Виды мошенничества в сфере жилищно-коммунальных услуг




Вологодским районным судом 29 ноября 2018 года вынесен приговор в отношении Кокина В.В., который признан виновным в совершении 18 эпизодов мошенничества. Осужденному определено наказание 4 года лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года 6 месяцев. Судом удовлетворены требования потерпевших о взыскании материального ущерба, причиненного преступлениями, сумма которого составляет от 7000 до 25000 рублей, а в одном случае превышает 300 тысяч рублей.

Мужчина предлагал услуги по ремонту квартир в социальных сетях. Чтобы войти в доверие, он приезжал к потерпевшим, делал замеры и подготовительные работы, после чего получал предоплату и пропадал. При этом изначально он не имел намерений выполнить работы.

Для того чтобы не стать жертвой мошенников стоит помнить несколько важных моментов. Расскажем Вам о самых распространенных способах мошенничества в сфере жилищно-коммунальных услуг не со стороны управляющих или ресурсных компаний, а иных организаций и физических лиц.

Первый способ. Мошенники кидают в почтовые ящики/разбрасывают по подъездам/развешивают в общедоступном месте объявления. В них написано, что счётчики нужно отдать на поверку, иначе приборы будут считаться неработающими и платить придётся больше, по нормативам. Могут написать, что коллективная поверка счетчиков подходит прямо сейчас. Листовка похожа на объявление коммунальных служб. На некоторых печати, логотипы, штрихкоды. Указан номер телефона.

Бывает без листовок: звонят по телефону и говорят о том же самом. Некоторые говорят о новом законе, который обязывает заменить старые счётчики на новые. Собеседник расскажет, что можно использовать и старые, но тогда их нужно демонтировать, отвезти на завод, испытать, привезти обратно, смонтировать и вновь опломбировать, но большинство счётчиков не проходит поверку, поэтому дешевле сразу заменить. Иногда звонят якобы от имени Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Могут сразу прийти без звонков и объявлений. Рассказать о необходимости поверки и/или замене счётчиков по акции, заменить счетчик. Цена одного прибора учета от нескольких тысяч рублей до десятков тысяч. После замены начнутся проблемы с вводом в эксплуатацию и передачей показаний.

К вам придут для поверки счетчиков. Вы оплатите поверку, которая ничего не значит. У мошенников нет аккредитации, поэтому просто потеряете деньги, а за настоящую поверку придётся платить снова.

Что делать в этом случае?

Не перезванивать и не пускать. Посмотреть свои старые квитанции. В них некоторые компании пишут срок поверки. Если не написан, найдите дома документы на счётчик, в технической документации точно всё указано. Успокоиться и предупредить знакомых.

Если срок поверки действительно истекает/истёк, нужно обращаться в аккредитованные метрологические компании. Например, обратиться Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Вологодской области» (ФБУ «Вологодский ЦСМ»), либо в иную организацию, но предварительно проверив наличие аккредитации проверьте в специальном реестре на сайте Федеральной службы по аккредитации «Росаккредитации». Позвоните в выбранную организацию и пригласите специалистов. Они придут, покажут удостоверение, выдадут официальное заключение о результатах поверки.

Заменить счетчики безопасно можно в управляющей или ресурсоснабжающей организации.

Способ 2. В почтовых ящиках обнаруживаются извещения в виде квитанций или просто квитанции. Квитанция замаскирована под обычную, при оплате деньги уйдут в другую организацию, и не за жилищно-коммунальные услуги. Иногда жители звонят узнать, за что и на каком основании им выставили счет, получают ответ, что расчёты являются «примером начисления по нормативам». И далее начинают предлагать услуги по поверке приборов учёта.

Что делать в этом случае?

Сверять реквизиты в платёжке с предыдущими квитанциями, с договором управления.

Способ 3. В домах появляется объявление с услугой по очистке труб. Там содержится требование к жильцам в обязательном порядке в течение трех дней «записаться в очередь на профилактические работы». Речь о внутренней обработке слива унитаза, ванны и раковин «в связи с увеличением канализационных засоров». (Могут размещаться аналогичные объявления по очистке системы вентиляции).

Диспетчер по телефону может сказать, что организация является дочерней по отношению к той, которая занимается водоотведением у Вас в населенном пункте (на самом деле, нет). Получив заявку, «сантехник» придёт в квартиру и просто прочистит тросом трубы в ванной, а в туалете спецсредством промоет унитаз. За это возьмёт плату. Платить нужно наличными, однако мобильного терминала у «сантехников» нет, поэтому кассового или товарного чека Вам не дадут.

Если работы по чистке труб обещались бесплатно, то Вам попытаются продать чудодейственное средство для промывки труб.

Что делать в этом случае?

Не звонить, не пускать, не реагировать, не покупать.

Способ 4. В объявлении напишут, что в доме будут проводиться плановые работы по реставрации ванн. Может быть указано название компании, которая действительно реставрирует ванные жидким акрилом.

Придут «специалисты», которые за 1-2 часа обольют вашу ванну дешёвым акрилом без шлифовки, обезжиривания и других обязательных процедур. Из-за плохой герметизации слива они забьют краской сливную трубу. Вместо ванны получится большой тазик.

При звонке на номер в объявлении вызов тарифицируется по дополнительной стоимости. Часто номера, при звонке на которые списываются деньги, размещаются в объявлениях в интернете и на сайтах, маскирующихся под сайты настоящих организаций, реставрирующих ванные.

Что делать в этом случае?

Ничего. Хотите обновить ванну - найдите реальную компанию самостоятельно и лучше по отзывам знакомых. Перед звонками на новые незнакомые номера проверьте их в сети «Интернет».

Способ 5. Приходят люди, представляются сотрудниками Роспотребнадзора или водоканала. Говорят, что проверяют качество воды. Иногда говорят про федеральную целевую программу «Чистая вода», благодаря которой вам «бесплатно» проверят воду и установят систему для очистки воды.

В квартире показывается фокус: вода из-под крана наливается в ёмкость, туда опускается прибор, вода меняет цвет, появляется ржавый осадок. Дальше проводится эксперимент со специально заготовленной водой — она остаётся прозрачной. Изображая ужас от увиденной некачественной воды, мошенники мотивируют жильца установить фильтр. Вода, пройдя через такой фильтр, становится «живой», обогащённой ионами серебра и витаминами (на самом деле, нет).

Цена чудоприбора прямо пропорциональна возрасту жителя и доходит до десятков, а то и больше тысяч рублей. Нет денег - оформят кредит. Вместо фильтра могут установить что угодно.

Вас обкрадут: некоторые мошенники предлагают дополнительно оценить вкус очищенной воды. Вода может быть со снотворным. Пока будете спать, из квартиры вынесут ценности.

Что делать в этом случае?

Как обычно - не пускать незнакомых. Можно позвонить в управляющую компанию уточнить. Обычно воду проверяют по жалобам самих жильцов. Если Вы не жаловались, то перед Вами мошенники. Нужен фильтр - купите сами в магазине.

Способ 6. Мошенники попадают в квартиру под видом сотрудников газовой службы. Иногда тоже предварительно позвонив.

Пугая участившимися случаями взрывами газа, люди предлагают установить сигнализаторы загазованности. В случае утечки газа этот прибор должен предупредить об этом и перекрыть газ. За устройство просят от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей. Его просто повесят на трубу и включат в розетку. Могут угрожать отключить плиту, ссылаться на новые законы и постановления Правительства, пугать штрафами.

Жильцам навязывают в реальности ненужную замену кранов и шлангов. Естественно, платно.

Что делать в этом случае?

Не пускать. Позвонить в обслуживающую ваше газовое оборудование организацию. Чтобы автоматически перекрывать газ, оборудование должно монтироваться на газопровод, а не вешаться рядом с ним. Газосигнализатор можно приобрести по собственному желанию.

Замену кранов и шлангов доверить настоящим газовикам.

Способ 7. К Вам приходит человек, представляется работником энергосбытовой компании, сообщает о задолженности за электроэнергию. После этого предлагает компромисс: сразу отдать половину долга, другую половину абонент сможет погасить в рассрочку. Иногда подобная схема проворачивается под именем приставов.

Что делать в этом случае?

Не платить на руки. Оплату коммунальных услуг и задолженности по ним производить традиционными способами.

Наличие исполнительных производств проверять на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Способ 8. Предлагают установить окна, двери и застеклить балкон, произвести ремонт квартиры «по цене ниже рыночной». Иногда ходят по квартирам, иногда раскидывают листовки по почтовым ящикам. Низкая цена объясняется льготными программами, например государственной программой по замене дверных изделий. Иногда замена окон обосновывается плановыми работами по обновлению фасада здания.

При этом замерщик составит договор и возьмет предоплату. Окна никто не поставит. Или окна привезут и установят, но не того качества, потому что в договоре недостаточно прописаны условия. Либо компания обещала бесплатную доставку и монтаж, но в договоре об этом не указывалось. Жителю придется заплатить дополнительно.

Что делать в этом случае?

Тщательно выбирать организацию по замене окон, дверей. Внимательно читать договор.

 

 

Старший помощник прокурора

Вологодского района

 

юрист 1 класса Н.Г.Миронова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: