Дидактическая модель включаетдва блока:
· основной, куда входит содержание, соответствующее ведущей функции,
· блок средств (процессуальный блок), обеспечивающий усвоение знаний, формирование различных умений, развитие и воспитание.
Основной блок
| Вспомогательный блок (процессуальный)
|
1. Научные знания
2. Воспитание отношений
| 1. Комплекс вспомогательных знаний
| 2. Способы деятельности
| 3. Форма организации процесса
|
Характеристика вспомогательных знаний
№
| Вспомогательные знания
|
Вид знаний
| Характеристика
|
| Логические знания
| совокупность знаний из формальной логики (определение понятий, закон достаточного основания и т. д.), которые необходимы для полноценного усвоения научных знаний и развития логического мышления учащихся
|
| Методологические и философские знания
| совокупность знаний из философии и методологии науки (представления о познаваемости мира, о теории, об идеализации и т. д.).
|
| Историко-научные знания
| знания, показывающие эволюцию идей, теорий, представлений, понятий и пути конкретных открытий.
|
| Межпредметные знания
| знания из разных учебных предметов, привлекаемые для обслуживания ведущего компонента
|
| Оценочные знания
| знания, фиксирующие в учебном процессе в явном виде личностное отношение субъекта к объекту, отличное от познавательного, они служат для воспитания эмоционально-мотивационной сферы школьников
|
Блок вспомогательных знаний носит обслуживающий характер, целесообразно определять эти знания по ступеням общего образования и «привязывать» к определенной психологической категории, раскрываемой в основных знаниях, а в учебной программе — к определенной теме.
Эмоционально-ценностноеотношение.
Выделяют ценностные объекты, к которым нужно формировать ценностное отношение: человек, развитие, активность и творчество, психологическая культура, познание, здоровье.
С ними связаны следующие мировоззренческие идеи: уникальности и ценности каждого человека, бесконечности и необходимости его постоянного развития, ценности активности, творчества, психологической культуры, здоровья как условий его субъектного существования и самореализации, ценность познания, истины как одной из духовных ценностей, обеспечивающей развитие общества.
Ценностныеобъекты
| Представление ценностных объектов в содержании
| Человек
| Понимание собственной уникальности и восприятие каждого человека как безусловной ценности
| Развитие
| Осознание необходимости развития, стремление к самосовершенствованию
| Активность,творчество
| Восприятие себя субъектом собственной жизнедеятельности, творцом своей жизни
| Психологическая культура
| Осознание важности овладения психологическими знаниями и умениями; интерес к внутреннему миру другого человека; понимание особенностей психической реальности, ее отличия от внешней действительности
| Познание
| Понимание особенностей изучения психических явлений, признание множественности истин, осознание важности прикладных и практических задач психологии; стремление к самопознанию, тяга к истине
| Здоровье
| Субъективный образ мира и самосознание оказывают определяющее влияние на поведение, построение отношений с миром, другими людьми, собой, на здоровье человека; стремление к укреплению и развитию личностно-психологического и духовно-нравственного здоровья
| |
Учебные умения.
I. Умения учиться
| Элементарные, познавательные
| Интеллектуальные
| Организационно-учебные
| запоминать, наблюдать, концентрировать внимание и др.
| — мыслительные операции (сравнения, конкретизации, аналитико-синтетические и др.);
— знаково-символические действия (моделирование, кодирование,декодирование и др.)
| планирования, контроля, оценивания, коррекции учебно-познавательной деятельности
|
II. Умения психологически мыслить и действовать
| умения осваивать психологические знания
| практические умения
| самопознания
| самоуправления
| коммуникативные
| — обнаруживать различия между субъективными и объективными явлениями;
— наблюдать, выявлять, выделять, сопоставлять и сравнивать психологические факты;
— различать психические явления;
— оперировать психологическими понятиями;
— анализировать, обобщать, излагать психологический материал и др.
| владение способами:
— рефлексии своих действий (поведения), эмоционального состояния (чувств, настроений), мотивов, ценностей;
— познания личностных особенностей (черт характера, способностей);
— оценки опыта (знаний, умений, навыков, установок, стереотипов) и др.
| — регуляции собственного психического состояния;
— управления поведением (от постановки цели до выбора адекватных средств ее реализации);
— разрешения внутренних конфликтов;
— работы над собой,«преобразования» себя и др.
| — обнаруживать связи между фактами поведения и психическими феноменами;
— перцептивные умения (умения понимания, проникновения, реконструкции внутреннего мира другого человека);
— владение способами и средствами общения;
— умения соотносить свои действия с ожиданиями других людей, общими целями деятельности и др.
| |