Понятие об эмоционально сфере




Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо для полноценного формирования личности ребенка, а также развитию коммуникативных возможностей. Дети отличаются ярко выраженной эмоциональностью, которая по мере развития ребенка изменяется, усложняется и преобразовывается. Эмоциональные процессы дифференцируются и включается в мотивационные компоненты интеллектуальных структур, в глубинные эмоциональные отношения - чувства, а также ценностные образования личности. [18]

Поскольку эмоциональная сфера ребенка изменяется по мере его развития, то она может служить показателем становления личности, является важным условием адекватного взаимодействия в социуме. Существует большое количество взглядов, теорий, которые самым различным образом подходят к рассмотрению эмоционального мира человека. Неслучайно реальность эмоции и чувства человека в психологии традиционно считается одной из самых сложных и запутанных областей для обсуждения изучения. Достаточно остро стоит вопрос создания целостного, неправильного представления об эмоциональной сфере человека, ее функционирование и онтогенетического развития. Понимание эмоциональных явлений и их изучение в психологии теснейшим образом связана со взглядом на личность человека. Действительно, именно человек переживает ту или иную эмоцию, чувство, вне человека практически невозможно создать естественный аналог любви, страха или любого другого эмоционального переживания. Вопрос о психологической сущности эмоций исследуются в рамках целостного изучения психики человека. [2]

На наш взгляд, необходимо обозначить основные эмоциональные явления, чтобы сформировалась картина строение эмоциональной сферы человека.

Эмоциональный тон (ощущений и впечатлений) - это простейшая форма эмоциональных явлений. На этом уровне эмоциональные явления дифференцируется на два полярных класса это удовольствие положительный знак эмоционального явления и неудовольствия отрицательный знак эмоционального явления, что имеет адаптивное значение для человека и оказывает влияние на регуляцию жизненной активности. Следующий уровень эмоциональных явлений представляет собственно эмоции или предметные эмоции. [18]

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические су­бъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что че­ловек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влия­ние на его мысли и деятельность. Эмоции связанные с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Эмоции в психологии - это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Они служат одним из главных механизмов внутренней регуляции поведения и деятельности человека, направленных на удовлетворение потребностей. [15]

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые или фундаментальные эмоции-то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.

К.Э. Изард предлагает следующий список базовых эмоций:

•Интерес – возбуждение;

•Удовольствие – радость;

•Удивление;

•Горе – страдание;

•Гнев – ярость;

•Отвращение – омерзение;

•Презрение – пренебрежение;

•Страх – ужас;

•Стыд – застенчивость;

•Вина – раскаяние. [9]

Аффекты - это стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые могут дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Аффекты отличаются от эмоций как по внешнему протеканию, так и внутреннему строению. Собственно эмоции находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: эмоции воспринимаются субъектом как состояния моего Я, аффекты – как состояния, происходящие во мне. [18]

Чувства - это устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях. [22] Выготский Л.С. и другие исследователи полагают, что чувства возникают в онтогенезе ситуативно проявляемых эмоций и представляют собой высший уровень развития эмоций человека. Чувствуя, сохраняя в качестве своей характеристики предметность, становится внеситуативными, т.е. зависят не от внешней ситуации, а от внутренних установок и позиции личности. Таким образом, сформировавшиеся чувства становятся главными детерминаторами эмоциональной жизни человека, от которых часто зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций [4].

Под настроением понимают эмоциональный процесс, выражающий отношение человека к его жизненной ситуации в целом. Обычно настроение отличается устойчивостью и продолжительностью во времени, а также невысокой интенсивностью. В противном случае это может быть симптомом расстройства настроения. [18]

Специалисты проводят различие между понятием «настроение» и понятиями «чувство», «аффект», «эмоция» и «переживание»: в отличие от чувств, настроения не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к жизненной ситуации в целом. В связи с этим настроения, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными. В отличие от аффектов, настроения могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе.В отличие от эмоций, настроения продолжительны во времени и обладают меньшей интенсивностью. Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие. [18]

A. Е. Ольшанникова отмечает что, развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей, и, опираясь на работы П.П. Блонского и Д. Б. Эльконина, утверждает, что эмоциональное развитие осуществляется по следующим направлениям:

1. Дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний).

2. Формирование способности контролировать и регулировать эмоции.

3. Уменьшение с возрастом абсолютной чистоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы). [14]

Л. П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития эмоциональной регуляции – сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации.

Она выделяет следующие параметры развития эмоциональной сферы человека:

- умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;

- умение дифференцировать адекватно интерпретировать экспрессивные выражения эмоциональное состояние других;

- многообразие способов эмоционального реагирования;

- широту диапазона принимаемых и переживаемых эмоций;

- интенсивность и глубину переживания;

- уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;

- терминологическое оснащенность языка. [18]

Таким образом, можно сказать, что если эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Нарушения эмоционального развития детей и его симптомы могут быть разнообразными и зависят от особенностей детей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: