Древняя служба святителю Николаю: перевод и комментарии




Диакон Владимир Василик

Сегодня, в день памяти святителя и чудотворца Николая, читателям предлагается публикация древней службы, содержащейся в греческой рукописи № 89 Российской национальной библиотеки (датируется Х–ΧΙ веками; точнее – 1000 годом). Служба замечательна обилием глубоких богословских мыслей, содержащихся в стихирах и каноне праздника. Возможным автором канона считают преподобного Иосифа Песнописца. Особенность этой службы – наличие особых блаженн, посвященных святителю Николаю, что является характерной чертой раннего студийского богослужения.

Святитель Николай Чудотворец

 

Духовный облик святителя, явленный в каноне, поражает своим богатством, прежде всего – сочетанием многих служений. Святитель Николай – архипастырь, «иерархии благоухание» (8-я песнь, 2-й тропарь), он – воин, поборник Церкви (1-я песнь, 1-й тропарь). Но он также и подвижник, аскет, который попаляет страсти огнем воздержания и приносит себя в жертву Троице. Именно в связи с темой подвижничества в канон входят образы ветхозаветных праведников – Авраама (9-я песнь, 2-й тропарь.), символизирующего жертвенность аскета, Иакова (там же) – созерцателя небесной лествицы: согласно святому Андрею Критскому – образа деятельного восхождения[1], и, наконец, тайнозрителя Моисея, зашедшего во мрак. Но святитель Николай также и пророк, ибо, подобно Илии, возлетает на колеснице на небо. И, наконец, он равноангелен, ибо именуется в 1-м тропаре 1-й песни «Ангелом сострадания».

Л.15 об.-16

 

ΜΗΝΙ ΤΩ ΑΥΤΩ ΣΤ´ TΟΥ| ΟΣΙΟΥ Π[Α]ΤΡ[Ο]Σ ΗΜΩΝ ΝΙΚΟΛΑΟΥ ΕΠΙΣΚΟΠΟΥ ΓΕΝΟΜΕΝΟΥ ΜΥΡΩΝ ΤΗΣ ΛΥΚΙΑΣ ΚΑΘ[ΙΣΜΑ] ΗΧΟ[Σ] Π[ΛΑΓΙΟΣ] Δ ΕΙΣ Θ[ΕΟ]Σ ΚΥΡΙΟ]Σ ΚΑΝΟΝΑ ΠΙΣΤΕΩΣ[2] Месяца того же 6-го числа память преподобного отца нашего Николая, епископа бывшего в Мирах Ликийских. Седален, глас побочный 4 на «Бог Господь». Правило веры
ΗΧΟΣ Α´ ΤΟΥ ΛΙΘΟΥ ΣΦΡΑΓΙΣΘΕΝΤΟΣ Τοῦ Πνεύματος γενόμενος ἀληθῶς καταγώγιον, τῶν Ἀποστόλων ὁμόφρων θεοφάντωρ, Νικόλαε· ἀνθρώπων συγκλεισθέντων ἀνόμως, πρὸς σε δὲ βοησάντων ἐκτενῶς, ἐπέστης ἐν ὀνείροις τῷ βασιλεῖ καὶ ἔλυσας ἄμφω φθορᾶς· δόξα τῷ δοξάσαντι Θεῷ, δόξα τῷ στεφανώσαντι[3] δόξα τῷ ἐνεργοῦντι διὰ σου πᾶσιν τὰ θαύματα. Глас 1. Когда камень был запечатан. Духа ты стал воистину обиталищем, апостолам единомысленный богоявитель, Николае. Когда люди, заключенные беззаконно, к тебе воззвали прилежно, ты предстал во сне царю и освободил от гибели обоих. Слава Прославившему Богу, слава Венчавшему (тебя), слава Совершающему тобою всем чудеса.
ΗΧ[ΟΣ] Γ´ H ΠΑΡΘΕΝΟΣ ΕΝ ΤΟΙΣ ΜΥΡΟΙΣ AΓΙΕ[4] ΗΧΟΣ ΠΛΑΓΙΟΣ Α´. ΤΟΝ ΣΥΝΑΝΑΡΧΟΝ ΛΟΓΟΝ Τὸν σοφὸν ἱεράρχην ἀνευφημήσωμεν[5] ἀναβὰς εἰς τὰ ὕψη τῶν ἀρετῶν[6] Дева днесь. Глас 3 В Мирах, святе Глас побочный 1 Cобезначальное Слово Премудрого иерарха воспоем, Взойдя на высоты добродетелей.
ΣΤΙΧ. ΕΙΣ Κ[ΥΡΙ]Ε ΕΚΕΚΡΑΞΑ ΗΧ[ΟΣ] А´ ΤΩΝ| ΟΥΡΑΝΙΩΝ ΤΑΓΜΑΤΩΝ Τῆς ἐκκλησίας τὰ ἄνθη περιιπτάμενος Τῆς ἱερᾶς διπλοίδος Τῶν ἀθεάτων л. 16. об.   Ὡς ἐν ὀνείρῳ[7] Αἱρετικῶν γλωσσαλγίας ἀποκρουσάμενος ὀρθοδοξίαν ἄκραν τοὺς λαοὺς ἐκδιδάξαςΝικόλαε θεόφρον, ὤφθης καὶ νῦν μετὰ θάνατον, ὅσιε συκοφαντίας ἀνθρώπους λυτρούμενος πρεσβείαις σου. Стихиры на «Господи, воззвах» Глас 1. Небесных чинов Церкви цветы облетая Священной двоицы Невидимых л. 16. об. Как во сне, Еретиков языковредие ты отвергнул, Православию высшему ты народы научил, Николае богомудрый, Явился ты и ныне по смерти, преподобный, от клеветы человеков спасая молитвой твоей.
ΗΧ[ΟΣ] Β´| ΟΤΕ ΕΚ ΞΥΛΟΥ Μύροις παροικήσας Νίκῃ φερωνύμως Ὤφθης Κωνσταντίνῳ[8] Πλήθει πειρασμῶν[9] Νεφος[10] ἀθυμίας σκοτεινὸν[11] Глас 2. Когда от древа В Мирах пожив, Победе тезоименито Явился ты Константину Множеством искушений Облако малодушия мрачное
ΗΧ[ΟΣ] Π[ΛΑΓΙΟΣ] Α´ ΧΑΙΡΟΙΣ ΑΣΚΗΤΙΚΩΝ Χαίροις ἡ ἱερὰ κεφαλή Л. 5   Χαῖρε, ὁ ἱερώτατος νοῦς Χαῖρε, ὁ ζήλους[12] Радуйся, подвижнических Радуйся, священная глава. Л. 5   Радуйся, священнейший ум Радуйся, ревности
Ο ΗΧΟΣ| AΥΤΟΣ. ΠΡΟΣ. ΟΣΙΕ ΠΑΤΕΡ, ΘΕΟΦΟΡΕ ΘΕΟΔΟΣΙΕ   Ὅσιε πάτερ, ἱερώτατε Νικόλαε φωστὴρ τῆς ἐκκλησίας ἀειλαμπέστατε[13] λιμὴν χειμαζομένων ἐν πειρασμοῖς, κρήνη προχέουσα θαυμάτων κρουνοὺς, σπόγγος, ἀθυμίας ὑγρότητα ἐξαίρων ὁ περιβόητος[14] παντάχου διὰ πολλὴν ταχύτητα καὶ ἀρρωγὴν[15] ὁ κοσμοπόθητος[16] καὶ κόσμον διασώζων περιστάτου μόνος ἀνάγκαις λυτρόποιος[17] Χριστὸν ἱκέτευε, Χριστὸν δυσώπει πάντοτε δωρῆσαι εἰρήνην τῇ ἐκκλησίᾳ. Глас тот же. Подобен Преподобный отче, богоносный Феодосие   Преподобный отче, священнейший Николае, светило Церкви, вечносиятельнейший, пристань обуреваемых в искушениях, источник, изливающий потоки чудес, губка, малодушия сырость отирающая, восхваляемый повсюду, ради многой быстроты и помощи мировожделенный и мир спасающий от беды[18] единый, в нуждах избавляющий, Христа моли, Христа умоляй всегда даровать мир Церкви.
ΜΑΚΑΡΙΣΜΟΙ ΗΧ[ΟΣ] Δ´ ΔΙΑ ΞΥΛΟΥ   Ταῖς τῶν θαυμάτων ἀστραπαῖς φωταγωγῶν[19] τοὺς πίστει προστρέχοντας καὶ περιστάσεις πυρπολῶν καὶ ἐκ σκιᾶς θανάτου λυτρούμενος[20]. ἀστὴρ ἀπλανέστατος τοῖς ἐν ἀνάγκαις ὤφθης πάτερ Νικόλαε, καμὲ τοῖς πταίσμασι ἐν σκότει καθεύδοντα καὶ δεσμούμενον καταύγασον τῷ φωτὶ ταῖς πρεσβείαις σου Блаженны. Глас 4. Древом…   Чудес молниями световодительствуешь[21] с верой прибегающих, и беды попаляешь, и от тени смертной избавляешь. Звездой незаблуждающей[22] в бедах ты явился, отче Николае, и меня в паденьях во тьме спящего[23] и связанного просвети светом, молитвами твоими.
Ἐκ τοῦ ποιμένος τοῦ καλοῦ τὴν βακτηρίαν πίστει δεξάμενος, καὶ τὴν στολὴν τὴν ἱερὰν ἐξ ἀρετῆς ἱδρότων δρεψάμενος,ἐκτρέφεις τὸ ποίμνιον ἐπὶ νομὰς καὶ ὑδωρ τῆς ἀναπαύσεως[24], καὶ τοῦτο κατ’ ὄνομα καλὸν ἐν τῇ σύριγγι τῇ τοῦ Πνεύματος τοὺς λύκους αποσοβεῖς τῶν αἰρέσεων От Пастыря Доброго жезл верою приняв, и одежду священную, от добродетели труды пожав, питаешь стадо на пастбищах и воде упокоения и, согласно имени прекрасному, свирелью Духа волков отгоняешь еретических.
Τῇ τῶν δογμάτων σου βοῇ κατεβροντίσθη φρένας ὁ Ἄρειος καὶ θεολόγοις σου πλοκαῖς κατεδεσμήθη γλῶσσαν Εὐνόμιος. Τριάδα γὰρ συνάναρχον, Πατέρα, Λόγον, Πνεύμα συνομοούσιον[25] τρανῶς ἀνεκήρυξας· καὶ τούτους κατέκρινας τῷ βυθῷ τῆς σιγῆς τῇ κτίσει συναριθμοῦντας τὸν κτίσαντα Учений твоих гласом поражен был в сердце[26] Арий и богословскими твоими сетями был связан язык Евномия Троицу Собезначальную, Отца, Слово Духа Соединосущного пространно ты проповедал. И осудил на глубину молчания к твари сопричисляющих Создателя.
Θ. Τῶν οὐρανῶν ὁ ποιητὴς καὶ γηγενῶν καὶ πάσης τῆς κτίσεως ἐν τῇ νηδΰι σου, σεμνή, πλαστουργηθεὶς[27] χωρεῖται ὡς εὔσπλαγχνος· καὶ τίκτεται ἄνθρωπος, ἵνα Θεὸν τὸν ἄνθρωπον ἀπεργάσηται, καὶ κτείνει τὸν δράκοντα τὸν πάλαι τὴν θέωσιν μοὶ φθονήσαντα, διὸ σὲ, Μῆτερ Θεοῦ, μακαρίζομεν. Небес Творец и земнородных, и всякой твари во чреве Твоем, Чистая, Созданный, вмещается, как Милостивый[28]. И рождается, как Человек, чтобы сделать человека Богом, и убивает змея, древле обожению моему позавидовавшего. Посему Тебя, Матерь Божия, ублажаем.

Л. 5 об. (с. 10).

ΚΑΝΩΝ ΕΙΣ AΓΙΟΝ ΝΙΚΟΛΑΟΝΦΕΡΩΝ ΑΚΡΟΣΤΙΧΙΔΑ ΤΗΝΔΕ ΤΟΥΣ ΝΙΚΟΛΑΟΥ ΘΑΥΜΑΤΩΝΠΛΕΚΩ ΚΡΟΤΟΥΣ Канон святому Николаю, несущий следующий акростих: Чудесам Николая сплетаю похвалы
ΩΔ[Η] Α´ ΧΡΙΣΤΟΣ ΓΕΝΝΑΤΑΙ Τῆς ἐκκλησίας τὸν πρόμαχον[29], τὸν ἱερωσύνῃ[30] μυρίζοντα, τὸν τῆς συμπαθείας ἄγγελον, νίκην τοῦ εὐσεβοῦντος θείου λαοῦ, τὸν ἀρχιποιμένα, εὐφημήσωμεν ᾠδαῖς, πιστοί, Νικόλαον. Песнь 1. Христос рождается Церкви поборника священством благоухающего, сострадания Ангела, победу благочестивого народа божественного, архипастыря прославим в песнях, верные, Николая.
Ὁ μύρῳ χρισθεὶς τοῦ Πνεύματος καὶ Μύροις παροικήσας, ποιμὴν εὐκλεής[31], μυρίζων θαυμάτων εὔοσμον, μύρον ἡμῖν προχέει, τὴν δυσαχθῆ τῶν κινδύνων ζάλην, ἐκδιώκων κραταιῶς[32] σαφῶς, Νικόλαε. Миром помазанный Духа и в Мирах пожив, пастырь славный, благоухая[33] чудесами, благовонное миро нам изливает, свирепую бурю опасностей изгоняя властно, ясно, Николае.
Ὑπέδυς γνόφῳ τοῦ Πνεύματος ὡς ἄλλος δὲ Μωσῆς, νόμον εἴληφας[34], κἀκεῖθεν ἡμῖν ἐτράνωσας νίκην λαῷ τῷ θείῳ, τρέπων[35] δεινὴν πλάνην ψυχοφθόρον τῶν αἱρέσεων σαφῶς, πάτερ Νικόλαε. Зашел ты во мраке Духа, как иной Моисей, ты приял закон, и оттуда ты нам ниспослал победу народу божественному, отвращая ужасную душетленную прелесть ересей ясно, отче Николае.
Σὲ βάτον Μωσῆς ἑώρακεν[36] καὶ ὄρος Ἀμβακοὺμ δὲ κατάσκιον[37], νεφέλην ἄλλος[38], κόρην ὁ Ησαΐας[39] τὴν ἐκ Δαυὶδ τίκτουσαν ἀσπόρως, βασιλέα τὸν Χριστὸν παρθένον μένουσαν. Тебя купиной Моисей узрел, и Аввакум горой приосененной, облаком иной, Деву Исаия, из рода Давида, родившую бессеменно Царя Христа, Девой пребывшую.
ΩΔ[Η] Γ´ ΠΡΟ ΤΩΝ ΑΙΩΝΩΝ Νίκῃ φερωνύμως[40] εὐσεβούντων ἐδώθης, Νικόλαε, τὴν δυσαχθῆ γὰρ ψυχολέτην[41] τῶν αἱρέσεων μάχην αὐτὸς μύρΣ τῶν δογμάτων σου τῆς ἐκκλησίας ὡς λύμην ὠθῶν[42], ἅπαντας διέσωσας. Песнь 3. Прежде веков Победе благочестивых ты был тезоименно дарован, Николае, ибо, лютую, душегубительную ересей битву сам миром догматов твоих низвергнув, как Церкви пагубу, ты всех спас.
Ἱεραρχικῶς σε ὡς τῇ κλήσει καὶ τρόπῳ, Νικόλαε, πατροπρέπεσιν[43] ἐγκωμίοις ἠτησίοις τὰ τέκνα τερπνῶς ἄνθεσιν μυρίζομεν[44], ταῖς σαῖς πρεσβείαις ἀεὶ ζάλης ἐκλυτρούμενοι[45]. Иерархически тебя по призванию и нраву, Николае, отцу приличествующими хвалами ежегодными, твои чада, сладостно как цветами миром помазываем, молитвами твоими всегда от бури избавляемые.
Κόσμον ἐκλαμπρύνας, τὸ[46] τῆς ἱερωσύνης ἐφαίδρυνας, νικητικῶς ἀποκαθάρας ἡδονῶν ψυχοφθόρων τοῖς σοῖς δάκρυσιν, Νικόλαε, ὡραίως κάλλει Χριστῷ παραστάς, ἔργοις μυριζόμενος. Мир ты просветил, священство облистал, победительно очистив от удовольствий душетленных твоими слезами, Николае, прекрасно красотою Христу предстал, делами благоухая.
Л. 17   Θ. Ὅλον με φορέσας ὁ ἐκ σοῦ σαρκωθείς, Ἀειπαρθένε, ὅλον θεοῖ τὸ κατ’ εἰκόνα τῷ Πατρὶ συγκαθίσας Χριστός, Λόγος ὑπέρθεος[47], ὁ ἐκ γαστρός σου τὴν σάρκα λαβὼν Πνεύματος δυνάμει, σεμνή. Л. 17   Во всего меня облекся из Тебя воплотившийся, Приснодево, всего обоживает по образу со Отцем посадив, Христос, Слово Пребожественное от чрева Твоего плоть восприняло силою Духа, чтимая.
ΩΔ[Η] Δ´. ΡΑΒΔΟΣ ΕΚ ΤΗΣ ΡΙΖΗΣ ΙΕΣΣΑΙ.   Λύμην τῶν αἱρέσεων πικρὰν τῷ μύρῳ τῶν δογμάτων σου, μύρῳ χρισθεὶς τοῦ Πνεύματος ἔνδοξε, τὰ Μύρα ὡς παροικῶν, ἐμύρισας ἄμυρον δύσμυρον[48], αὐτὸς εἰσάγεις μύρραν[49], Νικόλαε, τοῦ Χριστοῦ, μύρου νοητοῦ σκεῦος τίμιον. Песнь 4. Жезл из корня Иессеева   Язву ересей горькую миром учений твоих, миропомазанный Духом славный, в Мирах живя, ты умастил, как терновник неблаговонный, и сам вносишь смирну Христову, Николае, мира духовного сосуд честной.
Ἄνωθεν ἡ ψῆφός[50] σοι σαφῶς οὐ κάτωθεν γεγέννηται ἐκ τῶν ἀνθρώπων, ὦ Νικόλαε, καὶ μύρῳ τρισσοφεγγεῖ[51] μυρισθείς[52], πανεύφημε μύρον τὴν σεπτὴν ἐνθέως ποίμνην μυρίζειν ἱκετικῶς ἔλαχες ἐνθέοις πράξεσιν. Свыше жребий твой явственно явился, не снизу, не от человеков, Николае, и миром трисиятельным помазанный, всехвальне, миром честное помазать стадо божественно ты получил жребий молитвенно божественными делами.
Οἱ τῶν σῶν ἀγώνων ὀχετοὶ μυρίζοντες πανεύπνοα, καὶ οἱ ἱδρῶτες τῶν καμάτων σου βαλσάμου ὑπὲρ ὀσμὴν εὐωδίασαν[53] πᾶσιν στάζουσιν πιστοῖς, θεόφρων πάτερ Νικόλαε, εὐσεβῶς ἐν τοῖς κινδυνεύουσιν, ὅσιε. Подвигов твоих реки[54], благоухающие всеблаговонно, и поты трудов твоих свыше бальзама благовонием облагоухали для всех жаждущих верных, богоносный отче Николае, благочестно в бедствиях, преподобный.
Θ. Ὕδωρ ἐκ γαστρός σου προελθόν, τὸ ζῶν[55], Θεογεννήτρια[56], πλάνης βωμοὺς[57] κατέκλυσεν Κύριος ἁλλόμενον ἐν πιστοῖς. ὕδωρ γὰρ ἐγνώρισε δίψης ἐν Ἐδὲμ τῆς ἐκφλεχθείσης, ὡς ἴαμα γεγονὼς πλάνης τῶν εἰδόλων σβεστήριον. Господь – Вода из чрева Твоего произошедшая живая, Богородительнице, прелести алтари потопила, скачущая в верных. Вода утолила жажду в Эдеме воспламененную, став исцелением, погашающим лесть идольскую.
ΩΔ[Η] Ε ΘΕΟΣ ΩΝ ΕΙΡΗΝΗΣ ΠΑΤΗΡ| OΙΚΤΙΡΜΩΝ   Θαυμάτων τοῖς Μύροις, Νικόλαε, ποταμοὺς μυριπνόους[58] ἀένναον προχέων, εὐωδίασας τὸ στίφος τῶν πιστῶν ἀφ’ οὗ[59] μεμυρισμένοι, πατέρα ὥσπερ τέκνα ὀρθοδόξως ὑμνοῦμεν τὸν[60] ἐν κινδύνοις ὑπέρμαχον[61]. Песнь 5. Бог мира, Отец щедрот   Изливая реки чудес в Мирах, Николае, миродышущие вечно, ты облагоухал множество верных. Сего ради миропомазанные, отца как чада православно воспеваем в опасностях поборника.
Ἀρετῶν μυρίζων ἐν κάλλεσιν καὶ θαυμάτων ἀστράπτων ἐν τέρασιν, ὡραῖος ἐξανέτειλας ἀστὴρ τῇ τοῦ Χριστοῦ, Νικόλαε τρισμάκαρ, αὐγάζων ἐκκλησίᾳ, σκοτομήνην[62] διώκων τῆς ἀδικίας ἱλαρώτατα. Благоухая красотами добродетелей и блистая знамениями чудес, ты воссиял прекрасной звездой Христовой, Николае треблаженный, сияя Церкви, безлунную тьму отгоняя неправедности радостно.
Ὑπέρθεν ὡς ἅρματι[63] μύρῳ τῷ σῷ τῶν ἀγόνων διφρεύσας, κατέσπευσας εἰς μένοντα παράδεισον, Νικόλαε, λαμπρῶς βασίλειον εἰς θεῖον χαρᾶς εἰς εὐφροσύνην διὰ μένουσαν δόξαν καὶ ἀπαράλλακτον ἀπόλαυσιν. Ввысь, как на колеснице, на мире твоем подвигов помчавшись, ты поспешил в ожидающий рай, Николае, пресветло, в Царство Божественное, в веселье радости, для ожидающей славы и неизменного наслаждения.
Θ. Μητέρα, παρθένον Θεὸν ἐν γαστρὶ συλλαβοῦσαν ἀσπόρως καὶ τέξασαν ἡ φύσις σε ἐγνώρισεν ὑπὲρ νοῦν σαρκὶ συνειληφυῖαν τὸν Λόγον ὑπὲρ λόγον[64], διὰ τὸν λόγον ὑπὲρ νοῦν κόσμον κοσμήσαντα[65]. Матерью, Девой, Бога во чреве Восприявшей бессеменно и Родившей, природа Тебя показала, паче ума плотью Зачавшую, Слово паче слова, чрез слово[66], паче ума, мир украсившее.
ΩΔ[Η] ΣΤ´. ΣΠΛΑΓΧΝΩΝ ΙΩΝΑΝ   Ἄιδει σοι τερπνῶς ἡ Μύρων μητρόπολις, σωρὸν θησαυρὸν λειψάνων ἔχουσα τῶν ἁγίων σου, Νικόλαε ἔνδοξε, πιστῶς πανηγυρίζουσα, θαυμάτων ροαῖς μύρΣ ποταμοῦ προχέουσα, ἐκκλησίας μυρίζουσα σύστημα. Песнь 6. Из утробы Иону   Поет тебя сладостно Мир митрополия, сокровищем прах мощей имея святых твоих, Николае славный, верно празднуя, чудес потоками миро рекой изливая, церковное помазует собрание.
Л. 17 об.   Τέμενος σεπτόν, δοχεῖον τίμιον, τοῦ μύρου Χριστοῦ φανεὶς ἐπάξιον[67], εὐωδιάσας τῶν θαυμάτων σταγῶσιν σου, ὅσιε Νικόλαε, τὸ στίφος τῶν ὀρθοδόξων, χάριν ἐκ Θεοῦ γὰρ εἴληφας τοῦ μυρίζειν τὸν κόσμον τοῖς θαύμασιν. Л.17 об   Храм чтимый, вместилище драгоценное, мира Христова явления достойное, ты облагоухал каплями чудес твоих, преподобный Николае, оплот православных, благодать от Бога ты воспринял миропомазать мир чудесами.
Ὥσπερ εὐθαλὴς ἐξήνθησας, ὅσιε Νικόλαε, φοῖνιξ[68] ἐκκλησίᾳ Χριστοῦ, καὶ ἐμύρισας τοὺς πικρίᾳ κινδύνων ἀλγοῦντας δεινῶς, ἀντιλήψει θερμότητι, μέγας ἐν ἀνάγκαις πρόμαχος μυροτρόπως γὰρ πᾶσιν ἐγνώρισας. Как благоцветный финик ты процвел, преподобный Николае, для Церкви Христовой и помазал горечью бед болеющих люто, услаждая заступничеством теплым, великий в скорбях защитник мирообразно всем ты явился.
Θ. Νέκρωσιν ἡμῶν, ζωὴν ἡ κυήσασα, Παρθένε ἁγνή, μόνη ἀπέβαλες καὶ ἐζώωσας ἐν τῷ τόκῳ σου φύσιν τὴν βρότειον, τὸν ἄϋλον ἐν μήτρᾳ γὰρ ἐχώρησας Λόγον τὸν Πατρὶ συνάναρχον[69] καὶ τῷ Πνεύματι, Κόρη, ὑμνούμενον. Мертвенность нашу, Ты единая отвергла, Жизнь родив, Дево Чистая, и оживила Рожденным Тобой смертную природу, Невещественного в утробе вместила, Слово Воспеваемое, Дево, Собезначальное Отцу и Духу.
ΩΔ[Η] Ζ´ ΟΙ ΠΑΙΔΕΣ ΕΥΣΕΒΕΙΑ     Παθῶν ἱλὺν ὡς σκῦλα ἐκνικήσας, Νικόλαε, εἴληφας, τῆς ἐγκρατείας τῷ πυρὶ καταφλέξας, δὲ ἀνάθημα σεαυτὸν Τριάδος φέρεις μυροδόχον[70] βοῶν ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός, εὐλογητὸς εἶ. Песнь 7. Отроки благочестию совоспитанные Страстей тину попалив воздержания огнем, Николае, как бы добычу ты взял, победив, в жертву себя Троице приносишь, мироприемлющую, взывая: «Отцов наших, Боже, благословен еси».
Ληφθέντες ἀβουλίᾳ οἱ στρατάρχαι ἐκ φθόνου πρὸς φόνον δεινόν, τὸν ἐν τοῖς Μύροις σὲ λαμπρὸν ὑφαπτόμενον ἀστέρα βοαῖς εὐμυρίσαντες, ζωῆς αἴτιον[71] ἔψαλλον ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός, εὐλογητὸς εἶ. Схваченные по неправедному совету военачальники из зависти для убийства лютого, В Мирах тебя пресветлую засветившую звезду призывами помазав (миром), Виновника жизни воспевали: «Отцов наших, Боже, благословен еси!»
Ἐλαίῳ τῆς ἁγνείας τὴν λαμπάδα μυρισθείς, Νικόλαε, κόρας ὡς ἔσωσας τὸ πρίν, ναυτιλλίας τὲ τὸ ὕστατον τῆς ἀγνοίας[72] φῶς τοὺς ἄνδρας ἐφελκύεις βοᾷν ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός, εὐλογητὸς εἶ. Елеем чистоты светильник помазав, Николае, как дочерей ты спас прежде, так и в конце мужей мореплавания от неведения к свету ты извлекаешь, чтобы взывать: «Отцов наших, Боже, благословен еси».
Θ. Κραταίωμα σε, Κόρη, καὶ ἱσχὺν καὶ δυναστείαν ἔχοντες ὅπλον, ῥομφαῖαν, θυραιὸν πρὸς ἐχθροὺς, Θεόπαις[73], ἄτρωτον ἐκτροπούμενοι αὐτοὺς πιστῶς κραυγάζομεν ὁ τῶν πατέρων ἡμῶν Θεός, εὐλογητὸς εἶ. Державой Тебя, Дево и силой, и владычеством имея, доспехом, мечом, щитом на врагов, Богоотроковице, несокрушимым, обращая в бегство их, верно вопием: «Отцов наших, Боже, благословен еси».
ΩΔ[Η] Η´. ΘΑΥΜΑΤΟΣ ΥΠΕΡΦΥΟΥΣ Η ΔΡΟΣΟΒΟΛΟΣ Ὡς Μύροις ἐν τῇ ζωῇ παροικήσας, μετὰ θάνατον μύρα προχέεις, μυρισθεὶς γὰρ κέχρισαι, μυροτρόπως πνευματικαῖς εὐμυρίσας καλλοναῖς, ἱεραρχίας ὀσμή, καὶ ἀροματίζεις μύροις κράζοντας· εὐλογείτω ἡ κτίσις πᾶσα τὸν Κύριον καὶ ὑπερυψοῖ εἰς πάντας τοὺς αἰῶνας. Песнь 8. Чуда преестественного Росодательная Как в Мирах ты в жизни жил, после смерти миро изливаешь, благоуханно ты помазан был, мирообразно духовными ты умастил красотами, иерархии благоухание, и облагоухаешь миром вопиющих: «Да благословит тварь вся Господа и превозносит во все веки».
Κόσμος σου κρουνοῖς ἐν τοῖς τῶν μύρων, σοφέ, μυρισθεὶς τρόποις, Πάτερ, θαυμάτων ἡδυπνόοις[74] ἄνθεσιν τῶν λογίων μυριστικοῖς, ὦ Νικόλαε, ἐξᾴδει σου τὴν καὶ πίστει βοᾷ ἐπαγαλλόμενος εὐλογείτω ἡ κτίσις πᾶσα τὸν Κύριον καὶ ὑπερυψοῖ εἰς πάντας τοὺς αἰῶνας. Мир твоими потоками мира, о мудрый, помазанный образами чудес, отче, сладкодышущими цветами таинственными словес, Николае, воспевает твое успение и верой, ликуя, взывает: «Да благословит тварь вся Господа и превозносит во все веки».
Ῥείθρῳ ἀρδευθεῖσα τῶν μύρων, Πάτερ, ἐκκλησία τερπνῶς λελουμένη νυμφικῶς ἐστόλισται μυριπνόοις ἐν ἀρεταῖς σου, Νικόλαε, καὶ γήθεται, βοᾷν τῷ Χριστῷ τὰ τέκνα αὐτῆς πιστῶς προτρέπουσα εὐλογείτω ἡ κτίσις πᾶσα τὸν Κύριον καὶ ὑπερυψοῖ εἰς πάντας τοὺς αἰῶνας Потоком орошенная мира, отче, Церковь, сладостно омытая, как невеста украсилась, миродышущими добродетелями. твоими, Николае, и радуется, чад своих верно научая взывать ко Христу: «Да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки».
Ὅλην σὲ τῷ κάλλει ἀμώμητον, Κόρη, τοῦ Πατρὸς ἐνυπόστατος Λόγος ἐφευρὼν ἐσκήνωσεν, ὅλως ὅλῳ ὑπερφύως ἑνωθείς μοι, γεγονὼς σάρξ ὡς ηὐδόκησεν, σώζων, Θεοτόκε, τοὺς κραυγάζοντας εὐλογείτ


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: