Как можно понять данные предложения? Почему возможно двойное толкование слов в этом тексте? Что нужно сделать, чтобы текст стал однозначным?




План урока в Zoom.

Последующий материал используем для работы

Лексическая система русского языка. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1. Слово представляет собой важнейшую единицу языка. Слово является предметом изучения всех разделов русского языка, но рассматривается с разных позиций.

2. Лексика рассматривает слово с точки зрения его смысла.

3. Определим значение (смысл) следующих слов:

Невежда – малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Зарубежный – находящийся за рубежом, заграничный.

Иностранный – относящийся к другой стране.

Преемник – продолжатель, тот, кто занял чье-нибудь место, должность

Приемник – аппарат для приема сигналов, звуков при помощи электромагнитных, световых и иных волн.

Саван – широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников.

Убор – Одежда, наряд

Вывод: таким образом, только знание лексического значения слова способствует осуществлению его выбора в определенном контексте.

Определим, в чем речевые ошибки.

А) Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Б) Как проехать на вокзал? – Вы проехали давно.

Я спросил в трамвае. Возвращаться нужно.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

- В общем, где-то, так сказать,

Это близко очень,

Просто тут рукой подать.

Говоря короче…

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вывод: чтобы избежать речевых ошибок, чтобы речь была доступна и понятна окружающим, необходимо говорить точно и правильно.

1. Он учился в музыкальной консерватории.

2. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.

3. Перед своей смертью он долго болел.

4. Состоялся обмен имеющимся опытом.

5. Они окончательно закончили работу.

6..Какое значение (прямое или переносное) имеет выделенное слово:

Холодный прием (равнодушный, неласковый), холодная голова (умеющая здраво рассуждать), холодный суп (остывший), на черный день (плохой, неудачный), черные мысли (дурные, нехорошие), черные чернила (цвет), потерять голову (потерять контроль), потерять дар речи (не знать, что говорить), потерять деньги (где-то оставить).

 

Как соотносятся между собой прямое, переносное значения с однозначностью и многозначностью слов?

 

Найти «лишний» вариант. Мотивировать свой ответ:

А) Одет со вкусом (стильно, к лицу), приятный на вкус, вкус лимона.

Б) Сила воли, воля к победе, дать волю (свободу).

В) Вывести на парад, вывести ребенка из класса, вывести цыплят (произвести на свет).

Г) Залиться краской стыда (покраснеть), залиться соловьем, залиться смехом.

Как можно понять данные предложения? Почему возможно двойное толкование слов в этом тексте? Что нужно сделать, чтобы текст стал однозначным?

 

1. Тренер: «У нас хромают защитники».(Плохо подготовлены защитники)

2. Врач: «Наш долг не отмахиваться от больного, а довести его до конца». (Лечить до полного выздоровления)

3. Докладчик: «Ваши замечания я прослушал» (выслушал)

4. Учитель: «Мы наметили посетить городской музей и вынести из него самое лучшее, самое ценное».

5. На костре – лучшие люди нашего села.

 

Лексическое значение определяется не только предметной отнесенностью слова, но и теми связями, которые существуют между словами. Рассмотрим их. Слайд 11.

 

1. Богач -

2. Конец –

3. Гигантский (город) –

4. Отважная женщина –

5. Позволить -

6. Здороваться –

7. Шаг за шагом -

 

Паронимы. См. словарь

Дом. задание: решение заданий ЕГЭ

 

 

Упр. 55, 57, 60



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: