Тема: «Формирование идеи правового государства в истории политико-правовой мысли России как тема классного часа».




Табалова Александра Владимировна, студентка Липецкого Педагогического Университета им. П.П. Семенова- Тян- Шанского, института истории, права и общественных наук, 5 курс.

Тема: «Формирование идеи правового государства в истории политико-правовой мысли России как тема классного часа».

Развитие элементов правового государства в истории России прослеживалось на протяжении тысячи лет, но не привело к формированию законченной и оформленной системы.

В России идеи правового государства стали разрабатываться гораздо позже. Русская юридическая мысль в вопросе о правовом государстве базировалась на трудах иностранных правоведов. В русской политико-правовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрь­ского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чиче­рина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во вто­рой половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

Начало становления русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием раннефеодального государства – Киевской Руси (IX- XIII вв.) Политико-правовая идеология данного периода подчинена была главным образом задачам единения всех русских земель, становления и укрепления русской государственности.

Главным образом можно вы­делить пять этапов в развитии политической мысли России: период Древней Руси (IX— XIII вв.); период образования и укрепления Московского го­сударства (XIV—XVI вв.); период становления и усиления абсолютизма (XVII—XVIII вв.); период разложения феодально-самодержавного строя (XIX - начало XX в.); совет­ский и постсоветский периоды (XX в.).

Особенностями политической мысли России являются отражение в ней проблем и задач разви­тия русской государственности, выяснение специфики исто­рического пути России и составляющих ее народов.

В XIV-XVI вв. по мере освобождения от татаро-монгольского владычества идет процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества. Монах псковского Елеазарова монастыря Филофей выдвигает доктрину «Москва - третий Рим», начинает складываться политическая идеология централизованного государства. На пути этого процесса стали амбиции православной церкви, отстаивавшей приоритет своей власти над властью московского князя. В XVI в. разгорелась идейно-политическая борьба между «нестяжателями» и «иосифлянами». Идеолог «нестяжателей» Нил Сорский учил, что монахи должны стремиться к аскетизму, отказаться от земельной собственности, жить своим трудом. Сторонники монастырского землевладения и сильной власти церкви назывались «иосифлянами» (по имени лидера движения Иосифа Волоцкого). Московские цари Иван III и Василий III, будучи заинтересованными в секуляризации, оказывали определенную поддержку «нестяжателям», но были еще недостаточно сильны для решительного разрыва с монастырями. «Иосифлянам» удалось найти компромисс с царской властью: сохранение монастырского землевладения в обмен на признание приоритета светской власти.

В середине XVI в. назрел вопрос о создании централизованного русского государства. Первым эту задачу пытался осуществить Иван IV. Идейно-политическая борьба в обществе развернулась по поводу будущего государственного устройства, а также по поводу средств проведения этой политики. Князь А. М. Курбский выступил как сторонник сословно-представительной монархии. Он предусматривал ограничение царской власти боярской думой, осуждал массовый террор в отношении старых боярских и дворянских родов. Ивану IV не удалось до конца выполнить свою историческую задачу. Чудом, избежав утраты государственного суверенитета, Россия в XVII в. стала сословно-представительной монархией.

Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих особенно ХVIII-ХХ веков. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многие другие.

Понятие «правовое государство» - появилось в первой трети XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста. Однако до сих пор какого-то единого, общепризнанного понятия правового государства не сформировано. Концепция правового государства изменялась в процессе своего исторического развития, конкретные исторические условия существования общества детерминировали различия во взглядах мыслителей, исследовавших эту проблему.

Для Л.И. Спиридонова правовое государство - это государство, поставленное «под контроль права».

Г.Н. Манов рассматривает правовое государство как «политическую ипостась гражданского общества», подчеркивая, что взаимодействие гражданского общества и правового государства «принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания».

А.В. Корнев и В.В. Лазарев полагают, что «главным пунктом в содержании теории правового государства является идея народного суверенитета».

Правовое государство является необходимым атрибутом гражданского общества, опосредующим его политическую сферу. Правовое государство обеспечивает решение «общих дел» членов гражданского общества. При этом государство понимается как институт, выполняющий в значительной мере «служебные» функции, обслуживающий потребности общества. Следует подчеркнуть, что такое понимание правового государства свойственно не только теории, но, и закреплено в ряде законодательных актов. Соответствующие положения включены в большинство конституций современных демократических государств.

Из этого вытекает существеннейшее положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ, делегирующий часть своих полномочий государству. Следовательно, государственная власть, помимо всего прочего, должна быть легитимной, признаваться обществом справедливой, в силу определенных причин «имеющей право» властвовать, а законы должны соответствовать праву, а деятельность государства должна осуществляться в соответствии с законом.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, все­общее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй по­ловины XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной ши­ротой научных интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и нравственность, — это формаль­ное начало. Его содержание дается экономическими отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаи­модействие, в котором, однако, право является господствующим нача­лом, ибо оно устанавливает обязательные формы.

Другой видный представитель либерального правоведения и соци­ологической школы права С.А. Муромцев понимал под правом право­вой порядок, который рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения от случайного произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор пра­вопорядка, поскольку они направляют действия органов и лиц, кото­рые держат в своих руках юридическую защиту отношений: админи­стративных властей, суда, субъектов гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают влия­ние на образование правового порядка.

Советская государственно-правовая наука идею правового государ­ства считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал про­шлого и настоящего, практический опыт построения и функциониро­вания правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль на­метили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

Общая теория правового государства эволюционирует со времен эллинов. Она успела обогатится ценным теоретическим багажом. Сама же теория претворяется в жизнь. Многие положения этой теории стали составными частями законодательства «развитых» стран. Основное внимание в этой концепции отводится человеку как абсолютной ценности. Исходя из этого постулата и строится данное государство.

Г. Ф. Шершевич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) Для устранения произвола крайне важно установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в т.ч. и государственной организации, – отсюда идея господства права в управлении.

2) В случае если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, крайне важно строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

За последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право. Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева.

В.Н. Хропанюк представлял «правовое государство как форму организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на базе норм права». В рассмотрении базовых характеристик правового государства он различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. «Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически». В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных блаᴦ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

«Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство».

Следует отметить, что с конца XIX в. популярность идей становления и развития правового государства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимосвязанных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублением общих противоречий и резкой поляризацией социально–политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия бывают разрешены.

Первая половина XX в. прошла под знаком явного преобладания конфронтационной идеологии. В 30–е годы подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые тона фашистских диктатур, а в нашей стране установился не менее одиозный сталинский режим. Как реакция на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к проблемам прав человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства наполняются общедемократическим содержанием, направленным против авторитаризма и тоталитаризма. В России и других странах бывшего социального лагеря борьба с авторитаризмом и его осколками затянулась на более длительные сроки. Первыми за утверждение и защиту общепризнанных прав человека здесь выступили различные группы правозащитников. К настоящему времени идеи становления и развития правовой государственности находят отражение в Конституции, программных документах многих политических партий, нормативно–правовых актах субъектов, органов местного самоуправления и законодательных актах Российской Федерации.

 

Литература:

1) Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 1998 г.

2) Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология. Курс лекций. М.: Зерцало, 2004. – 311 с.

3) Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М. Логос, 2004.

4) Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 1993. – 280 с.

5) Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М: Норма, 1999. – 573 с.

6) Чупрова Н.А. Идея правового государства в русской политической мысли начала XX столетия:Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата юридических наук. Специальность №
12.00.01 - Теория государства и права; История
политических и правовых учений /Н. А. Чупрова; Науч. рук.
И. А. Исаев; Московская государственная юридическая
академия. -М.,1995. -21 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: