Вопросы для всех:
1. Возникновение философии техники.
2. Анализ понятия «техника».
3. Техника и антропогенез.
4. Основные этапы развития техники.
5. Основные направления в философии техники.
Темы докладов:
1. Соотношение научного и технического знания. Познание и проектирование.
2. Технический оптимизм и технический пессимизм.
3. Понятие «техногенной цивилизации».
4. Особенности технических наук, их связь с математикой, естественными и социально-гуманитарными науками.
5. Проблема социальных последствий научно-технического прогресса. Оценка, ответственность, предвидение, непредсказуемость.
6. Аристотель о соотношении технического, теоретического и практического знания.
7. Кант о сущности техники.
8. Л.Нуаре о роли техники в становлении человека.
9. «Основы философии техники» Э. Каппа.
10. Эвдемонистическая философия техники Ф.Бона.
11. Технический креационизм П. К. Энгельмейера.
12. Теологическая философия техники Ф. Дессауэра.
13. М. Хайдеггер о сущности техники.
14. Философия техники К. Ясперса.
15. «Человек и машина» Н. А. Бердяева.
16. Ж. Эллюль об отказе от власти техники.
17. Техника как «производство избыточного» (Х. Ортега-и-Гассет).
18. Государство как «мегамашина».
19. Постиндустриальное и информационное общество.
20. Т. Веблен о бизнесменах как «праздном классе».
21. Наиболее перспективные направления развития современной техники.
22. Проблемы комплексной оценки последствий технических инноваций.
23. Проблемы этической и социальной ответственности инженеров и техников.
22. Основные философские проблемы информатики.
20. Конструктивная кибернетическая эпистемология.
21. Виртуальная реальность как философская проблема.
|
22. Философские проблемы «искусственного интеллекта».
23. Философское значение «киберпространства».
24. Интернет как «глобальный мозг».
25. Этические проблемы Интернета.
Литература:
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
2. Аль-Ани Н. М. Философия техники: Учебное пособие. – СПб, 2004.
3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.
4. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 3-е изд., доп. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
5. Аршинов В. И Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.
7. Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1980.
8. Горохов В. Г. Знать, чтобы делать: история инженерной профессии и её роль в современной культуре. – М.: Знание, 1987.
9. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. – М.: Прогресс, 1978.
10. Канке В. А. История, философия и методология техники и информатики. – М.: Юрайт, 2014.
11. Кастельс Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2001.
12. Кудрин Б. И. Философия технетики: основания постнеклассической философии техники. - Москва: Технетика, 2007.
13. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
14. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М., 1999 г.
15. Митчем К. Что такое философия техники? – М.: Аспект-Пресс, 1995. 148 с.
16. Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986.
17. Нуаре Л. Орудие труда и его значение в истории развития человечества. – Киев, 1925.
|
18. Орфеев Ю. В. Искусственный интеллект: миф и действительность. – М.: Знание, 1978.
19. Петрунин Ю. Ю. От тайного знания к нейрокомпьютеру: очерки по истории искусственного интеллекта. – М., 1996.
20. Поспелов Г. С. Искусственный интеллект – основа новой информационной технологии. – М.: Наука, 1988.
21. Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. - М., 1998.
22. Розин В. М. Понятие и современные концепции техники. - Москва: Институт философии РАН, 2006. – 252 с.
23. Саймон Г. Науки об искусственном. – М.: Эдиториал УРСС, 2009.
24. Степин В. С., Горохов В. Г. Введение в философию науки и техники. - М.: Градарика, 2003.
25. Тоффлер Э. Футурошок. – СПб, 1997.
26. Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. - М., 2000.
27. Уинстон П. Г. Искусственный интеллект. – М.: Мир, 1980.
28. Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989.
29. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986.
30. Хазен А. М. О возможном и невозможном в науке, или где границы моделирования интеллекта. – М.: Наука, 1988.
31. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. - М., 2001.
32. Чернавский Д. С. Синергетика и информация. - М., 2002.
33. Черняк В. История и философия техники. – М.: КноРус, 2014.
34. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986.
35. Энгельмейер П. К. Философия техники. Выпуск 1. М., 1912.
36. Энгельмейер П. К. Философия техники. Выпуск 2. М., 1912.
37. Энгельмейер П. К. Теория творчества. – М.: Либроком, 2010.
|
38. Эндрю А. Искусственный интеллект. – М.: Мир, 1985.
39. Юнгер Ф. Г. Совершенство техники. Машина и собственность. – М., 2002.
40. Юхвид А. В. Философские проблемы компьютерных виртуальных технологий: учебное пособие. – М.: РАГС, 2006.
Ключевые понятия:
умение, орудие, искусство, техника, артефакт, органопроекция, праксеология, эвдемонизм, технический креационизм, фундаментальная онтология, пойэсис, постав, марксизм, способ производства, технологический императив, франкфуртская школа, отчуждение, коммуникативная демократия, экзистенциализм, мегамашина, фундаментальный проект, философия жизни, фаустовская культура, организованная жизнь, новый коллективизм, технологический детерминизм, технократизм, постиндустриальное общество, информационное общество, праздный класс, техноструктура, меритократия, третья волна, железные воротнички, когнитариат, компьютерная демократия, технофобия, глобальные проблемы
Вопросы для самопроверки:
Кто был основоположником философии техники?
Три аспекта понятия «техника».
Что такое органопроекция?
Кто определил человека как «животное, делающее орудия»?
Назовите четыре основных этапа в развитии техники.
В чём различие между искусством и техникой, по Канту?
Что такое условный императив?
Что такое «гений»?
Назначение техники, согласно Ф. Бону?
Что такое технический креационизм?
Напишите формулу воли Энгельмейера.
Кто автор теологической концепции техники?
Чем «пойэсис» отличается от «постава»?
Чем, согласно Марксу, в первую очередь отличаются друг от друга исторические эпохи?
Сформулируйте антитехнологический императив Эллюля.
Что такое мегамашина Мамфорда?
В чём суть «джентльменского проекта», согласно Ортеге-и-Гассету?
Что такое «фаустовская культура», по Шпенглеру?
Чем организованное отличается от органического?
Сформулируйте определение технологического детерминизма.
Почему бизнесмены, согласно Веблену, - праздный класс?
Что такое технократизм?
Три стадии развития человечества, согласно Беллу?
Главный признак появления постиндустриального общества?
Что такое меритократия?
В чём сущность технофобии?
Основные термины
Абдукция – умозаключение от следствия (вывода) через общее суждение (большую посылку) к частному суждению (меньшей посылке, причине), посредством которого находится гипотеза, объясняющая вывод (ср. индукция и дедукция).
Абстракция – операция, посредством которой выделяют общее свойство ряда предметов и отвлекаются от остальных свойств.
Агностицизм – учение о невозможности познания сущности мира; сведение возможностей познания к описанию чувственных впечатлений.
Аксиология – общая теория ценностей.
Аксиома – самоочевидное положение, лежащее в основе доказательства (логического вывода); исходная формула в формальных исчислениях.
Аналитическое суждение – суждение, истинность которого устанавливается одним лишь логическим анализом, поскольку его предикат уже мыслится (неявно) в его субъекте; суждение, делающее более ясным то, что мы уже знаем.
Аномалия – факт, не поддающийся объяснению в рамках принятой теории или научной парадигмы.
Антиномия – неразрешимое противоречие.
Апория – затруднение, противоречие.
Апперцепция – активность сознания в чувственном восприятии; «встречное» формирующее действие сознания на представления, возникающие под внешним воздействием.
Априорное – не зависящее от опыта, предшествующее опыту.
Апостериорное – основанное на опыте.
Артефакт – вещь, созданная человеком.
Вера – способность, благодаря которой человек признаёт истинность каких-либо идей, знаний, утверждений без достаточных объективных оснований, исходя из субъективной потребности.
Верификация – проверка на истинность, подтверждение.
Габитус – совокупность установок, предрасположенностей действовать определённым образом, обусловленная прошлым опытом.
Герменевтика – 1) искусство истолкования, интерпретации, нахождения смысла (знаков, символов, текстов, исторических событий, произведений искусства и т. п.); 2) общая методология социально-гуманитарных наук; 3) общая философская теория понимания.
Гипотеза – предположение общего характера (универсальное суждение), объясняющее наблюдаемые факты опыта и нуждающееся в проверке.
Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного исследования, кладущий в основу оценки универсальных теоретических положений не их индуктивное основание, а проверку вытекающих из них эмпирических следствий.
Гносеология – общая теория познания.
Дедукция – рассуждение, выводящее из общих посылок (суждений) частные следствия (заключения); движение мысли, противоположное индукции.
Демаркация – в теории науки: проведение «границы», отделяющей научное знание от знаний другого рода; определение критериев, позволяющих отличить науку от занятий другого рода.
Дескрипция – описание.
Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности, согласно которому всё без исключения происходит по определённой причине и необходимости.
Дефиниция – определение.
Дефиниенс – определяющее.
Дефиниендум – определяемое.
Дизъюнкция – логическая связка «или».
Догматизм – признание истинности основных принципов (идей, теорий) без сомнений, критического испытания, проверки, обоснования; у Канта – попытка познать объекты разума без предварительной критики самой познавательной способности.
Доказательство – логическое выведение из истинных посылок.
Доктрина – учение.
Джастификационизм – убеждение в том, что научное знание должно состоять из доказательно обоснованных высказываний, что возможно создание истинной научной теории, описывающей мир таким, каков он «сам по себе», независимо от нас.
Идеализация – мысленное конструирование объектов, в которых одни свойства реального объекта опускаются, а другие преувеличиваются или доводятся до предела.
Идеальный объект – мыслимый или воображаемый объект научной теории, который обладает свойствами, делающими невозможными его реальное существование и чувственное восприятие в опыте.
Идеология – система идей (теория), систематически (наукообразно) выражающая общие интересы социальной группы.
Измерение – метод научного познания, посредством которого изучаемым объектам (величинам) путём сравнения с эталоном сопоставляются числа.
Имманентный - внутренне присущий.
Императив – повеление, требование, предписание.
Импликация – логическая связка «если …, то …».
Индетерминизм – учение, отрицающее всобщность причинной обусловленности и признающее существование и возможность необусловленных событий (случайных или свободных).
Индукция – обобщение; рассуждение, выводящее из частных случаев (суждений) – общее заключение; движение мысли, противоположное дедукции.
Индуктивизм – методология, согласно которой все научные теории должны строиться путём индуктивного обобщения отдельных, твёрдо установленных фактов опыта.
Инструментализм – разновидность конвенционализма, для которой теория – не истинна и не ложна, но всегда используется лишь в качестве «инструмента», средства для предсказания или действия.
Интернализм – убеждение в том, что содержание и развитие научного знания обусловливается лишь внутринаучными факторами, главным образом – отношением между фактами и теорией.
Интерсубъективность – независимость содержания знания от различий между знающими субъектами (наблюдателями, экспериментаторами, теоретиками).
Интуиционизм – направление в философии математики, признающее несводимость математического знания к формально-логическим, «дискурсивным», алгоритмическим процедурам и признающее одним из его источников наглядно-чувственную интуицию (созерцание).
Каузальное отношение – отношение причины и действия (следствия).
Классификация – метод научного познания, посредством которого множество объектов распределяется по группам (классам) соответственно их общим (отличительным) признакам.
Когнитивный – познавательный, связанный с познавательными процессами.
Коммуникация – общение; обмен информацией.
Конвенция – соглашение, договорённость.
Конвенционализм – концепция в философии науки, согласно которой те или иные утверждения (факты, гипотезы, теории) принимаются как «подтверждённые» или «опровергнутые» (истинные или ложные) по общему согласию учёных, как совместное решение.
Концепция – система взглядов (понятий, суждений, рассуждений, идей).
Конъюнкция – логическая связка «и».
Креационизм – вера в то, что мир создан Богом.
Кумуляция – прибавление, накопление, суммирование.
Кумулятивизм – представление о развитии (прогрессе) науки как постоянном прибавлении новых истин (знаний) к прежним, как простом накоплении, количественном приросте истинных знаний.
Логика – наука о наиболее общих формах и законах мышления, о правильных рассуждениях.
Меритократия – власть достойных людей, лучших специалистов.
Метод – путь, приём, способ.
Методология – теория научного метода, философское обоснование способов получения, развития и проверки научного знания.
Наблюдение – чувственное восприятие реально существующих объектов с целью их познания, получения объективного эмпирического знания о них.
Научная революция – смена фундаментальной теории или научной парадигмы.
Нормальная наука – решение научных проблем на основе принятой научным сообществом парадигмы.
Объект – предмет деятельности, материальной или духовной.
Объективное – существующее независимо от нас; соответствующее объекту, истинное; не зависящее в своём содержании от субъекта; интерсубъективно (коллективно) проверяемое и обсуждаемое.
Объяснение – подведение единичного явления (события) под общий закон; логическое выведение высказывания, описывающего отдельное событие, из одного или нескольких универсальных (теоретических) высказываний.
Онтология – общая теория бытия.
Определение – установление смысла (содержания) понятия или способа употребления знака (термина).
Органон – свод логических сочинений Аристотеля, в которых заложены основы традиционной формальной логики и впервые построена общая теория науки (доказательства).
Органопроекция – создание техники по образу и подобию человеческого тела, его органов.
Отрицательная эвристика – совокупность методологических правил, указывающих пути исследования, которых надо избегать.
Парадигма – в теории науки: образец, схема, способ научной работы; выдающееся научное достижение, принятое научным сообществом в качестве образца постановки и решения проблем.
Перипатетики – последователи философии Аристотеля.
Положительная эвристика – методологические правила, указывающие, какие пути исследования выбирать и как по ним идти.
Постулат – произвольное утверждение, принятое в качестве исходного для доказательства (логического вывода).
Праксеология – общая теория человеческой деятельности.
Предсказание – выведение из теории эмпирических суждений о фактах, не установленных ещё наблюдением и экспериментом.
Пробабилизм – теория, согласно которой любые научные теории не имеют достаточного обоснования (не признаются истинными), но имеют разную степень вероятности по отношению к эмпирическому базису.
Пролиферация – увеличение числа различных, конкурирующих, альтернативных гипотез и теорий.
Рационализм – философский принцип, согласно которому лишь разум позволяет человеку познать истину и достичь высшего блага; в отличие от сенсуализма и эмпиризма признаёт разум самостоятельным и высшим источником познания и критерием истины.
Редукция – сведение.
Редукционные предложения – правила сопоставления теоретических и эмпирических высказываний.
Релятивизм – учение об относительности всякого знания и любых ценностей к субъекту и условиям его существования и деятельности.
Сенсуализм – теория познания, согласно которой единственным источником познания является чувственное восприятие; принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего ранее не было в чувствах».
Сигнификант – носитель значения.
Сигнификат – обозначенное.
Силлогизм – отношение необходимого логического следования между суждениями; правильное умозаключение.
Симплицизм – методологическое требование максимально возможной простоты научной теории.
Синергетика – междисциплинарное направление исследований сложных неравновесных систем и необратимых процессов на основе принципов самоорганизации.
Синтетическое суждение – суждение, в котором субъекту суждения приписывается новый предикат, который ранее в нём не мыслился; суждение, в котором мыслится (формулируется) новое знание.
Сообщество – объединение людей на основе общей цели и общих ценностей.
Спекулятивное – чисто умозрительное, дискурсивное, движущееся в одних общих понятиях, без опоры на опыт, чувственное восприятие, наглядную интуицию, созерцание.
Субъект – деятель, источник и носитель деятельности.
Субъективное – имеющее источник и основание в субъекте, в его особенностях; находящееся «в субъекте», «в сознании».
Теология - учение о Боге.
Телеология – учение о целесообразности.
Теория – система универсальных высказываний (идей, суждений, рассуждений), которая позволяет упорядочить явления (объекты, факты) некоторой предметной области, описать их существенные свойства и отношения, вывести их общие законы, объяснять и предсказывать отдельные события или явления в данной области.
Технологический детерминизм – концепция, согласно которой общественная жизнь в целом определяется прежде всего уровнем и развитием техники и технологии.
Технократизм – учение о том, что власть в обществе должна принадлежать научно-технической интеллигенции, учёным-специалистам.
Техногенное – обусловленное в своём происхождении техникой.
Технофобия – страх перед техникой.
Трансцендентное – выходящее за пределы любого возможного опыта; недоступное ни опыту, ни мышлению (познанию).
Трансцендентальное – условие возможности опыта; знание об условиях возможности априорного знания.
Фаллибилизм – учение о принципиальной «погрешимости» (подверженности ошибкам и заблуждениям) любых научных знаний, как эмпирических, так и теоретических.
Фальсификация – опровержение; эмпирическая проверка предсказания теории, показывающая её ошибочность.
Фальсифицируемость – требование, предъявляемое к эмпирической научной теории: она должна быть построена так, чтобы в принципе могла войти в противоречие с опытом (могла быть опровергнутой посредством эмпирической проверки её предсказаний).
Фальсификационизм – направление в философии науки, согласно которому любая научная теория должна быть в принципе опровержимой фактами опыта.
Фальсификационизм догматический – теория науки, согласно которой любая отдельная научная теория может быть опровергнута отдельными фактами; согласно этой теории, существуют неопровержимые факты опыта.
Эвдемонизм – философское учение о счастье, как высшем благе человека.
Экзистенциальные утверждения – высказывания о существовании каких-либо объектов или единичных событий в пространстве и времени.
Эклектика – соединение в одном целом несовместимых, противоречащих друг другу вещей или идей.
Эксперимент – воздействие на изучаемый объект или условия его существования с целью его познания (изолирования интересующих исследователя свойств и определение их функциональной зависимости).
Эксплананс – объясняющее положение.
Экспланандум – объясняемое положение.
Экстернализм – убеждение в том, что содержание и развитие научного знания определяется и внутринаучными, и вненаучными факторами (социально-культурным окружением учёных и научных сообществ).
Элиминация – отбрасывание, устранение.
Эмпиризм – философское учение (принцип), согласно которому единственный источник познания и критерий истины – опыт.
Эмпирическое – полученное в опыте, основанное на опыте.
Эмпирический базис – высказывания о единичных фактах; сингулярные экзистенциальные высказывания о наблюдаемом в опыте.
Эпистемология – 1) теория познания; 2) теория научного познания.
Этос науки – основные ценности научного сообщества; наиболее общие принципы совместной деятельности, принимаемые на уровне моральных (добровольно принятых в качестве общеобязательных) норм.
Примерные вопросы к зачёту
1. Философия и наука: общее, различие, связь.
2. Что такое логический анализ научного знания?
3. Что такое методология?
4. Основные логико-гносеологические и методологические проблемы философии науки.
5. Основные этические и социальные проблемы философии науки.
6. Что такое «наука»? Проблема определения понятия «наука».
7. Основные исторические типы научной рациональности.
8. Основные виды научного знания. Проблема классификации наук.
9. Проблема «демаркации», критерии научности знания.
10. Что такое «аподиктическое» знание?
11. Принцип верификации и его критика.
12. Принцип фальсифицируемости.
13. Проблема цели научного познания.
14. Проблема субъекта научного познания.
15. Проблема предмета научного познания.
16. Средства научного исследования.
17. Три основные модели научной деятельности.
18. Наука как социальный институт.
19. Императивы научного этоса (Р.К.Мертон).
20. Проблема «начала» (возникновения) науки: основные точки зрения, аргументы «за» и «против».
21. Предпосылки возникновения науки.
22. Общая характеристика науки Древнего Востока.
23. Общая характеристика античной науки.
24. Теория науки Аристотеля.
25. Три парадигмы античной науки (атомистическая, пифагорейская, перипатетическая).
26. Физика Аристотеля и физика Ньютона: сравнительный анализ.
27. Общая характеристика средневековой науки. Схоластическая методология.
28. Наука Возрождения: общая характеристика.
29. Теория «идолов» Ф. Бэкона. Методология экспериментальной индукции.
30. Правила индуктивной логики Д. С. Милля.
31. «Рассуждение о методе» Р. Декарта. Четыре правила научного мышления.
32. Философия математики Канта и неевклидовы геометрии.
33. «Закон трёх стадий» О. Конта. Сущность «позитивного» мышления.
34. «Логический эмпиризм» (неопозитивизм) в философии науки: основные идеи, причины кризиса.
35. Критика науки в философском иррационализме.
36. Э. Гуссерль о кризисе европейских наук.
37. Философские проблемы теории относительности и квантовой механики.
38. Карл Поппер о логике роста научного знания (критический рационализм, фальсификационизм и фаллибилизм в методологии науки).
39. Томас Кун о понятии «парадигмы» и механизмах научной революции.
40. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.
41. Понятие «неклассической» и «постнеклассической» научной рациональности.
42. Основные направления в философии техники XIX-XX вв.
Содержание
Общие рекомендации........................................ 3
Учебные пособия по всем темам дисциплины.................... 3
Источники в сети Интернет................................... 4
Тема 1. Предмет философии науки............................. 5
Тема 2. Понятие науки........................................ 7
Тема 3. Возникновение науки.................................. 9
Тема 4. Античная наука...................................... 10
Тема 5. Средневековая наука................................. 13
Тема 6. Наука эпохи Возрождения............................. 14
Тема 7. Наука Нового времени................................ 15
Тема 8. Философия науки XIX-XX вв........................... 17
Тема 9. Сущность техники................................... 22
Основные термины......................................... 26
Примерные вопросы к зачёту................................. 32
Содержание............................................... 33