РОЛЬ ПРОГРАММЫ«ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫОЗЕРА БАЙКАЛ» В ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Москвина А.В.
МОУ «Невонская СОШ 1» Усть-Илимского района
Мотовилова Н.В.
МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, внеурочная деятельность направлена на расширение кругозора, развитие общей культуры; формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
В числе приоритетных направлений работы многих школ является экологическое образование. В наших школах ведется курс Байкаловедение с 2000 года. С целью непрерывности экологического образования в качестве пропедевтического курса разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Памятники природы озера Байкал» с 2007 года.
В настоящее время меняется нормативная база образования ФГОС НОО. В связи с этим формируются основы экологической культуры, соблюдение норм природоохранного,здоровьесберегающего поведения. Представляем программу внеурочной деятельности «Памятники природы озера Байкал» для обучающихся 2-3 или 3-4 классов, рассчитанную на 2 года обучения. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, технологии коллективноговзаимообучения, интегральные технологии (проектное обучение), здоровьесберегающиетехнологии.Изучение данного внеурочного курса дает возможность развивать детям свои творческие способности, навыки коммуникации и публичного выступления.
|
Программа авторского курса внеурочной деятельности «Памятники природы озера Байкал» включает в себя пояснительную записку, описание разделов программы, учебно-тематическое планирование с указанием видов деятельности учащихся, выделением практических работ и экскурсий, домашних заданий по учебному пособию, словарь понятий и терминов, а также список учебной, научно-популярной литературы и периодических изданий, рекомендуемых для учителя и учащихся.
По результатам родительской общественности программа внеурочного курса «Памятники природы озера Байкал» востребована родителями и обучающимися и способствует формированию экологической культуры всех субъектов образовательного процесса.
Программа рекомендована к использованию решением Областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 03.05.2007г.). В настоящее время проходит очередную экспертизу в ИМЦРО.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности позволяет решать ряд задач:
1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
2. Оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
3. Улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности.
Данная программа направлена на воспитание любви к родному краю, бережному отношению к объекту Всемирного наследия озеру Байкал, развитию творческих способностей при изучении памятников природы озера.
|
Цель программы - познакомить учащихся 2-3 (3-4) классов в доступной форме с озером Байкал, памятниками природы, уникальным животным и растительным миром. Дать возможность детям творчески раскрыться через различные виды деятельности (изобразительного искусства, аппликации, бумажной пластики, лепки, театрализации, декламации…)
Задачи:
1.Развивать память, мышление, речь, природные задатки и способности, помогающие получать и расширять знания в области экологии, природоохранной деятельности;
2.Научить приемам запоминания и применения научной информации в различной деятельности;
3.Научить слушать, видеть, понимать и анализировать научную, художественную литературу, учитывая возрастные особенности младших школьников;
4.Прививать навыки исследовательской работы.
5.Воспитывать чувства бережного отношения к природе родного края.
Межпредметный характер содержания курса, связь с предметами гуманитарного, естественнонаучного и эстетического циклов - литературой, историей, биологией, географией, экологией и изобразительным искусством, музыкой способствует формированию универсальных учебных действий.