Терентьева Екатерина 19ИПД2




Детство Никиты А. Н. Толстой Детство Максим Горький
Год создания 1922 Год создания 1913
Время, изображённое в повести Начало повести — обычное утро мальчика, это утро можно ассоциировать с утром жизни, с поиском чего-то нового и интересного. Круг года в финале «Детства Никиты» замыкается. В этом году у Никиты было много увлекательных и интересных открытий. В «Детстве Никиты» повествование кольцевое. Сюжетное время в повести «Детство Никиты» циклично. В повести, сменяя друг друга последовательно проходят все четыре времени года. Сменяют они друг друга, захватывая в это время все сферы общественной жизни. Такое восприятие понятно: оно определяется всем трудовым распорядком окружающей крестьянской жизни. Это композиционное кольцо является признаком идиллического хронотопа. Время, изображённое в повести С решением художественного пространства в трилогии органически связана и проблема художественного времени. Взаимодействует с хроносом и мотив давящего пространства. Давящему пространству сопутствует ощущение остановившегося времени.
Пространство А.Н. Толстой, изображая детство своего героя Никиты, описывает его существование в рамках «единого пространства - родина, Россия, вечно юная, неделимая и светлая», то есть замкнутого, идиллического, и эпического времени, круглого, завершенного, соотносящегося с временами года. Пространство Местом действия, центром художественного пространства повести «Детство» является город. Так, дом деда Василия Каширина сразу же показался мальчику приземистым, с «нахлобученной» низкой крышей и выпученными окнами». Пространственно-художественное мышление Горького было многомерно. Это мышление помимо координат места действия, затрагивало и все сферы повествования: через пространственную образность» передается портрет, даже его отношение к явлениям духовного порядка – книгам, музыке, церковной службе.  
Герой в системе образов Толстому интересна не просто жизнь Никиты, а жизнь Никиты, соотнесённая с жизнями остальных героев произведения. Люди и мир вокруг помогают раскрыться личности Никиты. Аркадий Иванович, родители, Лиля, Мишка, Виктор – все они помогают раскрыться личности Никиты.Также помгают раскрыть главного героя и картины праздников, будней. Всё это течение жизни, а Никита часть этой жизни. Через характер Никиты выражает себя мир, который предстает в форме массовой жизни. Так, появляется второе действующее лицо - народ, народная жизнь. Органично Никита вписался и в крестьянский мир. Он наравне со всеми игравет в карты, также получает за проигрыш, также идет биться «за наших» против «не наших». И никогда онне думал, что он не думал, что не будет играть с крестьянскими детьми, только из-за того, что он из высшего общества. Толстой освобождает свой текст от социально-классовых конфликтов, в чем ему помогает маска ребенка, проводившего практически все свое свободное время именно с крестьянами. За счет своего друга Мишки Коряшонка, Никита всё больше углубляется в мир природы. Отец Никиты вместе с батраками работает у молотилки; мать, не покладая рук, занимается домашним хозяйством вместе с дворовыми девушками. Родители Никиты показаны добрыми и естественными людьми, которым не свойственны жеманство и заносчивость. Они становятся неотъемлимой частью этого крестьянского мира. Мать - идеальная дворянка, хорошая мать и преданная супруга, которая совмещает в себе такие таланты, как игра на фортепьяно с одной стороны, рукоделие и шитье - с другой. И тем контрастнее смотрится ее гармоничная связь с крестьянской жизнью Герой в сиситеме образов Алексей Пешков – умный и способный мальчик. У Алеши хорошая память. Как было сказано в тексте – память у него лошадиная. Алеша сильный и ловкий мальчик, это проявлялось в драках. Ко всему Алеша еще и очень упрямый. Алеша верующий. Мысли о Боге помогают ему выжить в семье Кашириных. Поступив в школу Алеша хорошо учится, но по прежнему много хулиганит Бабушка – добрая женщина, неугомонная. Неграмотная, но очень трудолюбивая. Бабушка Акулина Ивановна оптимистка, она всегда довольна жизнью. Бабушка ненавидит ложь. Акулина Ивановна верующая, утром и вечером она читает молитвы. Дедушка – Каширин Василий Васильевич. Личность отрицательная. Василий Васильевич является своенравным, жадным, упрямым, суровым и завистливым человеком. Он совершает злые и жестокие поступки. Любит себя хвалить. Однако ко всем своим недостаткам является умным, чистоплотным и аккуратным человеком. Мать – Варвара Васильевна. Строгая и неразговорчивая женщина, говорит всегда мало, но убедительно. Спокойная и грамотная женщина. Гордая женщина, она не позволяет деду кричать на себя. Отец – Максим Пешков. Он был веселым, хорошим, умным человеком с большим сердцем. Был физически сильным. Хорошо пел и танцевал, при этом был человеком не пьющим. Дядя Яков. Глупый и завистливый человек, прямо как его брат Михайло. Личность отрицательная. Ленивый хитрый аферист с беззаботной жизнью. Умеет играть на гиатаре, правда поет песни противным голосом. Дядя Михайло. Крайне отрицательный герой в данном произведении. Злой и глупый как его брат Яков. Очень грубый и завистливый..
Сюжет Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снегу. Мальчик встал пораньше, чтобы опробовать её, но планы были нарушены Аркадием Ивановичем. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам. Во время чистописания в дом принесли почту, это было на руку Никите, он смог улизнуть от учителя. Возле речки мальчик встретит своих друзей. Но вдоволь покататься Никите не удалось, его поймал учитель. Но учитель пришёл с радостной новостью. Отец на рождество обещался привезти Никите такой подарок, что понадобится лошадь с повозкой, чтобы его увезти. Также на Рождество к ним пожалует мамина подруга. А сам учитель был счастлив оттого что ему пришло письмо от невесты. На следующее утро мальчик узнал, что у него рождественские каникулы. Целых 14 дней он мог делать то, что хочет. В этот день произошла драка между «нашими» и «не нашими». Перевес был на вражеской стороне, но после того, как Никита со всей силы ударил врага, всё изменилось. Стёпка предложил Никите дружить. А в знак дружбы они обменялись самыми дорогими вещами. Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». В доме начался паздник, и в этой суматохе Никита всё же умудрился поцеловать Лилю. Это была его первая любовь. Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен – «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей начались и занятия. Был введён новый предмет – алгебра. Отец всё не приезжал и мать боялась, что никита совсем забудет отца. В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом». Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести её одну зиму вдали от семьи, он уговаривает жену переехать с сыном в город. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась – он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс». Сюжет После смерти отца, Алексей, вместе с матерью был вынужден переехать в Новгород. Ребёнок, рожденный его матерью ребёнок слишком рано, скончался. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с женами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренек, подкидыш Иван Цыганок. Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был богат, но семья не была дружной, братья все время спорили о разделе наследства. Но дед и не собирался отдавать им это наследство. Алёша достаточно быстро подружился с Цыганком. Иван был добрый человек, он помогал Алёше выживать в условиях этой семьи. Но вскоре Цыганок умер и Алёше пришлось самому стараться выживать. Алексею тяжело было ривыкнуть к распорядку в этом доме. Здесь его часто секли. А когда его засекли почти до смерти, а мать не вступилась за него, Алёша решил, что в этом доме ему неоткуда ждать поддержки. Только бабушка старалась его баловать по возможности. Спустя некоторое время Варвара под отцовским нажимом вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошел в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом. Герой был вынужден вернуться к деду. Но после смерти Варвары, дед отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.  
Эпическое и лирическое в повести и их соотношение Сама жанровая принадлежность помогает отнести данное произведение к эпосу. Повесть знакомит нас с миром детства девятилетнего мальчика Никиты. Но повествование не исчерпывается только эпическим началом. Жизнь ребенка жизнь природы переплетаются, создавая лирический колорит. "Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры". Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». Мальчик проявляет пристальное внимание ко всему происходящему. Реальное и фантастическое переплетается в его мыслях. Этим стремление Никита заражает других. Например, никита вместе с Лилей искали вазочку из сна. И они нашли её! В вазочке было колечко, а никита был уверен, что оно волшебное. В повести живут поэтические образы кота, коня, иволги, жаворонка, скворца.Также повести много лирических отступлений, описаний природы. В произведении подробноописан дом, хозейственные постройки. Украшено многими красочными сценами и созерцания природы в произведении "Детство Никиты". Никита не просто ощущает себя частью природы, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы. Например,кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок. Значимое место занимает и описание пробуждающейся природы во время весны. Главный герой сам сравнивает себя с природой, говоря, что все природные богатства родны ему. И чем-то очень значительным казался Никите ледокол на реке.Ведь река показывает свой буйный нрав. Эпическое и лирическое в повести и их соотношение На первый взгляд в «Детстве» царит эпос, а личность самого автора не просматривается. С первых страниц автор старается сделать все чтобы высветить ту жизнь, в которой находится главный герой. Жизнь его обыденна. Окружающий мир в восприятии ребенка откровенно страшен и нелеп. Этот мир лишён теплоты и доброты. И это для Алёши подчёркивается ужасным поведением близких людюей. К примеру, смерть его отца. Когда то такой живой отец, теперь «почему-то» лежит посреди комнаты «с нехорошо оскаленными зубами». Цепь жутких оттисков памяти дополняют и другие образы: похороны; лягушки, прыгающие в черной пасти могилы; огромный ревущий пароход; трупик новорожденного братика в углу каюты; толпа родственников и неприятный дед с ярко-рыжей бородой. Образ этот затемнён, проявляется он лишь в одном единственном качестве. А качество это - любопытство и интерес к происходящему вокруг. Однако в конце главы в эпическую стихию вторгается иное повествовательное начало. Слой беспорядочных, хаотичных эмоций вдруг пронизывает луч смысла и красоты: в мир Алеши входит Акулина Ивановна. Данное лирическое «вкрапление» очень значимо, причём не только содержательно, но и с точки зрения поэтической. Благодаря ему картина воспринимающего сознания тут же обретает иную смысловую и стилистическую окраску. Данная фраза словно обнимает собой предшествующий событийный ряд, заключает его в некую «лирическую обойму» и с несомненной верностью указывает на присутствие авторского «я». В результате две повествовательные струи - эпическая и лирикоавтобиографическая - сливаются в единый художественный поток.
Проблематика В произведениии ставится проблема открытости детской души окружающему миру.   Проблематика 1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. 2. Детство в людях – свой жизненный путь автобиографический герой Горького начинает в самой неблагоприятной среде, окружённый пьяницами, мошенниками и невеждами. 3. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ. 4. Мерзости жизни – Горький старается дать как можно более подробное описание всех пороков, царящих среди простых людей.
Авторская позиция, средства её воплощения Детство Никиты" – это автобиографическая повесть. Место действия воспроизводит обстановку усадьбы отчима, в которой А.Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы – Сосновка. Толстой, в одной из своих автобиографических заметок пишет так: "Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…".. Толстой настолько погружается в описываемые события, что растворяется в них, исчезая практически бесследно. «С этим основным принципом повествования А.Н. Толстого связана — опять-таки характерная для его художественного метода — отстраненность автора-повествователя. Писатель предоставляет действовать своим героям, скрещивает разные восприятия действительности разными персонажами, сам не комментируя их поступки и действия, открыто не вмешиваясь в их конфликты, прямо не раскрывая своего отношения к ним, полностью отказываясь от авторских отступлений». В «Детстве Никиты» отстраненность повествователя, почти целиком передающего свои функции герою, ощущается с особенной отчетливостью. Именно это дает возможность читателю усомниться в автобиографичности данной повести, так как в произведениях автобиографического жанра, независимо от идейно-художественной, тематической, стилевой специфики должен присутствовать голос автора-повествователя. «Функция этого, своего рода «лирического героя» в прозе — осмысление и оценка своего прошлого, своих детских, отроческих или юношеских переживаний и раздумий» Авторская позиция, средства её воплощения Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алешей с собственно авторскими размышлениями о прошлом. Отделить свои авторские размышления от рассказа Алёши, Горький бытается, используя слова «помню», «памятный», «памятно», «вспоминается». Например: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением». Здесь слова «вспоминается мне» принадлежат автору и помогают писателю отделить свои воспоминания и размышления о прошлом от увиденного и пережитого героем – рассказчиком. Также нельзя не отметить и яркое сравнение «пестрой, невыразимо странной жизни» с «суровой сказкой, рассказанной добрым, но мучительно правдивым гением».Это сравнение и развернутая метафора, уместившаяся в одном коротком предложении: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», воплощают именно авторские воспоминания о детстве. Кроме того в повести часто встречаются слова «не помню», «непамятно», дающие читателю почувствовать, что автор положил в основу своей повести самые значительные и важные события детства («Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила кулаком и кричала:«Бесстыжие рожи, злыдни!»).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: