Венская классическая школа




(истоки, эпоха, стиль)

Венский классицизм - композиторская школа (направление), сложившаяся во второй половине XVIII века в Вене (столица Австрии). Это значительнейший период в истории музыкальной культуры, обобщающий многолетние искания и ставший для последующих эпох символом художественного совершенства. Эпоха Венского классицизма в истории развития западноевропейского искусства, отражающая судьбы нескольких поколений, представлена великими именами: Йозеф Гайдн, Вольфганг-Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Классицизм (от лат. Classicus («классический») - образцовый) – понятие, отражающее одновременно стиль, направление и эпоху. Часто то, что становится образцом, называют словом «классика». Само понятие «классика» восходит к эпохе Античности и ее идеалам (стремление к максимальной ясности в представлениях о мире; идеал человека – гармонично уравновешенная, духовно-целостная личность; в произведении искусства – ясность, гармония, соразмерность). В европейской культуре античная классика находила воплощение несколько раз: в эпоху Возрождения (это было уже Высокое возрождение XV – XVI вв.) – в скульптуре, архитектуре и живописи, во Франции 2-й половины XVII века – в литературе, театре (уравновешенность, сбалансированность эмоционального и рационального в художественном образе).

Принципы эстетики классицизма определяют форму и содержание художественного целого:

Логичность и ясность формы   принцип взвешенности
Тяготение к жанровой чистоте принцип ясности, тектоничности
Благородная простота форм принцип соразмерности целого и частей
Оптимистичное мироощущение принцип симметричности

В XVIII веке тенденции классицизма распространяются на архитектуру, драму, а также и музыку. Эпоха Просвещения вела поиск и совершенной красоты, и совершенного ума. В XVIII веке произошел поворот от возвышенного к земному, а разум с тал надежней веры (это ни в коей мере не отрицание веры!). Философы века Просвещения убеждены, что человеческий разум способен проникнуть в природные законы, а достижение счастья возможно через знание, через воспитание ума и чувств. Многие теории, идеи, факты были собраны в грандиозной «Энциклопедии», составленной французскими просветителями. Проявлением природных законов в искусстве являлся театр. В театре близко сходятся познание и действие, которые подчинены логическим законам (познание (жизнь) упорядочено - разделено действиями и сценами, которые расчленяются на реплики персонажей).

Инструментальная музыка новой эпохи также находит связи с театром: мелодии нередко напоминают человеческую речь, интонации, мелодика может напоминать оперные арии, а части крупных произведений напоминают действия и сцены спектакля и также наполнены событиями.Вторая половина XVIII века открывает золотой век инструментальной музыки: «король инструментов» - орган уступает место симфоническому оркестру (оркестр тогда назывался «капелла», наиболее известна была капелла немецкого города Мангейма, основанная чешскими музыкантами). Среди сольных инструментов наиболее популярным оставался клавесин (клавир), но его функции и выразительные возможности переосмысливались. Немалую роль в творческом композиторском усилии играла аудитория: посетителями концертов были не только аристократы, но и «третье сословие», буржуа. Вкусы публики иногда оказывали существенное влияние на творчество композиторов и самих исполнителей.

В музыке XVIII века начинает преобладать светское образное содержание (светский – от устаревшего слова «свет» - окружающие люди, общество). Это мир образов и чувств человека, не связанный с религиозно-церковной тематикой:

героика различные проявления радостных чувств (ликующие, шутливые, пасторальные) лирика(поэтическое отношение к миру), душевные коллизии (лирико - драматические образы) народно - бытовые образы, картины и явления природы.

В музыкальном искусстве идет поиск и кристаллизация новых инструментальных жанров, которые могли бы в обобщенном виде раскрывать это содержание, соединяя в себе «союз высокой мысли и повседневной действительности». К середине XVIII века, путем постоянных экспериментов в концертных и камерных жанрах, во взаимосвязи с оперно-театральной музыкой в музыке инструментальной сформировались такие важнейшие жанры как симфония и соната, а затем концерт для солирующего инструмента с оркестром. Еще один новый жанр – струнный квартет, – являет собой синтез сложившихся еще в «барочные» времена традиций ансамблевого музицирования с новыми принципами композиции и формообразования.

Ведущий принцип склад изложения музыки – гомофония, противопоставляемая «ученой» полифонии, не утратившей еще, однако, своего значения. Принцип гомофонно-гармонического мышления («ведущий голос и сопровождение»), в корне отличающийся от полифонического, находит выражение в новом музыкальном языке и жанрах (которые иногда называются «гомофонными»).

Ведущими методами нового мышления и развития музыки становятся

сонатность и симфонизм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: