ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Внимательно читая, например, произведения И.С. Тургенева, мы видим, как часто он прибегает к точке с запятой, когда рисует широкое полотно, в котором каждая подробность неотделима от всей картины.
Выделяя внутри большого куска текста какую-нибудь подробность, Тургенев приостанавливает на ней наше внимание, а потом ведет дальше и дальше, из отдельных картин составляя единое целое.
Задания:
Пример 1.
Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»:
«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.
У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся– жена целовальника плакала, припав грудью к окну.
Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»
При описании пения рядчика писатель редко прибегает к точке с запятой. Но вот начинает петь Яков.
Меняется ритм рассказа, меняется и расстановка знаков препинания, каждая фраза изобилует точками с запятой. Они как бы направляют внимание то на одного слушающего, то на другого.
Во всех случаях точка с запятой сохраняет интонация понижения, но вместе с тем каждый раз она разная и по мере развития мысли требует все более яркой и богатой интонации.
|
Пример 2.
Проанализируйте следующий пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед,
И сил уже бежать ей нет.
Задание:
На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т. д.)
ДВОЕТОЧИЕ
Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению.
Задание:
Прочитайте внимательно и проанализируйте:
Пример 1.
«Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя…»
(И.С.Тургенев «Певцы»)
Очень часто двоеточие используется как знак, отделяющий авторский текст от прямой речи. Пауза в этом случае меньше, чем на двоеточии внутри предложения.
Авторский текст, подготавливающий реплику, произносится в том же ритме, в том же ключе, что и сама реплика. Характерное для двоеточия повышение голоса как бы «перехватывается» репликой.
Пример 2.
Герой повести А.П.Чехова «Моя жизнь» рассказывает:
«Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели».
|
Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать».
И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы».
ТИРЕ
Знакомясь с историей русской пунктуации, мы узнаем, что ученик М.В.Ломоносова А.А.Барсов впервые указал на новый знак препинания – «молчанку»; этот знак позже получил название «тире».
«Эта молчанка, - писал Барсов, - начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии».
Со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгладилась, «жестокая страсть» чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот «приготовлением к какому-либо неожиданному слову или действию» осталось. Паузы на тире обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, интонации яркие и выразительные.
Тире относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений.
Два тире являются знаками выделяющими; ими отмечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение.
Задание:
Прочитайте вслух эпизод из «Каменного гостя» А.С.Пушкина – встречу Дон Гуана с Дон Карлосом у Лауры:
Дон Гуан
Вот нечаянная встреча!
Я завтра весь к твоим услугам.
Дон Карлос
Нет!
Теперь – сейчас.
Лаура
Дон Карлос, перестаньте!
Вы не на улице – вы у меня –
|
Извольте выйти вон.
Частое употребление тире характерно для стиля М.Горького. Вот где широко используется свойство тире приготавливать слушающего к неожиданному слову или действию.
Например:
«Когда – так, идите по своим делам. Дело-то у вас – есть?».
Это Булычов отсылает от себя «других», слетающихся к нему как воронье на падаль, - пишет А.Дикий в воспоминаниях об этом спектакле, - прочитайте вторую половину фразы без тире, и она окажется рядовым, конкретным, будничным вопросом, относящимся к данному времени, к настоящему моменту.
Прочтите ее же с учетом тире, и она сразу зазвучит обобщенно, заставит задуматься: а есть ли вообще у людей какое-нибудь настоящее дело?
Именно об этом спрашивает Булычов, выступающий с пьесе по отношению к «другим» как прокурор и обличитель…» (Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького. – Сб. «Слово в спектаклях Горького».–М., 1954, с. 23).
Задание:
Найдите по 5 примеров подобной расстановки тире в пьесах М.Горького.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений.
Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и действенных задач.
Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голоса, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интонация. Голос не «повисает», как это бывает при многоточии, - он звучит определенно, конкретно, утвердительно.
И все-таки интонация зависит прежде всего от контекста. Чувство – всегда результат оценки определенных событий.
Задание:
Прочитайте вслух:
«Как ты это читаешь! – шепотом заговорил он. – На разные голоса… Как живые все они…
Апроська! Пила… Дураки какие! Смешно мне было слушать… А дальше что? Куда они поедут?
Господи боже! Ведь это все правда.
Ведь это как есть настоящие люди… Всамделишные мужики… И совсем как живые и голоса и рожи…
Слушай, Максим! Посадим печь – читай дальше!»
(М.Горький «Коновалов»).
Восклицательные знаки широко используются в драматургии и указывают на взволнованность говорящего. Поводы для волнения бывают самыми разнообразными, и способы выражения чувств также должны быть различны.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос, т.е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа.
Вопросительный знак имеет множество оттенков, зависящих от того, что спрашивается, кем, у кого, с какой целью.
Независимо от этого слова, в которых заключен вопрос, отмечаются в речи повышением голоса:
- Ты откуда, товарищ?
- Я здешний, из городка.
