ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Оценка эффективности логистической деятельности предприятия на примере ООО «Тамбовская бакалейная база»
По специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Автор выпускной Полякова Л.С.
квалификационной работы:
Руководитель выпускной Селянская Т.М.
квалификационной работы:
Тамбов 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
1 Теоретические основы логистического подхода к управлению предприятием……………………………………………………………………....
1.1 Логистические подходы: сущность и основные положения ………………
1.2 Роль и значение логистического подхода в деятельности предприятия….
1.3. Логистический подход: углубленные понятия …………………………….
2. Анализ применения логистического подхода для повышения эффективности деятельности ООО «Тамбовская бакалейная база»……………
2.1.Краткая характеристика ООО«Тамбовская бакалейная база»……………...
2.2. Основные проблемы в логистической деятельности ООО «Тамбовская бакалейная база»……………………………………………………………………
2.3.Мероприятия по улучшению функционирования деятельности ООО «Тамбовская бакалейная база»……………………………………………....
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
В экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании им доступной отчётно-учётной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.
|
Основным инструментом для этого служит оценка эффективности логистической деятельности, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платёжеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Актуальность данной темы заключается в том, что логистическая деятельность предприятия является частью общей системы управления, а это необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Цель данной работы состоит в исследовании теоретических основ и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование логистической деятельности ООО «Тамбовская бакалейная база».
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- Изучить задачи, функции, принципы, структуру и классификацию логистической деятельности предприятия;
- Определить основные подходы к оценке эффективности логистической деятельности предприятия;
- Выявить преимущества и недостатки логистической деятельности ООО «Тамбовская бакалейная база»;
- Рассмотреть процесс организации логистической деятельности предприятия и дать рекомендации по повышению эффективности логистической деятельности на примере ООО «Тамбовская бакалейная база».
Объектом исследования выступает ООО «Тамбовская бакалейная база».
Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации логистической деятельности на предприятии.
|
В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и сопоставления, методика организации логистической деятельности на предприятии, а также методы экономико-статистического анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Введение содержит актуальность выпускной квалификационной работы, цель и задачи, а так же объект и предмет исследования.
В первой главе изложены теоретические основы логистической деятельности предприятия: задачи, функции, принципы, структура и классификация, методологические подходы к оценке эффективности и организация логистической деятельности предприятия.
Во второй главе дана общая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Тамбовская бакалейная база», рассмотрены недостатки логистической деятельности исследуемого предприятия, а также предложены рекомендации по повышению эффективности логистической деятельности предприятия.
В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение для объекта исследования.
Теоретические основы логистического подхода к управлению предприятием
Логистические подходы: сущность и основные положения
Логистический подход – это согласование действий всех звеньев транспортно-распределительной цепи интермодальной, мультимодальной, комбинированной или иной перевозки, обеспечение жесткого контроля за товарно-денежными потоками, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и других документов. Сложные объекты при этом исследуются как иерархически построенное единство открытых систем, причем любые обоснованные решения должны учитывать их влияние на смежные элементы и связи.
|
В процессе создания логистических систем необходимо руководствоваться следующими положениями системного подхода:
1. Согласование ресурсных, информационных и других характеристик, которые выражаются через количественные и качественные показатели проектируемых или действующих систем.
2. Ликвидация несоответствий между интересами, целями, задачами и показателями всей логистической системы и ее отдельных подсистем.
3. Соблюдение последовательности продвижения по этапам создания или анализа функционирования логистических систем.
На рисунке 1 представлена схема
При макро-подходе логистическая система рассматривается как единое целое. В этом случае внутренняя структура и взаимосвязи в отдельных хозяйственных образованиях и процессах не принимаются во внимание. Изучаются лишь выходы и входы в целостную структуру системы, а также процессы, протекающие в логистической среде на общеструктурном уровне.
Микро-подход же позволяет изучить и управлять логистическим объектом изнутри. Исследуются внутренняя структура и внутренние связи между его элементами.
Детерминированность системы предполагает полную предсказуемость результатов логистических процессов. Это становится возможным, когда логистическая система отработана до такой степени, что отрицательное влияние воздействующих факторов на конечные результаты сведено до минимума за счет высокой адаптивности на основе соблюдения логистических принципов.
Стохастический, или вероятностный, подход означает, что под влиянием внешних и внутренних факторов и случайных воздействий конечные, ожидаемые, результаты могут принимать неустойчивый характер. Функционирование реальных логистических систем обусловлено наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в отношениях с окружающей средой. В связи с этим в процессе принятия решений необходимо принимать во внимание степень согласованности общих целей логистической системы и ее функциональных подсистем с состоянием рынка и их зависимость от воздействия внешних раздражителей. Чем ниже степень согласованности и уровень интеграции с внешней средой, тем выше вероятность ошибок и отклонений ожидаемых результатов от запланированных.
Статический подход. Этот подход помогает исследовать логистические проблемы по состоянию на определенный момент времени. Чаще всего он применяется для анализа функционирования, а также при расчетах по размещению логистических звеньев и формированию логистических цепей.
Динамический подход. В отличие от статического подхода динамический означает изучение логистических систем, подсистем и их взаимосвязей в развитии, в непрерывном движении под влиянием действующих тенденций во внешней и внутренней среде.
Функциональный подход. Он значительно повышает эффективность анализа функционирования логистических систем и подсистем. При его использовании оперируют двумя основными комплексными понятиями: процессом функционирования системы и законом функционирования системы.
Процесс, или другими словами, режим функционирования логистической системы показывает изменения в ее состоянии, которые выражаются изменением любой величины, характеризующей эту систему.
В качестве закона функционирования выступает совокупность правил и определенная последовательность действий. Зная законы функционирования логистических систем, их исходное состояние и задавая конечные результаты в процессе планирования и управления, разрабатываются модели и прогнозы их дальнейшего развития.
Экспериментальный подход. Он предполагает проведение необходимых исследований путем активного вмешательства в ход логистических процессов и дальнейшего наблюдения за результатами. Этот подход используется в случаях возникновения отклонений от заданных параметров функционирования логистических систем и подсистем. Приемы и методы, соответствующие этому подходу, помогают лучше понять сущность изучаемых проблем, откорректировать логистические программы с учетом причинно-следственных связей и наложения разно-векторных интересов.
Кроме перечисленных в логистике применяются также дискриптивный, нормативный и другие подходы.
Совокупность подходов, используемых в логистике на основе логистических принципов и требований, образует так называемый логистический подход.Сущность логистического подхода хорошо проявляется при его сравнении с традиционными подходами, когда реализуется потребность формирования функциональных подсистем и управления ими.
Традиционные подходы обусловливают переход от частного к общему — индукции, и поэтому они носят название индуктивных. Создание функциональных систем и подсистем при индуктивных подходах осуществляется путем слияния отдельных элементов, которые уже имеются или разрабатываются отдельно.
Процесс создания целостной системы в этом случае состоит из трех этапов.
На первом этапе определяются цели отдельных подсистем и формализуются задачи, которые необходимо решить силами и в рамках этих подсистем.
Далее, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для жизнедеятельности этих подсистем. Одновременно формируется система информационного обеспечения.
На третьем этапе из имеющихся составных элементов образуются требуемые функциональные подсистемы, совокупность которых путем подстройки входных и выходных контактирующих узлов составляет более или менее работоспособную систему.
Отличительной чертой логистического подхода от индуктивных является то, что он предполагает последовательный переход от общего к частному. В этом случае начальной точкой исследований и критерием в процессе управления является конечная цель, для достижения которой создается логистическая система. Если логистическая система еще не создана, то алгоритм действий для этого можно свести к четырем этапам.
На первом этапе устанавливаются общие цели будущей логистической системы, определяется круг проблем и задач, требующих решения, рассчитываются конкретные показатели, отражающие конечные и промежуточные результаты функционирования всей системы.
На втором этапе проводится анализ системных целей, задач, влияния внешних и внутренних факторов, определяются требования, которым должна соответствовать логистическая система и ее элементы, а также условия и ограничения, в которых она будет функционировать.
На третьем этапе, руководствуясь целями, задачами, требованиями, проектируются варианты моделей логистической системы и ее подсистем. Затем осуществляется отбор наиболее эффективных моделей.
На четвертом организационном этапе создаются и преобразуются структурные элементы сначала общесистемного значения, а затем подсистемного. Далее осуществляется формирование единой логистической системы и структуризации ее на подсистемы.
Конкретизированное выражение подходов проявляется в системе правил и приемов, образующих соответствующие методы по управлению логистическими процессами.
Фундаментальной процедурой любого исследования, в том числе и логистического, является научный метод, который представлен на рисунке 1. Он состоит из трех этапов:
Учет информации |
1.Наблюдение и сбор информации |
Если результат не удовлетворил |
2.Установление причинно-исследовательских связей между компонентами проблемы по данным наблюдения |
3.Проверка правильности анализа и его корректировка |
Если результат удовлетворил
Реализация решений |
Рисунок 1 Научный метод в управлении логистикой
Условием применения научного метода является системная ориентация, которая представляет собой особенность, отражающую взаимосвязь и взаимозависимость протекающих процессов и явлений.
Исходя из того что объектом изучения логистики являются материальные, денежные, информационные, энергетические и другие потоки, в процессе управления ими приходится решать задачи по оптимизации пути от первичного источника до конечного потребителя.
Расчетные пути состоят из логистических цепей, которые могут включать различные производственные, транспортные, складские, экспедиционные и иные звенья.
При использовании индукционных подходов задачи по управлению потоковыми процессами решаются, как правило, обособленно. Отдельные участки и звенья производственно-хозяйственной системы рассматриваются как закрытые подсистемы, изолированные от посторонних воздействий, даже если эти воздействия исходят от смежных субъектов в рамках единой экономической системы. Регулирование производственно-хозяйственных процессов в пределах закрытых подсистем допускает использование ограниченного количества методов, как правило, наиболее простых и общеизвестных.
Однако переход от автономного управления условно самостоятельных подсистем к интегрированным логистическим системам требует значительного расширения и усложнения методологической базы управления потоковыми процессами.
В логистике как науке, находящейся на стыке экономики, кибернетики, менеджмента, психологии и социологии, широко используется вся совокупность методов, теорий и видов анализа, которые разработаны и применяются для решения общих или локальных задач в сферах производства и обращения. Среди них нельзя выделить более или менее важные. Каждый из них в определенной ситуации может играть решающую роль в достижении поставленных целей.
С точки зрения логистики по ряду характерных признаков все методы можно условно объединить в три группы:
• Экономико-математические методы.
• Методы прогнозирования.
• Неформальные методы.
Особую значимость для логистики в данной группе имеют методы разработки оптимальных решений. Они применяются в управлении логистикой для повышения качества принимаемых решений. Практически эти методы можно рассматривать как разновидности моделирования
применяемых в логистике иной группы методов обусловлена необходимостью выбора одного варианта из нескольких имеющихся альтернатив. Наиболее распространенными методами данной совокупности являются платежная матрица и дерево решений.
Часто в управлении логистикой приходится принимать решения в условиях неопределенности. Эти задачи возникают при необходимости действовать в ситуации, известной не полностью. Субъект, принимающий решения, как правило, располагает правом выбора стратегий.
Методы прогнозирования. Они основаны на принятии различного рода допущений, необходимых для планирования процессов или явлений в условиях неконтролируемого будущего. Кроме определенных допущений в настоящем времени, методы прогнозирования опираются на опыт прошлого. Практическое применение их в логистических исследованиях имеет большое значение, а диапазон охватываемых проблем необычайно широк.
Прогнозирование на уровне макроэкономики применяется для определения общего состояния экономики, а также ведущих тенденций, отражающих конъюнктуру рынка. Это помогает заинтересованному субъекту правильно выбрать стратегию и тактику в будущем периоде. Реакцией на полученные результаты является построение или настройки соответствующей логистической системы на эффективное функционирование в ожидаемых условиях.
Прогнозы развития в области технологии помогают заблаговременно рассчитывать экономическую эффективность их внедрения и выбрать правильную ориентацию в организации и управлении логистическими системами, в частности в области производственной логистики.
Прогнозы развития конкуренции позволяют предусмотреть стратегические и тактические действия конкурентов. Это делает возможным осуществить предварительную нейтрализацию деструктивных процессов и свести негативные последствия к минимуму за счет соответствующих преобразований в логистических системах и адаптации последних к новым условиям.
Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность выявить, что произойдет в сложных динамических ситуациях. При этом используется информация из многих областей жизнедеятельности. Например, конъюнктуру рынка по многим видам продукции можно определить лишь с учетом предстоящих изменений в состоянии экономики, в политической обстановке, в технологии, экологических стандартах или в приоритетности общественных ценностей, трансформации традиций, обычаев и т. д. Как и в предыдущих, в данном случае механизм логистической системы должен быть готов к восприятию корректировок для адаптации к новым требованиям реальной действительности и ожидаемых ситуаций.
Социальное прогнозирование полезно для логистических систем по многим причинам. Ведь изменения в состоянии общества и общественных групп, в социальных установках людей и их мотивации закладывают неизбежные изменения экономики в целом и на конкретном рынке в частности. Безусловно, фирма, заранее подготовившаяся к ожидаемым изменениям, будет иметь преимущество перед конкурентами за счет применения методологии и инструментария логистики в своей деятельности.
Совокупность методов прогнозирования можно подразделить на две категории: количественные и качественные методы. На рисунке 2 представлены количественные методы:
Рисунок 2
На рисунке 3 представлены качественные методы:
Рисунок 3
В логистике качественные методы применяются в тех случаях, когда количество имеющейся информации недостаточно или когда количественная модель неоправданно дорога.
Кроме перечисленных формальных методов управления производственно-хозяйственной деятельностью в логистике нельзя обойтись без неформальных методов.
К ним относятся:
• метод вербальной информации (получение и передача информации путем переговоров, радио, телевидения, общения с людьми и т. д.);
• метод письменной информации (получение и передача информации через газеты, журналы, годовые отчеты и т. д.);
• промышленный шпионаж и ряд других.
Эффективность логистических подходов и методов при создании логистических систем управления особенно сильно проявляется в условиях определенной противоречивости интересов и задач на разном уровне. Разрешение противоречий, основанное на моделировании и интеграции логистических систем, позволяет выработать правильную стратегию достижения главной цели предприятия и решения соответствующих задач.
Применение логистики в организации производственно-хозяйственной деятельности дает возможность руководству предприятия не только выбрать ключевые направления своей политики, но и управлять деятельностью микросистемы в целом, определять эффективность ее функционирования в соответствии с выбранной стратегией.
Широкое функциональное поле осуществляемых исследований и операций обусловливает комплекс подходов и методов, применяемых в логистике. Фактически весь комплекс разработок в этой области привлечен в качестве методологического инструментария для организации эффективного управления хозяйственными процессами на том или ином уровне макро- и микроэкономики с учетом логистической специфики.
Методологической основой сквозного управления потоковыми процессами является системный подход. Он представляет собой комплексное изучение явлений, ситуаций или объектов как единого целого с позиций системного анализа.
Такой подход позволяет рассматривать любой объект исследований в логистике как интегрированную логистическую систему даже тогда, когда она состоит из отдельных, относительно разобщенных подсистем. В связи с тем что основной характерной чертой логистических систем является тесная взаимосвязь всех ее элементов и частей, системный подход при анализе процессов производства и обращения, выработке соответствующих решений и их реализации означает учет этих взаимосвязей. Изучение отдельных хозяйственных объектов или явлений исходит из того, что они представляют собой составную часть более сложных структур или процессов.
Установление роли каждой из этих частей в эффективном функционировании целого определяет соответствующий комплекс мероприятий по ее закреплению. Системный подход помогает рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.Важнейшим прагматическим приложением системного подхода в области управления является разработка и реализация комплексных логистических программ.
Системный подход не выражается в виде конкретной строгой методологической концепции. Его можно охарактеризовать как совокупность определенных принципов, соблюдение которых позволяет целенаправленно сориентировать теоретические исследования и практическую деятельность.
1.2.Роль и значение логистического подхода в деятельности предприятия
В настоящее время, для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, недостаточно использовать маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами, таких как логистика. Логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистика имеет большое значение для клиентов, поставщиков предприятия, его владельцев и акционеров. Логистика координирует все структуры предприятия (направление, упорядочение и распределение продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность).
Основная задача производственной логистики состоит в создании и обеспечении эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками на предприятии. Роль логистики в современной фирме носит оптимизационный и интегральный характер. Оптимизацию всех процессов на предприятии обеспечивает логистика. Решение вопроса оптимизации всех процессов на предприятии невозможно без применения принципов, методов, функций логистики.
Использование логистических концепций и систем позволяет фирмам сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.
Потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость предприятия на рынке. Обязательной составляющей орг. структуры успешного предприятия является отдел логистики. В логистическую службу предприятия входят следующие функции: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции; оперативное управление технологическими процессами производства; планирование поставок материальных ресурсов; контроль качества продукции; поддержание стандартов качества продукции и сервиса.
В рамках логистической системы на предприятии реализуется пять уровней управления: административный уровень; уровень управления положением; уровень выполнения отдельных заказов согласно плану-графику; оперативный режим управления информационными материальными потоками; управление в режиме «онлайн ».
Логистика охватывает весь спектр деятельности предприятия: планирование, реализацию, контроль затрат, перемещение и хранение материалов предприятия. На стадиях развития производства логистика сокращает затраты и выпускает продукцию в установленные сроки. К логистическим действиям на предприятии можно отнести: обслуживание клиентов, транспортировку, управление запасами, управление информационным потоком.
Транспорт – важнейший фактор логистики, ни одно предприятие не может функционировать без доставки готовой продукции клиентам. Логистические действия управления запасами обеспечивают высокую гибкость предприятия и время для реорганизации или производственной системы в соответствии с обстоятельствами. Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. В силу ряда факторов, оказывающих влияние на эффективность товародвижения, возникает необходимость в выполнении запасами следующим логистических функций: географическая специализация, консолидация ресурсов, уравновешивание спроса и предложения; защита от неопределенности. Завершающей логистической операцией на предприятии является обработка заказов.
Взаимодействие отдельных звеньев логистической цепи осуществляется на техническом, экономическом, финансовом и других уровнях интеграции. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса. Крупные транспортно-экспедиторские фирмы и компании по экспресс- доставке, такие как Ryder, DHL, Schenker – BTL, FederalExpress, UPS, Lesnay, TNT выполняют большое число логистических операций, интегрируя логистические функции в территориальной зоне по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам – производителям готовой продукции и грузоотправителям сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузо-переработкой, хранением и улучшить качество логистического сервиса. Особенности работы логистических систем характеризуются: широким ассортиментом реализуемых товаров; независимым, динамичным спросом на товары; высокими требованиями к обслуживанию; близостью складской сети к потребителю; наличием посредников.
Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Для многих транспортных узлов характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок.
Согласно исследованиям Международного валютного фонда, затраты на логистику составляют на уровне предприятий — от 4% до более чем 30% доходов, у европейских предприятий этот показатель колеблется в пределах от 9% до 11%. В процессе глобализации производства и торговли логистика занимает важное место. В связи с этим возрастает значение логистики на каждом предприятии, потому что большую часть его затрат нередко составляют, к примеру, транспортные расходы. Если предприятие ради сокращения производственных затрат ищет более дешёвые ресурсы за рубежом, то в этом случае существенно возрастает доля логистических затрат.
Одной из целей, стоящих перед логистикой на предприяти, является замена запасов материалов информацией о возможности их быстрого приобретения. В связи с этим теория управления запасами предполагает несколько методов: метод АВС, "Канбан", "Джит". Остановимся более подробно на методе АВС. Согласно этому методу, все изделия, находящиеся на складе, делятся на три группы:
a) изделия А. Наиболее ценные (примерно 75-80% общей стоимости изделий, хранящихся на складе), но составляющие лишь 10-20% общего количества находящейся там продукции;
b) изделия В. Средние по стоимости (примерно 10-15% стоимости всех изделий), но в количественным отношении, составляющие 30-40% хранимой продукции,
c) изделия С. Самые дешевые (примерно 5-10% от общей стоимости хранимых изделий) и самые массовые (40-50% общего объема хранения).
В результате анализа сделан вывод о том, что на 20% продукции, находящейся на складе, приходится 80% вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предприятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т.е. является напрасной тратой средств.
Использование концепций логистики предприятием является действенным путем сокращения издержек на транспорт и складское хранение и обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Принципы логистики широко применяются в деятельности американских и европейских бизнес-структур. Что же касается отечественного рынка, то в связи с конкуренцией, в том числе международной, ускорением и усложнением экономических процессов появляется острая необходимость детального анализа и пересмотра понятий и принципов работы предприятия. Актуальным решением этой задачи может быть применение логистической концепции на предприятии.
Практика деятельности таких фирм и компаний, как Jonson&Jonson, PhilipMorris, IBM, Coca-Cola, GeneralMotors, FordMotors, ToyotaMotors показывает, что использование концепции логистики обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции и услуг. Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику, достигается за счет: снижения себестоимости товара; повышения надежности и качества поставок.
Правильная организация логистики приносит предприятию следующие выгоды: повышение эффективности производства; сокращение потерь рабочего времени; сокращение затрат труда; повышение рентабельности производства предприятия. К последствиям неправильной организации логистики на предприятии можно отнести: низкое качество обслуживания потребителей, потеря клиентов и доли на рынке; возрастание затрат на эксплуатацию оборудования; неэффективная организация материальных потоков.
В российской практике организации сбыта, логистические решения, касающиеся разумного распределения товарно-материальных потоков, рационализации схем доставки ресурсов, создания распределительных центров, аттестации поставщиков довольно редки. Логистические решения организации сбыта приветствуются компаниями с участием иностранного капитала. Использование принципов и инструментов бережливого производства в логистике, таких как канбан, система 5S, принцип «точно вовремя», принцип автономизации позволяет добиться повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции, снижения издержек и устранения производственных потерь.
Внедрение принципов бережливого производства в логистическую цепь на предприятии позволяет ускорить процесс оказания логистических услуг: хранение, доставку товаров конечному потребителю. На скорость оказания логистических услуг влияет избыток незавершенного производства – более 90 % работы простаивает, тем самым, порождая огромные затраты. Несмотря на явные преимущества логистики в деятельности предприятия, логистические издержки составляют одну из самых больших статей расходов организации, уступая материальным затратам.
Для логистики справедлив «закон Парето»: в процессе логистических услуг 80 % задержек являются результатом менее 20 % действий [6]. Решением проблем задержек в логистике являются: нахождение 20 % действий; сокращение времени производственного цикла на 80 %; обеспечение своевременности поставок на уровне 99 %.
Внедрение в логистичекий процесс деятельности предприятия принципа «точно вовремя» (Just-In-Time), активно применяемого в бережливом производстве, позволяет добиться:
– исключения потерь перепроизводства, создания лишних запасов, времени ожидания;
– значительного снижения затрат и себестоимости продукции;
– повышения качества логистического сервиса.
Логистическая концепция LeanProduction не получила столь широкого применения, как в США и Японии.
Предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики, в настоящее время, могут рационально организовывать производственный цикл своего предприятия; осуществлять закупку сырья и материалов; выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции. На фоне значительного роста интереса к логистике со стороны предприятий и отдельных правительственных институтов существует недостаточное восприятие логистики в обществе. Между тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль. С логистическими системами связано получение 20–30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы.
В России, на сегодняшний день, действует центр DAMU –Logistics, созданный с использованием лучших европейских логистических технологий и оборудования. В России происходит коренная ломка технологии обеспечения производства крупных компаний расходными материалами и другими ресурсами. Бесконтрольное накопление запасов, слабое управление поставщиками, пренебрежение развитием материальной базы, системы управления логистической инфраструктуры привело к стремительному росту затрат. Накопление нерешенных проблем в логистическом блоке обострило сбои в основном производстве.
Важно отметить, что необходима разработка стратегии развития системы логистики предприятий компании на период не менее чем 10-15 лет и включение ее в стратегию развития компании на данный период в качестве полноценной составляющей. В качестве основных блоков стратегии должны выступать: формирование основных требований, целей и задач для блока логистики на долгосрочную перспективу; целенаправленная работа с поставщиками; долгосрочная программа модернизации и развития товаропроводящих каналов.
1.3. Логистический подход: углубленные понятия.
Развитие конкуренции и исчерпание потенциала конкурентоспособности в начале 60-х гг. прошлого столетия вызвали необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Улучшение работы в сфере распределения ресурсов и готовой продукции не требует таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, но находится, тем не менее, в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность предприятия за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции и оптимизации всех производственных процессов.
Денежные средства, вложенные в сфе