(истоки, эпоха, стиль)
Венский классицизм - композиторская школа (направление), сложившаяся во второй половине XVIII века в Вене (столица Австрии). Это значительнейший период в истории музыкальной культуры, обобщающий многолетние искания и ставший для последующих эпох символом художественного совершенства. Эпоха Венского классицизма в истории развития западноевропейского искусства, отражающая судьбы нескольких поколений, представлена великими именами: Йозеф Гайдн, Вольфганг-Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Классицизм (от лат. Classicus («классический») - образцовый) – понятие, отражающее одновременно стиль, направление и эпоху. Часто то, что становится образцом, называют словом «классика». Само понятие «классика» восходит к эпохе Античности и ее идеалам (стремление к максимальной ясности в представлениях о мире; идеал человека – гармонично уравновешенная, духовно-целостная личность; в произведении искусства – ясность, гармония, соразмерность). В европейской культуре античная классика находила воплощение несколько раз: в эпоху Возрождения (это было уже Высокое возрождение XV – XVI вв.) – в скульптуре, архитектуре и живописи, во Франции 2-й половины XVII века – в литературе, театре (уравновешенность, сбалансированность эмоционального и рационального в художественном образе).
Принципы эстетики классицизма определяют форму и содержание художественного целого:
Логичность и ясность формы | принцип взвешенности | |
Тяготение к жанровой чистоте | принцип ясности, тектоничности | |
Благородная простота форм | принцип соразмерности целого и частей | |
Оптимистичное мироощущение | принцип симметричности |
В XVIII веке тенденции классицизма распространяются на архитектуру, драму, а также и музыку. Эпоха Просвещения вела поиск и совершенной красоты, и совершенного ума. В XVIII веке произошел поворот от возвышенного к земному, а разум с тал надежней веры (это ни в коей мере не отрицание веры!). Философы века Просвещения убеждены, что человеческий разум способен проникнуть в природные законы, а достижение счастья возможно через знание, через воспитание ума и чувств. Многие теории, идеи, факты были собраны в грандиозной «Энциклопедии», составленной французскими просветителями. Проявлением природных законов в искусстве являлся театр. В театре близко сходятся познание и действие, которые подчинены логическим законам (познание (жизнь) упорядочено - разделено действиями и сценами, которые расчленяются на реплики персонажей).
Инструментальная музыка новой эпохи также находит связи с театром: мелодии нередко напоминают человеческую речь, интонации, мелодика может напоминать оперные арии, а части крупных произведений напоминают действия и сцены спектакля и также наполнены событиями.Вторая половина XVIII века открывает золотой век инструментальной музыки: «король инструментов» - орган уступает место симфоническому оркестру (оркестр тогда назывался «капелла», наиболее известна была капелла немецкого города Мангейма, основанная чешскими музыкантами). Среди сольных инструментов наиболее популярным оставался клавесин (клавир), но его функции и выразительные возможности переосмысливались. Немалую роль в творческом композиторском усилии играла аудитория: посетителями концертов были не только аристократы, но и «третье сословие», буржуа. Вкусы публики иногда оказывали существенное влияние на творчество композиторов и самих исполнителей.
В музыке XVIII века начинает преобладать светское образное содержание (светский – от устаревшего слова «свет» - окружающие люди, общество). Это мир образов и чувств человека, не связанный с религиозно-церковной тематикой:
героика | различные проявления радостных чувств (ликующие, шутливые, пасторальные) | лирика(поэтическое отношение к миру), душевные коллизии (лирико - драматические образы) | народно - бытовые образы, картины и явления природы. |
В музыкальном искусстве идет поиск и кристаллизация новых инструментальных жанров, которые могли бы в обобщенном виде раскрывать это содержание, соединяя в себе «союз высокой мысли и повседневной действительности». К середине XVIII века, путем постоянных экспериментов в концертных и камерных жанрах, во взаимосвязи с оперно-театральной музыкой в музыке инструментальной сформировались такие важнейшие жанры как симфония и соната, а затем концерт для солирующего инструмента с оркестром. Еще один новый жанр – струнный квартет, – являет собой синтез сложившихся еще в «барочные» времена традиций ансамблевого музицирования с новыми принципами композиции и формообразования.
Ведущий принцип склад изложения музыки – гомофония, противопоставляемая «ученой» полифонии, не утратившей еще, однако, своего значения. Принцип гомофонно-гармонического мышления («ведущий голос и сопровождение»), в корне отличающийся от полифонического, находит выражение в новом музыкальном языке и жанрах (которые иногда называются «гомофонными»).
Ведущими методами нового мышления и развития музыки становятся
сонатность и симфонизм.