ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ




Принципы, формы и методы развивающего обучения дошкольников.

Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

 

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

 

В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Дидактические принципы развивающего обучения Л.В.Занкова:

- Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.

- Теоретические знания играют ведущую роль.

- Содействие осознанию учащимися процесса обучения.

- Общее развитие всех учащихся.

Дидактические основы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова:

- Цель обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

- В содержании обучения преобладает система научных понятий, основанная на общих способах учебных действий.

- Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.

 

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ

Выбор методов обучения зависит от:

1) цели занятия и содержания учебного материала;

2) от возраста детей;

3) от степени подготовленности детей.

 

1. Наглядные методы:

- наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира.

Виды: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные.

Проводятся на занятиях, экскурсиях, но следует использовать любую ситуацию.

 

2. Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ; беседа; чтение художественной литературы.

Эти методы позволяют в кратчайший срок передавать информацию детям, ставить перед ними задачу, указывать пути ее решения. Сочетаются со всеми другими методами обучения.

- объяснение (пояснение) - используется в начале и по ходу

занятия. Часто сопровождает показ, наблюдение и пр.

Требования: четкость, доступность, эмоциональность.

- рассказ педагога - позволяет в доступной форме излагать учебный материал, наиболее эмоциональный метод; дает возможность непринужденно общаться с детьми, используя в зависимости от реакции детей жесты, мимику и пр.

Перед рассказом педагог ставит учебно-познавательную задачу

- беседа - основной словесный метод обучения.

По содержанию различают 2 вида бесед: - этические и познавательные.

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений и оценок.

Познавательные беседы - тематика определяется программой обучения.

По дидактическим целям выделяют беседы: вводные и итоговые.

Цель вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности.

Итоговая (обобщающая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения знаний, приобретенных детьми по той или иной теме работы.

Цель этого метода - формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения.

 

Практические методы обучения - упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

Направлены на усвоение детьми знаний через практическую деятельность. Деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

 

ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Занятия - основная форма организации обучения, обязательная для всех дошкольников. Для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность.

3 формы организации и проведения:

- Индивидуальная (педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения)

- Групповая (с подгруппой детей). не более 6 человек

- Фронтальная (со всеми детьми). основе общности интересов, личных симпатий, но с разным уровнем развития.

 

По содержанию занятия могут быть интегрированными - т. е. объединять знания из нескольких областей, которые объединяются на основе общей темы.

Структура занятия включает 3 части:

1-я часть - начало (организация детей);

2-я часть - ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков;

3-я часть - окончание, подведение итогов, оценка результатов.

 

Подготовка воспитателя к занятиям включает:

1) планирование занятия;

2) подготовку оборудования, дидактических материалов;

3) подготовку детей к занятию.

 

 

Экскурсия - как форма обучения представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: