Теория и методика обучения стойкам и перемещениям вратаря в мини-футболе




Современные тенденции развития мини-футбола связаны с заметным повышением интенсивности действий игроков, проявляющейся в возрастании напряженности борьбы в игровых эпизодах, сокращении до минимума пассивных фаз в действии каждого футболиста, возрастании количества ударов по воротам соперника, значительном разнообразии форм атакующих действий и использовании активных методов обороны. Все

это приводит к возрастанию требований ко всем аспектам подготовки мини-футболистов. Особое внимание уделяется подготовке вратарей. Можно сказать, что правильной и эффективной их подготовки, зачастую зависит исход матчей.

Подробнее остановимся на теории и методике обучения стойкам и перемещениям вратарей.

Техника игры вратаря в мини-футболе в основном аналогична технике стража ворот в большом футболе. Но все же, определенные отличия мини-футбола вносят некоторые особенности в игру вратаря. Например, в малом футболе вратарь особенно хорошо должен владеть такими приемами, как отбивание мяча руками и ногами, вбрасывание мяча руками на различные расстояния.

Рассмотрим технику стоек и перемещений вратаря, и методику их обучения.

Так как стойки и перемещения вратаря взаимосвязаны, «разбираем» их вместе.

Основная стойка вратаря. Когда игра развивается на подступах к воротам, страж ворот должен быть в состоянии готовности к движению за мячом в любую сторону. Достичь этого позволяет основная стойка вратаря.

Ноги врозь, колени слегка согнуты, верхняя часть туловища наклоняется вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, направляются вперед ладонями в низ, глаза смотрят на мяч - это и есть основная стойка вратаря.

Вратарю в зависимости от направления атаки противоположной команды часто приходится менять место расположения в воротах. Он перемещается приставленными или скрестными шагами. Чтобы легче было перемещать массу тела с одной ноги на другую, рекомендуется передвигаться в воротах небольшими шагами. Во время игровой передышки, вратарь должен не упускать возможности выпрямиться и сделать несколько расслабляющих упражнений.

Особое значение имеет выбор места при обстреле ворот соперником. Остановимся на наиболее типичных игровых ситуациях.

1) Выбор места при выходе нападающего один на один с вратарем.

В этом случае вратарь должен как можно дальше выйти из ворот навстречу нападающему и тем самым уменьшить угол обстрела ворот, образованный мячом и стойками ворот.

2)Выбор места при ударах со средней дистанции. Чтобы научиться правильно выбирать позицию при обстреле ворот со средней дистанции, нужно попросить товарища побить вам по воротам с 10—15 шагов. Перед ударом мысленно разделить пополам угол обстрела ворот. Затем выйти немного вперед и встать на эту воображаемую линию. Занятая позиция и будет наиболее правильным положением вратаря, предоставляющим наибольшую возможность для отражения удара.

3) Выбор места при угловом ударе.

При угловом ударе на открытых площадках вратарь занимает место у дальней стойки ворот. В этой позиции он хорошо видит поле и имеет возможность определить траекторию полета мяча. При необходимости вратарь может своевременно выйти из ворот для приема или отбивания мяча. При угловом ударе в спортивном зале или на хоккейной площадке вратарь занимает место в середине ворот.

4) Выбор места при штрафном ударе.

В этом случае вратарь должен еще и руководить постановкой «стенки». Делается это так: «стенка» закрывает ближний угол ворот, а сам вратарь занимает середину незакрытой части ворот. В такой позиции он сможет отразить и высокие мячи, пробитые через «стенку».

5) Выбор места при навесах на ворота.

При навесах на ворота вратарь остается в воротах, так как мяч, летящий по дуге, может опуститься под перекладину.

Конечно, лишь выбором места в различных игровых ситуациях не ограничиваются тактические приемы вратаря в мини-футболе. Успешность действий стража ворот во многом определяется и умелым взаимодействием с игроками обороны. Вратарь в мини-футболе — это еще и игрок, который, как правило, очень часто начинает атаку своей команды. От его точной и своевременной передачи зависит успех атакующей комбинации команды.

Ловля катящихся и низко летящих мячей. Осуществляется в стойке: ноги почти сомкнуты, стопы параллельно. При приближении мяча необходимо быстро наклониться вперед, чуть согнуть ноги в коленных суставах и подхватить мяч руками, опущенными вниз иобращенными к мячу ладонями. После этого туловище выпрямляется, а мяч прижимается к груди.

Когда же мяч катится на расстоянии шага в стороне, нужно одновременно с наклоном к мячу сделать шаг ближней ногой и еще до касания мяча руками приставить дальнюю ногу. На эти два варианта обращается особое внимание на тренировках.

Применяются такие упражнения:

1. Наклоны туловища. Из стойки ноги врозь выполняются наклоны туловища вперед, не сгибая коленей. Затем попробовать сделать наклоны из стойки ноги вместе.

2. Накати мяч. Выполняется в парах. Приняв основную стойку, вратарь при приближении мяча, накатываемого партнером с 3-4 м, наклоняется, подхватывая мяч и выпрямляясь, прижимает его к груди.

3. После удара. Вратарь занимает место в воротах, а партнер - в 6-7 шагах от него. Вратарь ловит катящиеся навстречу мячи, посылаемые партнером ударом внешней стороны подъема.

4. Удар в сторону. Упражнение напоминает по содержанию предыдущее, только мяч направляется чуть правее или левее вратаря. Тот, сделав шаг в сторону, приставляет вторую ногу и ловит мяч.

5. С двух сторон. Одновременно упражняются три игрока. Двое встают друг против друга на расстоянии 20 м. Между ними занимает место третий. Те поочередно направляют мячи третьему низом. Он ловит их, стоя на месте или делая движения в сторону. Овладев мячом, средний игрок возвращает его тому же занимающемуся, поворачивается кругом и принимает мяч другого партнера и т.д. Игроки периодически меняются ролями.

Ловля полувысоких мячей, т.е. летящих выше колена и ниже головы, осуществляется на месте и в прыжке. Вратарь сгибает колени и сближает ноги, подав вперед верхнюю часть туловища. При этом угол, образованный туловищем и бедрами, представляет собой своеобразное ложе для мяча. Руки, согнутые в локтях, выдвигаются вперед, ладонями к мячу. Мяч, последовательно прокатившийся по ладоням и предплечьям, прижимается к туловищу. Вратарь в такой момент может сделать шаг. В целях уменьшения силы удара следует тут же перенести вес тела на сзади стоящую ногу.

Ловля высоко летящих мячей, т. е. мячей, летящих на уровне или выше головы, осуществляется на месте или в прыжке. При ловле на месте ладони руки вытягиваются вверх к мячу. При этом большие пальцы рук должны почти соприкасаться. Пойманный мяч мягко переноситься к груди.

При ловле мяча в прыжке толчок выполняется двумя или одной ногой. Приземление происходит в положении ноги врозь. Важным условием в том и другом случае является умение мягко принять мяч и погасить скорость его полета.

При этом используются такие упражнения:

1. Подбрось мяч вверх. Встать в положение чуть шире плеч с согнутыми в локтевых суставах и вытянутыми вперед руками. Подбросить мяч вверх на 30-40 см и поймать его, подтягивая его к груди.

2. С партнером. Стоя на месте, вратарь ловит мячи, набрасываемые партнером с 5-7 м на уровне живота.

3. В движении. Сделав несколько шагов вперед, вратарь ловит набрасываемые мячи с 5-7 м на уровне живота.

4. Переместись в сторону. Один из партнеров набрасывает мячи с 5-7 м чуть в сторону от вратаря. Тот ловит их, предварительно переместившись приставными или с крестными шагами в соответствующую сторону.

5. Подбрось мяч. Подбросить мяч над головой, и вытянув руки вверх ладонями к мячу, поймать его и прижать к груди. Повторить упражнения 10 раз.

6. Друг к другу. Упражнение выполняется в парах. Встав в 5-7 м друг от друга, партнеры поочередно набрасывают мячи один другому (выше головы) и ловят их над головой, приживая затем к груди.

Отбивание летящих мячей. В игре могут сложиться разные ситуации. С их учетом вратарь и должен действовать. Например, когда в падении и броске он не в силах овладеть мячом, он должен отбить мяч ладонью или кулаком. Делается это, как правило, в прыжке.

Ловля мячей, катящихся в стороне от вратаря, выполняется в падении или в прыжке. Пытаясь достать мяч, вратарь прыгает за ним и, как бы стелясь по поверхности пола, последовательно касается его голенью, бедром, тазом, боком и рукой. Мяч стараться поймать одной рукой сзади, другой накрыть его сверху, а после этого сразу подтянуть к груди.

Ловля низких, полувысоких и высоких мячей, летящих в стороне от вратаря. Этот прием часто выполняется в броске. Для этого следует энергично оттолкнуться вверх или в сторону. Протянув ладони к мячу. Пальцы слегка разведены, что создает большую площадь для приема мяча и облегчить его ловлю. В момент соприкосновения мяча с ладонями, руки согнуты в локтевых суставах и прижать мяч к груди. При падении необходимо сгруппироваться.

Применимые упражнения:

1. Ванька-встанька. Упражнение выполняется в парах. Один встает на колени и держит мяч в руках. По сигналу партнера он делает падение на левый бок. Вытянув руки с мячом. По второму сигналу он вновь занимает исходное положение. Затем упражнение выполняется в другую сторону. Партнеры периодически меняются ролями.

2. Подтяни мяч к груди. Встать на колени и выполнять падение на мяч, расположенный с боку. Захватив мяч руками, подтянуть его к груди. Выполнить упражнение по 10 раз в каждую сторону.

3. Из основной стойки. Принять стойку вратаря и выполнить упражнение, аналогичное предыдущему, с последующим быстрым вставанием. Выполнить по 10 падений в каждую сторону.

4. После удара. Упражнение выполняется в парах. Один мягко направляет с расстояния 5 м мяч в сторону от вратаря, другой падает и ловит мяч с последующим быстрым возвращением и исходное положение. Удары выполняются в ту или другую сторону от вратаря.

Вбрасывание мяча. Мяч вбрасывается в поле вратаря после ловли. Задача - быстро и точно направить мяч свободному партнеру. Вбрасывание выполняется двумя, чаще одной рукой из-за плеча, сбоку или снизу.

 

.

 

 

Вывод

Итак, проработав методику обучения техническим приемам игры вратаря в мини-футболе, нужно помнить, что техника тесно связана с тактикой, она зависит от нее и влияет на ее развитие. И, обучая вратарей техническим приемам, нужно связывать их и с тактическими действиями. Эффективность обучения вратарей в мини-футболе во многом зависит от соблюдения принципов обучения:

сознательности и активности;

наглядности;

доступности и индивидуализации;

систематичности;

постепенности.

Используя и соблюдая все вышесказанное, можно добиться высоких результатов соревновательной деятельности.

 

 

Список литературы

1. Гурин, В. В. Формирование точности выполнения двигательных действий у старших дошкольников средствами физического воспитания: автореф. дис... канд. пед. наук: / В. В. Гурин - Майкоп, 2013. – 24 с.

2. Денисов, М. В. Методика применения сопряженных воздействий в учебно-тренировочном процессе квалифицированных волейболистов: автореф. дис…канд. пед. наук / М. В. Денисов. – Ставрополь, 2011. – 22 с.

3. Евдокимов, В. И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сов. спорт, 2010. – 246 с.

4. Захаркин, И. В. Нетрадиционные средства тренировки кардиореспираторной выносливости в игровых видах спорта / И. В. Захаркин, Н. И. Волков, А. А. Козлов, Б. А. Дышко // Теория и практика физической культуры. – 2012. – №6. – C. 74–79.

5. Информационное обеспечение блокирующего в игровом процессе по волейболу Григорьев В.А., Григорьева А.Ю., Блинов Д.А. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 4. С. 27-29.

6. Кембелл, А. Лучшие силовые упражнения и планы тренировок для женщин / А. Кембелл. – Минск: Попурри, 2011. – 464с.

7. Кириллов, С. К. К вопросу об эффективности подачи в прыжке в современном волейболе / С. К. Кириллов // Спортивные игры в современной системе физического воспитания: материалы региональной научнопрактической конференции, посвященной 10-летию кафедры спортивных игр ГрГУ им. Купалы. – Гродно: ГрГУ. – 2012. С. 42–44. 10

8. Козин, В. В. Повышение результативности атак спортсменовигровиков на основе совершенствования их соревновательной деятельности /В. В. Козин, А. А. Гераськин / Научные труды Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Кн.1. – Смоленск, СГАФКСТ, 2010. С. 312–316.

9. Котелевская, А. В. Методика развития физических качеств детей 3-6 лет с использованием тренировочных устройств: дис... канд. пед. наук /А. В. Котелевская. - Хабаровск, 2010. – 159 с.

10. Методика совершенствования блокирования в студенческих волейбольных командах Малыгина Е.Н., Малыгин Г.Г. В сборнике: Физическая культура и спорт в современном обществе Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования Дальневосточной государственной академии физической культуры. Под редакцией С.С. Добровольского. 2017. С. 147-150.

11. Мондзолевский, Г. О них слагали легенды / Г. Мондзолевский // Время волейбола. – 2010. – №5. – С. 32–34.

12. Андреев, С.Н. Мини-футбол / С.Н. Андреев. М.: Советский спорт, 1989. 47 с.

13. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В. Монаков. М.: Советский спорт, 2007. 288 с.

14. Качалин, Г.Д. Тактика футбола / Г.Д. Качалин. М.: ФиС, 1973. 56 с.

15. Симанов, В.И. Простые комбинации / В.Н. Симанов. Мн.: Полымя, 1991. 143 с.

16. Спирин, А.С. А ваше решение: пособие для футбольного арбитра / А.С. Спирин. М.: ФиС, 1988. С. 5 12.

17. Цикади, А. Футбол: техника / А. Цикади. Мн.: Полымя, 1994. С. 8 14. 56.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: