Фестивали в честь Сокара




Бог Сокар (Sokar)

 

Египетский погребальный Бог и отчасти Бог плодородия в облике сокола. Основным культовым центром был некрополь в Саккаре, который являлся кладбищем Мемфиса.

 

Здесь находился храм, посвящённый этому Богу. Возможно, что и само название местности - Саккара - связано с именем Сокара.

 

Культ Сокара возник ещё в додинастические времена.
Вначале, видимо, он выступал в качестве духа-хранителя могил. После 3000 г. до н.э. его статус вырос до полноценного божества.

 

Сокар. Птолемеев период, 332-30 до н.э. Многоцветный гипс и
позолоченное дерево. Музей McClung, Ноксвилл, Теннесси, США

 

Сокар и Птах

 

Ещё в эпоху Древнего царства обозначилась связь Сокара с важнейшим Богом Мемфиса - Птахом. Как отмечают исследователи, такая связь уже точно существует во времена фараонов V династии (ок. 2494-2345 гг. до н.э.) – она нашла отражение в «Текстах пирамид». Жрецы Пта выступали одновременно и жрецами Сокара.

 

Возможно, что свою роль в сближении этих божеств сыграло то, что Сокар так же, как Птах, был покровителем строительного и иного ремесла и сам был мастером. В частности в эпоху Древнего царства он считался божественным создателем костей фараонов. Египтяне обожествляли своих фараонов, а у Богов, как они верили, кости из металла (серебра).

 

Позже Сокар определённым образом был связан со смешиванием ароматических веществ в процессе изготовления различных мазей, игравших исключительно важную роль в египетских ритуалах. Такие общие «ремесленнические» черты приводят к тому, что даже супругой у Сокара иногда выступает богиня-львица Сехмет, которая в других случаях являлась женой Птаха.

 

Дальнейшее развитие этой тенденции привело к появлению единого божества Пта-Сокара. Птах-Сокар изображался в виде сокола или в облике человека с головой сокола. Он мог иметь и облик, который характерен для Патайкоса (Патека) - кривоногий карлик с большой головой, увенчанной скарабеем.

 

Триединое божество Осирис-Птах-Сокар

 

В период Среднего царства, когда усилилось влияние культа Осириса, появилось триединое синкретическое божество Осирис-Птах-Сокар. Впервые появление такого Бога отмечено на
траурных стелах в некрополях Абидоса. В некоторых древнеегипетских списках это тройственная фигура называется Осирис-Сокар-Асар.

 

В поздний период Осирис-Птах-Сокар может появляться в облике быка или в виде мумии с человеческой головой (в каких-то случаях сокола), увенчанной сложным головным убором,
представляющим собой коническую атеф-корону с диском солнца, кобрами и волнообразно-изогнутыми рогами.

 

Сокар и фараон Сети I. Рельеф на портике храма Сети I в Абидосе

 

Культ Сокара

 

Сокар был персонификацией подземного мира. Сокар охранял дверь входа в подземный мир, сам он жил в некой секретной пещере, называемом Imhet или "Двери дорог", которая помещалась в самом сокровенном месте этого мира. Отсюда он питал сердца покойников и был ответственным за них. Сокар символизировал тьму и распад, которые для древних египтян выражала и
ночь, и одновременно защиту и опору. Ночью мёртвые оставались с Сокаром и под его охраной, пока утренний свет, связанный с Ра, не пробуждал их. Таким образом, пробуждение невозможно без Сокара, без его покровительства. Связь с Богом солнца проявлялась и в том, что Сокар считался «ба Ра», то есть одной из душ этого божества.

 

Для древних египтян кратковременная земная жизнь была только прелюдией к смерти и вечной загробной жизни, достижение которой и было их главной целью. Этой задаче у них было подчинено всё, начиная от строительства величественных пирамид для обеспечения бессмертия фараонов, заканчивая скромными захоронениями простых людей.

 

В могиле Тутмоса III (ок. 1504-1450 гг. до н.э., XVIII династия) в Долине Королей он изображён как человек с головой сокола, стоящий на многоголовой подземной змее, подчёркивая тем самым свою власть над нижними областями и их обитателями.

Серебряный человекообразный гроб с головой ястреба фараона XXII династии Шешонка I (ок. 945-924 гг. до н.э.), был, вероятно, предназначен для того, чтобы магическим образом преобразовать мёртвого короля в Сокара.

 

Парадокс древнеегипетской культуры в том, что все жизнерадостные мотивы, которые в ней, несомненно, присутствуют, связаны с ожиданием смерти. В честь погребальных Богов устраивались празднества и фестивали.

 

Испанские исследователи полагают, что у него было и женское воплощение в облике богини Сокарет, которая также присутствовала и участвовала в ритуале погребения.

 

Фестивали в честь Сокара

 

Фестивали в честь Сокара известны с древнейших времён. Есть свидетельства этого относящиеся ко времени II династии, упоминается такой фестиваль и в надписях, высеченных на Палермском камне - одного из самых древних письменных памятников древнеегипетской цивилизации.

 

С более поздних времён известно, что фестиваль Сокара проходил в месяце Хояк (Choiak). Хояк - четвёртый месяц древнеегипетского календаря, его начало по григорианскому календарю приходится на 10 декабря.

 

Празднования продолжались 10 дней и заканчивались на 30 день месяца подъёмом джед-столба, который был символом Осириса - Бога возрождения.

 

В ходе самого фестиваля совершались, в том числе и ритуальные действия, направленные на повышение урожайности и плодородия земли, поскольку фестиваль по времени совпадал с началом сельскохозяйственных работ. Поэтому Сокар, помимо качеств погребального Бога и покровителя умерших, одновременно имеет характеристики Бога плодородия.

 

Фестиваль Сокара праздновался с большим размахом особенно в западных Фивах, где рельеф на стенах погребального храма Рамзеса III (XX династия) в Мединет Хаби показывает, что это почти конкурировало с новогодним фестивалем Опет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: