ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ




ВВЕДЕНИЕ

 

Человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека [2].

Существенную роль в становлении психики ребенка играет его взаимодействие с взрослым, включенность в культурно-исторический контекст его развития (ЛС.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Л.Ф.Обухова и др.). Развитие ребенка осуществляется в тесном единстве его эмоционального, личностного и интеллектуального функционирования. Любое нарушение каждой из этих составляющих приводит к дизонтогенетическим проявлениям (В.В.Лебединский, В.В.Ковалев и др.). А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.В. Певзнер в своих исследованиях показали, что дети с интеллектуальной недостаточностью имеют довольно грубые изменения в условно- рефлекторной деятельности, нарушения процесса возбуждения им торможения, взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая эмоции, волю, процессы познания, личность в целом [18]. Особенности психики детей с интеллектуальной недостаточностью исследовали достаточно полно Л.В. Занкова, В.Г. Петрова, И.Н. Соловьев, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др. На основании этих исследований они сделали вывод: ребенок с интеллектуальной недостаточностью может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей [8]. Эта истина довольно трагична для родителей детей с интеллектуальной недостаточностью, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все». Значительной проблемой становится развитие эмоциональной сферы у ребенка, который имеет интеллектуальную недостаточность.

До недавнего времени дети раннего возраста с нарушениями относились к категории «необучаемых». На современном этапе развития специального образования обучение детей данной категории происходит в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), в рамках ранней комплексной помощи. Коррекционный процесс в ЦКРОиР имеет коррекционно-развивающую направленность и обеспечивает приобретение детьми с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, содействует исправлению и ослаблению имеющихся нарушений, развивает когнитивную и эмоциональную сферы, подготавливает к максимально возможной для них самостоятельной жизни в обществе.

Тот факт, что эмоциональное развитие играет важную роль в становлении психики ребенка, его взаимодействии с окружающим миром; то, что развитие эмоциональной сферы детей предполагают специально спланированную коррекционно-педагогическую работу, определили тему курсовой работы: «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью».

Цель исследования: выявить особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Объектом исследования является состояние эмоциональной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Предметом исследования - особенности эмоциональной сферы детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Исходя из предмета и цели, были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Проанализировать современные теоретико-методологические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Выявить особенности диагностики эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Определить и обосновать пути коррекции эмоциональной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Проблемой эмоций занимались отечественные и зарубежные психологи: С. Л. Рубинштейн, К. Изард, Г. Х. Шингаров, Н. С. Ежкова.

Большой вклад в изучение эмоционального развития детей со сниженным интеллектом внесли исследования А. Н. Граборова, Г. М. Дульнева, Л. В. Занкова, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф и других специалистов.

В работах O. K. Агавеляна, Н. Л. Коломинского, К. С. Лебединской, Н. Г. Морозовой, Ж. И. Намазбаевой, В. Г. Петровой и других исследователей приводятся интересные данные, которые позволяют по-новому рассмотреть проблему интеллектуальной недостаточности, шире использовать имеющиеся компенсаторные возможности психики детей для коррекции когнитивной и эмоциональной сфер.


 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫУ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: