ||
ИТОГО: 34 часа, из них |
|
Содержание программы творческой лаборатории школьника
«Овладение тайнами словесного мастерства. Проза»
(34 часа в год, 1 час в неделю)
Тема 1. Художественное произведение как эстетический объект (2 часа)
Различные формы освоения мира: понятийно-логическая, религиозная, философская, чувственно-образная. Диалог между читателем и автором. Талант читателя.
Практическая часть.
Анализ содержания рассказа И.С. Тургенева «Свидание» (цикл «Записки охотника») и миниатюры «Надпись на валуне» из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».
Организация беседы-дискуссии по теме: «Чтение с интересом?!»
Тема 2. Композиция художественного произведения. (4 часа)
|
Архитектоника текста:
- пролог, эпилог, членение текста на главы, части;
- приложения, примечания, комментарии автора;
- включение эпиграфов, посвящений;
- вставные тексты, лирические, исторические, философские отступления.
Композиция образного строя (центральные и второстепенные (эпизодические) образы, основные образные подсистемы и их взаимодействие).
Композиция фабулы (количество фабульных линий, их содержание, своеобразие завязки, кульминации, развязки в основной фабульной линии).
Типы композиций.
Практическая часть.
Анализ рассказа А.С. Пушкина «Выстрел» из цикла «Повести Белкина»
Выполнение дифференцированных заданий к теме «Сюжет и композиция»*.
Тема 3. Автор и повествователь в художественном произведении. (2 часа)
Образ повествователя. Образ рассказчика. Точка зрения в литературном произведении. Полифония. Открытый финал художественного произведения.
Герменевтика.А.А. Потебня об интерпретации художественного произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.
Практическая часть.
Опыт самостоятельного анализа художественного произведения: Б. Екимов «Ночь исцеления».
Составление презентации по теме: «То, что вечно, - человечно».
* Предложенные в Приложении 1 дифференцированные задания к теме «Сюжет и композиция» примерны и зависят от желания педагога и уровня подготовки учащихся.