Следует помнить, что верно поставленный вопрос активно требует ответа, добивается его. О том, как именно задает вопрос герой литературного произведения, мы обычно узнаем из ремарки автора.
Вопросительная форма не всегда заключает в себе прямой вопрос. Часто она используется как особый прием эмоциональной речи – риторический вопрос.
Задание:
Прочитайте вслух, определите, какие слова особенно подчеркивают вопрос:
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений
– не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?…
О Моцарт, Моцарт!
(А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Задание:
На примере любого художественного текста прокомментируйте состав вопросительных конструкций, определите их значение в структуре произведения.
МНОГОТОЧИЕ
Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует т исполнителя большого мастерства, умения переключать звучащую речь в мысленную и снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы.
Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменяется голосовое выражение многоточия. Перерыв в речи может объясняться волнением, а может и скудостью мысли.
В первом случае остановка может потребоваться в момент кульминации, а во втором интонации могут быть очень бедными, монотонными, однообразными.
Задание:
Пример 1.
Прочитайте вслух и проанализируйте монолог Акулины из «Мещан» М.Горького:
«А на дворе-то опять дождик пошел. Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно.
Старый дом-то… продувает… охо-хо! А отец-то, ребятишки, опять сердитый… Поясницу, говорит, ломит у него.
Тоже старый… А все неудачи да непорядки… Расходы большие… Забота».
Пример 2.
Рассказ старика Красильникова из повести П.И. Мельникова-Печерского «Красильниковы»:
«Двадцать девятый Митьке пошел: давно пора своих детей наживать…
И стал я Митьке советовать: Пора-де и тебе закон совершить… Только выбирай, говорю, жену не глазами, а ушами, слушай речь, разумна ли, узнавай, в хозяйстве какова…
Говорю этак Митьке, а он как побледнеет, а потом лицо все пятнами… Что за причина такая?…
Пытал, пытал, неделю пытал – молчит, ни словечка… Ополовел индо весь, ходит голову повеся, от еды откинулся, исхудал, ровно спичка…»
ЗАДАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Задание 1.
Прочитайте примеры вслух. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.
Примеры
1. Жарко, солнце стоит над головой.
Жарко: солнце стоит над головой.
2. Зима суровая, лето знойное.
Зима суровая – лето знойное.
3. Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.
4. Он вернулся.
Он вернулся?
Он вернулся!
5. Придешь домой, поешь, уснешь
Придешь домой – поешь, уснешь.
6. Я не видел брата товарища и его сестру.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
7. Статья может быть напечатана.
Статья, может быть, напечатана.
Задание 2.
Прочтите внимательно следующие три отрывка, сравните их. Что в них общее и что различное?
Обратите внимание на расстановку знаков препинания и, читая тексты вслух, следуйте тем указаниям, которые изложены выше. Обратите специальное внимание на разнообразные функции запятых.
Отметьте случаи, где на запятых не нужна пауза. Расскажите, чем вы объясните многоточия, поставленные автором.
Пример 1.
«До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро, подвигалась к нам.
Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта.
Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге.
Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось.
Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер».
(Л.Н.Толстой «Отрочество»).
Пример 2.
«Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… И смутно было на душе.
Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся злая туча, прекрати тоскливое томление!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела…
И вот наконец сорвалась буря – пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…»
(И.С.Тургенев «Голуби»).
Пример 3.
«Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился.
Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей».
(М.Горький «Старуха Изергиль»).
Задание 3.
Сколько абзацев в данном отрывке? Читая вслух, обратите внимание на разнообразное звучание точек в середине абзаца и в конце.
Попробуйте прочитать отрывок вслух, подменяя большинство точек запятыми. Как вы думаете, почему автор в этом отрывке расставил знаки препинания именно так?
«Они осторожно спустились с берега в заросли кактусов. Из-под ног шарахнулась чья-то тень. Мохнатый клубок побежал по отсветам двух лун.
Заскрежетало. Пискнуло – пронзительно, нетерпимо, тонко.
Шевелились поблескивающие литья кактусов. Липла к лицу паутина, упругая, как сеть.
Вдруг вкрадчивым, раздирающим воем огласилась ночь.
Оборвало. Все стихло.
Гусев и Лось большими прыжками, содрогаясь от отвращения и ужаса, бежали по полю, высоко перескакивая через ожившие растения.
Наконец в свете восходящего серпа блеснула стальная обшивка аппарата.
Добежали. Присели, отпыхиваясь».
(А.Н.Толстой «Аэлита»).
ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли. Они называются «логическими паузами »; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном ».
В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова. Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.
Возьмем, например, такую фразу:
«В каждом произведении сценического искусства |существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).
В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).
В более распространенном простом предложении и, тем более, в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее: надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.
Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.
Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность. Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.
Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.
Задание:
Прочитайте вслух. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли.
1. «На Старице по берегам – песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрутившуюся розу.
Если вырвать такой шарик из песка и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый на спину жук, расправляет с одной стороны лепестки, упирается на них и перевертывается опять корнями к земле».
(К.Паустовский «Мещерская сторона»)
2. «Но, воздав столь громкую хвалу этим донкихотам театра, автор вовсе не видит в них зрителей идеальных. Хвала им воздается по иной причине – за азарт.
За то, что в поте лица своего добывая «лишний билетик», этот любитель театра являет собой полную противоположность равнодушному зрителю».
(Г.Бояджиев «Душа театра»).
Задание:
Прочтите примеры, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную часть и определите логическую последовательность развития темы.
1. «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листьев, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозщичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики матросов и таможенных солдат, - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью, - к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие – рвут пыльный, знойный воздух»
(М.Горький «Челкаш»).
2. «На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, - и конец скачки был против беседки».
(Л.Н.Толстой «Анна Каренина»)
3. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
Судно весело бежит
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Проверяя себя, еще раз подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью.
Объединяйте слова в речевые звенья по такому принципу: одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится по возможности слитно, почти без пауз.
Если для более яркой передачи какого-либо понятия (особенно когда оно выражено достаточно большим количеством слов) требуются паузы между составляющими его словами, то эти паузы должны быть меньшей длительности, чем выделяющие понятие в целом.
В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).
Говоря о логических паузах, следует специально остановится на соединительном союзе И. Запятая перед ним обычно не ставится.
Логическая пауза большей или меньшей длительности перед сочинительным соединительным союзом И бывает почти всегда:
А) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами;
Б) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения.
На первом месте для нас должен стоять смысл, ведь грамматика, синтаксис только помогают нам в этом. Мы ищем в предложении речевые звенья, ориентируясь на содержание.
Примеры:
«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась (,) с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза».
(А.С.Пушкин «Дубровский).
- Я к вам влезу через окно! – решительно говорю я и вспрыгиваю на окно.
Я очень легко красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник и тут только замечаю насмешливое удивление подруги и замешательство Лили.
Я сразу догадываюсь (,)что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю».
(Ю.Казаков «Голубое и зеленое»)
После союза И, стоящего перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается:
«Отвернулся и (,) обходя лужи, побрел к багажному отделению». (Ю.Казаков «На полустанке»).
Задание:
Прочитайте примеры, перепишите их, расставьте знаки логических пауз.
Пример 1.
«- Вам комнату? – спросил купец молодым голосом и, морщась, стал отдирать бородку. – Вы чуть подождите, сейчас я вас провожу».
(Ю.Казаков «Дом под кручей»).
Пример 2.
«И вот мы опять едем по Москве. Очень странный, сумасшедший какой-то вечер.
Начинается дождь, мы прячемся в гулкий подъезд и, задыхаясь от быстрого бега, смотрим на улицу».
(Ю.Казаков «Голубое и зеленое»).
Пример 3.
«Она сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы».
(Ю.Казаков «Оленьи рога»).
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным », так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.
Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.
Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.
Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска. Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.
Эта общая тенденция сохраняется и при необходимости в особом смысловом выделении какого-то слова внутри речевого звена (синтагмы), - тогда последнее слово синтагмы все равно будет выделено, но с меньшей силой.
Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.
Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.
Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.
Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.
В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.
Сильное выразительное средство языка – противопоставление. Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение. Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».
На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.
Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:
«Он понял, что между надменным, стоящим перед ним в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью, и им, бедным кочующим артистом, в истертом галстуке и поношенном фраке, - ничего не было общего».
(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению. Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.
Задание:
Прочтите примеры, выделите в них противопоставляемые явления и передайте это в чтении вслух.
Пример 1.
Лаура
Приди – открой балкон.
Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!…»
А далеко на севере
– в Париже –
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
(А.С.Пушкин «Каменный гость»)
Борис
… Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл,
в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –
Они ж меня,
беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд:
ищи ж ее любви.
(А.С.Пушкин «Борис Годунов»)
Как правило, выделяется логическим ударением и сравнение (то, с чем сравнивается явление), так как оно позволяет очень точно раскрыть сущность явления, нарисовать образ:
… Он, местью пламенея,
Достиг обители злодея.
Уж витязь под горой стоит,
Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мощным роет.
Князь Карлу ждет.
Внезапно он
По шлему крепкому стальному
Рукой незримой поражен;
Удар упал, подобно грому…
(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
Задание:
Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их.
Пример 1.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви, мила;
Глаза, как небо, голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан
Все в Ольге… Но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет…
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Пример 2.
«Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь – тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач».
(Д.Фурманов «Чапаев»).
Когда в рассказе появляется новое понятие, оно также выделяется логическим ударением. Так, логическое ударение падает на имя, впервые появившееся в произведении:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Когда герои впереди уже названы, при дальнейшем упоминании нет надобности их особо выделять:
По деревне ехал царь с войны.
Едет – черной злобой сердце точит.
Слышит – за кустами бузины
Девушка хохочет.
Грозно брови рыжие нахмуря,
Царь ударил шпорами коня,
Налетел на девушку, как буря,
И кричит, доспехами звеня…
(М.Горький «Девушка и смерть»)