Экспериментальной программы




«Овладение тайнами словесного мастерства. Проза»

 

Цель: нравственно-эстетическое становление личности школьников, углубление и расширение филологических знаний учащихся.

Категория слушателей: группа высокомотивированных учащихся 7-ых классов общеобразовательных учреждений.

Срок обучения: 34 часа.

Форма занятий: творческая лаборатория школьника.

Режим занятий: один раз в неделю по 1 часу в день.

 

 

Учебно-тематический план

 

Тема занятия   Количество часов Форма практического занятия
    теория лите- ратуры практи ческая часть  
1. Художественное произведение как эстетический объект     Анализ содержания рассказа И.С. Тургенева «Свидание» и миниатюры «Надпись на валуне» К.Г. Паустовского.
2. Композиция художественного произведения.     Анализ рассказа А.С. Пушкина «Выстрел». Выполнение дифференцированных заданий по теме.
3. Автор и повествователь в художественном произведении.     Опыт самостоятельного анализа художественного произведения: Б. Екимов «Ночь исцеления». Составление презентаций по теме «То, что вечно, - человечно».
4. Художественная речь литературного произведения. Средства выразительности в языке произведения.     Анализ эпизодов из книги М. Пришвина «Незабудки». Исследование художественного текста: Л.Н. Андреева «Друг», стихотворений в прозе И.С. Тургенева.
5. Содержание художественного произведения.     Определение типологии проблем в рассказах К.Г. Паустовского «Пачка папирос», Е. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро».
6. Предмет и герой в художественном произведении.     Автор и персонажи в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая». Деталь в рассказах А.П. Чехова. Реализация гуманитарного проекта «Современные притчи».
7. Портрет в художественном произведении.     Анализ портрета в литературном произведении: эпизоды из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», рассказы А.П. Чехова, И.С. Тургенева. Литературная игра «Портрет интересной Личности»
8. Пейзаж и интерьер в художественном произведении.     Анализ отрывков из повести И.С. Шмелёва «Лето Господне».
9. Эпизод в художественном произведении.     Анализ эпизода из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» по вопросам. Обмен творческими идеями: «Вкус книги».
10. Итоговая читательская конференция «Человек в мире литературы».       Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения, составление презентации.
ИТОГО: 34 часа, из них      

 

Содержание программы творческой лаборатории школьника

«Овладение тайнами словесного мастерства. Проза»

(34 часа в год, 1 час в неделю)

 

Тема 1. Художественное произведение как эстетический объект (2 часа)

Различные формы освоения мира: понятийно-логическая, религиозная, философская, чувственно-образная. Диалог между читателем и автором. Талант читателя.

Практическая часть.

Анализ содержания рассказа И.С. Тургенева «Свидание» (цикл «Записки охотника») и миниатюры «Надпись на валуне» из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Организация беседы-дискуссии по теме: «Чтение с интересом?!»

 

Тема 2. Композиция художественного произведения. (4 часа)

Архитектоника текста:

- пролог, эпилог, членение текста на главы, части;

- приложения, примечания, комментарии автора;

- включение эпиграфов, посвящений;

- вставные тексты, лирические, исторические, философские отступления.

Композиция образного строя (центральные и второстепенные (эпизодические) образы, основные образные подсистемы и их взаимодействие).

Композиция фабулы (количество фабульных линий, их содержание, своеобразие завязки, кульминации, развязки в основной фабульной линии).

Типы композиций.

Практическая часть.

Анализ рассказа А.С. Пушкина «Выстрел» из цикла «Повести Белкина»

Выполнение дифференцированных заданий к теме «Сюжет и композиция»*.

 

Тема 3. Автор и повествователь в художественном произведении. (2 часа)

Образ повествователя. Образ рассказчика. Точка зрения в литературном произведении. Полифония. Открытый финал художественного произведения.

Герменевтика.А.А. Потебня об интерпретации художественного произведения. Мнение М.М. Бахтина о диалоге между автором и читателем.

Практическая часть.

Опыт самостоятельного анализа художественного произведения: Б. Екимов «Ночь исцеления».

Составление презентации по теме: «То, что вечно, - человечно».

 

 

* Предложенные в Приложении 1 дифференцированные задания к теме «Сюжет и композиция» примерны и зависят от желания педагога и уровня подготовки учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: