Дидактическая модель учебного предмета «Психология». Характеристика вспомогательных знаний, ценностных отношений, учебных умений.




Дидактическая модель включаетдва блока:

· основной, куда входит содержание, соответствующее ведущей функции,

· блок средств (процессуальный блок), обеспечивающий усвоение знаний, формирование различных умений, развитие и воспитание.

Основной блок Вспомогательный блок (процессуальный)
1. Научные знания 2. Воспитание отношений 1. Комплекс вспомогательных знаний   2. Способы деятельности 3. Форма организации процесса

Характеристика вспомогательных знаний

Вспомогательные знания
Вид знаний Характеристика
  Логические знания совокупность знаний из формальной логики (определение понятий, закон достаточного основания и т. д.), которые необходимы для полноценного усвоения научных знаний и развития логического мышления учащихся
  Методологические и философские знания совокупность знаний из философии и методологии науки (представления о познаваемости мира, о теории, об идеализации и т. д.).
  Историко-научные знания знания, показывающие эволюцию идей, теорий, представлений, понятий и пути конкретных открытий.
  Межпредметные знания знания из разных учебных предметов, привлекаемые для обслуживания ведущего компонента
  Оценочные знания знания, фиксирующие в учебном процессе в явном виде личностное отношение субъекта к объекту, отличное от познавательного, они служат для воспитания эмоционально-мотивационной сферы школьников

Блок вспомогательных знаний носит обслуживающий характер, целесообразно определять эти знания по ступеням общего образования и «привязывать» к определенной психологической категории, раскрываемой в основных знаниях, а в учебной программе — к определенной теме.

Эмоционально-ценностноеотношение.

Выделяют ценностные объекты, к которым нужно формировать ценностное отношение: человек, развитие, активность и творчество, психологическая культура, познание, здоровье.

С ними связаны следующие мировоззренческие идеи: уникальности и ценности каждого человека, бесконечности и необходимости его постоянного развития, ценности активности, творчества, психологической культуры, здоровья как условий его субъектного существования и самореализации, ценность познания, истины как одной из духовных ценностей, обеспечивающей развитие общества.

Ценностныеобъекты Представление ценностных объектов в содержании
Человек Понимание собственной уникальности и восприятие каждого человека как безусловной ценности
Развитие Осознание необходимости развития, стремление к самосовершенствованию
Активность,творчество Восприятие себя субъектом собственной жизнедеятельности, творцом своей жизни
Психологическая культура Осознание важности овладения психологическими знаниями и умениями; интерес к внутреннему миру другого человека; понимание особенностей психической реальности, ее отличия от внешней действительности
Познание Понимание особенностей изучения психических явлений, признание множественности истин, осознание важности прикладных и практических задач психологии; стремление к самопознанию, тяга к истине
Здоровье Субъективный образ мира и самосознание оказывают определяющее влияние на поведение, построение отношений с миром, другими людьми, собой, на здоровье человека; стремление к укреплению и развитию личностно-психологического и духовно-нравственного здоровья

Учебные умения.

I. Умения учиться
Элементарные, познавательные Интеллектуальные Организационно-учебные
запоминать, наблюдать, концентрировать внимание и др. — мыслительные операции (сравнения, конкретизации, аналитико-синтетические и др.); — знаково-символические действия (моделирование, кодирование,декодирование и др.) планирования, контроля, оценивания, коррекции учебно-познавательной деятельности

 

II. Умения психологически мыслить и действовать
умения осваивать психологические знания практические умения
самопознания самоуправления коммуникативные
— обнаруживать различия между субъективными и объективными явлениями; — наблюдать, выявлять, выделять, сопоставлять и сравнивать психологические факты; — различать психические явления; — оперировать психологическими понятиями; — анализировать, обобщать, излагать психологический материал и др. владение способами: — рефлексии своих действий (поведения), эмоционального состояния (чувств, настроений), мотивов, ценностей; — познания личностных особенностей (черт характера, способностей); — оценки опыта (знаний, умений, навыков, установок, стереотипов) и др. — регуляции собственного психического состояния; — управления поведением (от постановки цели до выбора адекватных средств ее реализации); — разрешения внутренних конфликтов; — работы над собой,«преобразования» себя и др. — обнаруживать связи между фактами поведения и психическими феноменами; — перцептивные умения (умения понимания, проникновения, реконструкции внутреннего мира другого человека); — владение способами и средствами общения; — умения соотносить свои действия с ожиданиями других людей, общими целями деятельности и др.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: