Методологические принципы образования (общепедагогические, дидактические, методические - для психологического образования (по Карандашеву, Бардиер, Поповой, Дубровиной).
Общие педагогические принципы:
· принцип гуманистической ориентации образования ( предполагает особое ценностное отношение к человеку, его индивидуальности, субъектности, веру в его возможности и способности, уважение к личности ребенка, учет потребностей и интересов самого растущего человека, опору на положительное в нем)
· принцип целостности (воспитывающего обучения) ориентирует образовательный процесс на единство обучения и воспитания, на формирование знаний и умений, сознания и поведения в их единстве.
· принцип информатизации ( проявляется в насыщении образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями)
· принцип эстетизации детской жизни (диктует необходимость формирования у воспитанников эстетического отношения к действительности, развитие их эмоционально-чувственной сферы);
· принцип обучения и воспитания в коллективе требует оптимального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми, обеспечения взаимосвязи индивидуальной и групповой работы.
· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников (диктует необходимость изучения уровня актуального развития детей, их склонностей, способностей, интересов, личностных качеств и согласование с результатами этого изучения как целевого, так и содержательного, и процессуального компонентов образования).
Дидактические принципы:
· принцип целенаправленности;
· научности;
· связи обучения с жизнью;
|
· систематичности и последовательности;
· сознательности и активности;
· наглядности обучения;
· доступности;
· интегративного подхода;
· воспитывающего и развивающего обучения;
· принцип прочности.
Методические принципы:
Г.Л.Бардиер
Принципы работы с детьми в начальной школе | |
Основные | Дополнительные |
· учет возрастной мотивационной непоследовательности ребенка; · учет неадекватного влияния школьных отметок; · учет нестабильности и непрогнозируемости поведения детей | · открытость группы; · кумулятивная посещаемость уроков; · работа с «живым» содержанием; · раскрепощенность; · конфиденциальность. |
М.В. Попова
Принципы преподавания психологии подросткам:
· индивидуальный подход;
· учет возрастных особенностей в обучении;
· принцип мотивационной готовности аудитории.
И.В. Дубровина
Общедидактические принципы с учетом специфики предмета (15 принципов):
· принцип научности;
· внутрипредметные связи;
· межпредметная координация;
· связь теории с практикой;
· наглядность;
· развитие и саморазвитие личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения;
· самостоятельность и активность;
· доступность;
· активное субъект-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (сотрудничества);
· поощрение любознательности;
· толерантность;
· безоговорочная вера в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии;
· ответственность учителя за знания и умственное развитие учащихся;
· невмешательство во внутренний мир учащихся;
|
· разграничение учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности практического школьного психолога.
Цели преподавания психологии на разных ступенях образования.
1. Цели начального и основного образования:
· первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся, например, "знакомство с основными категориями психических явлений";
· знакомство с психологией как средством познания других людей, например, "знакомство с индивидуальными особенностями поведения людей (на примере определенных ситуаций)";
· знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности, например, "знакомство с процессами мышления";
· знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными особенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания и саморазвития, например, "знакомство с многообразием эмоциональных явлений" или "усвоение умения распознавать эмоции другого человека";
· знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения, например, "знакомство со способами неречевого воздействия на другого человека";
· профессиональная ориентация, например, "знакомство с психологическими особенностями людей, склонных заниматься определенными видами профессиональной деятельности".
2. Цели среднегообщего образования:
· обучение психологическим знаниям, например, "изучение основных понятий психологии личности";
|
· знакомство с методами психологического познания и психологической практики, например, "формирование критического мышления средствами психологической науки";
· обучение психологии как средству познания других людей, например, "изучение субъективности индивидуального восприятия";
· обучение психологии как средству самопознания, например, "знакомство с понятиями "Я-концепция" и "самооценка личности";
· обучение психологии как средству саморазвития, например, "изучение психологических методов повышения самоуважения";
· профессиональная ориентация, например, "изучение психологических факторов, обусловливающих выбор профессии" или "изучение психологических ожиданий, которые предъявляют к человеку разные профессии".
3. Цели высшего профессионального образования по специальности и направлению "Психология" (базовое психологическое образование):
· обучение фундаментальным психологическим знаниям, например, "изучение закономерностей развития психики ребенка в младенческом возрасте" или "изучение свойств памяти";
· обучение прикладным психологическим знаниям, например, "применение закономерностей развития психики ребенка для эффективной организации учебной деятельности" или "изучение принципов эффективного социального воздействия";
· обучение научно-исследовательским умениям, например, "изучение типичных экспериментальных планов" или "изучение понятий валидности и надежности психологических измерений";
· обучение практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач, например, "освоение применения диагностических методов для выявления самооценки учащегося";
· обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей, например, "изучение методов продуктивного взаимодействия при обучении психологии" или "освоение техники речевого и неречевого воздействия при обучении психологии";
· формирование психологической культуры, например, "формирование представления студентов об особенностях их самосознания" или "формирование представления студентов о разнообразии индивидуальных особенностей личности других людей".
4. Цели послевузовского профессионального образования по психологическим специальностям:
· углубленное изучение аспирантами психологических дисциплин по научной специальности, например, "изучение психологических теорий социального воздействия";
· обучение умениям применять знания по научной специальности для решения научно-исследовательских задач, например, "изучение научных методов исследования психологических теорий социального воздействия";
· обучение знаниям, умениям и навыкам научно-исследовательской работы, например, "изучение планирования экспериментального исследования" или "изучение использования статистической программы для анализа связи переменных";
· обучение умениям педагогической деятельности в сфере психологии, например, "изучение методики проведения лекции" или "освоение способов демонстрации иллюстративного материала".
5. Цели высшего профессионального, а также среднего специального образования:
· обучение основам психологических знаний, например, "изучение психологических типологий личности";
· знакомство с методами психологии, например, "усвоение методов исследования психики в младенческом возрасте";
· обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профессиональной специализации студентов, например, "изучение психологических факторов успешного запоминания учебной информации" или "изучение психологических основ влияния на другого человека";
· обучение применению психологических знаний для решения практических задач в рамках будущей профессиональной деятельности, например, "усвоение методов психологического анализа урока";
· формирование общей и профессиональной психологической культуры студентов, например, "изучение эффективности стилей педагогического общения".
6. Цели высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов естественно-научного, технического, строительного профиля:
· формирование у студентов представления о системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине и практической деятельности, например, "дать представление о психологии как науке", или "познакомить с основными областями психологического знания";
· знакомство с методами психологического познания и психологической практики, например, "общее знакомство с методами психологического исследования";
· обучение студентов психологии как средству познания других людей, например, "изучение индивидуальных особенностей общения";
· обучение студентов психологии как средству самопознания, например, "изучить индивидуальные особенности памяти";
· обучение студентов психологии как средству саморазвития, например, "изучить психологические факторы повышения эффективности усвоения информации".