Рассмотрим типичные формы проявления недобросовестности иностранных инвесторов, наиболее характерные для зарубежных инвесторов — активных участников инвестиционного рынка стран с переходной экономикой, включая Украину.
1.Спекулятивная покупка иностранным инвестором предприятия (или скупка всех его акций) с целью дальнейшей перепродажи на фондовом рынке. Негативные последствия таких действий заключается в том, что производство на некоторый срок получает не настоящего хозяина, а временщика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2.Стремление иностранного инвестора получить прибыль с предприятия-реципиента любой ценой и в течение короткого промежутка времени. В этом случае инвестор стремиться использовать инвестируемые предприятия на 100% путем введения системы жесткой экономии расходов, изнурительных и интенсивных условий труда для работников и оборудования. Это может привести к эрозии социальной сферы предприятия, массовым увольнениям работников, деградации производственной базы и т.д.
3.Стремление иностранного инвестора закрыть и свернуть местное производство с целью переноса его за границу и ограничения предложения, с тем, чтобы обеспечить выгоду зарубежным предприятиям. Часто это делается путем покупки местных предприятий. В Украине этот процесс пока что в зарождении, хотя в Центральной и Западной Европа протекает довольно активно.
4.Вытеснение с местного рынка отечественного товаропроизводителя и установление на нем собственного монопольного положения. Опыт России свидетельствует: имеют место случаи, когда инвестиции зарубежных партнеров осуществляются с целью установления контроля над инвестируемым предприятием, что позволяет впоследствии отстранить его от конкурентной борьбы на мировых рынках.
|
5.Стремление иностранного инвестора приобрести конкретное предприятие, поскольку оно владеет конкурентоспособными на мировых рынках технологиями, ноу-хау. Последствием может стать высокая вероятность утраты деловым сообществом приоритета в соответствующих отраслях на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому государство должно стимулировать развитие подобных предприятий, по возможности избегая в первую очередь иностранного инвестирования, если таковое способно привести к утрате государственного контроля на предприятием.
6.Преобразование украинского предприятия вследствие иностранного инвестирования в зависимый технологический придаток зарубежной компании, который не способен к самостоятельному развитию. Со стороны иностранного инвестора такие действия могут осуществляться, например, путем проведения жесткой политики относительно предприятия, попавшего в финансовую зависимость от иностранного кредитора.
7.Следование иностранного инвестора не экономическим, а военным целям, когда за этим стоят соответствующие структуры той или иной страны. Наиболее часто это проявляется в стремлении инвестировать предприятия ВПК, которые в прошлом были связаны с оборонным комплексом страны.
8.Разворачивание на отечественном рынке экологически опасных производств, запрещенных в развитых странах Запада, и превращением территории страны-реципиента в свалку экологически опасных отходов. Иностранных инвесторов в первую очередь интересуют дешевые источники сырья, низкая стоимость рабочей силы и возможности размещения производств, загрязняющих окружающую среду. Все это будет способствовать существенному понижению производственных затрат и повышению нормы прибыли недобросовестных инвесторов.
|
Таким образом, иностранные инвестиции оказывают двойственное влияние на социально-экономическую структуру страны, принимающей инвестиции. С одной стороны, они стимулируют развитие отдельных отраслей и производств, привнося новые технологии, управленческий и организационный опыт. С другой — часто порождают острые хозяйственные диспропорции, социальные конфликты, препятствуя развитию местного предпринимательства, создавая предпосылки для сохранения и углубления в будущем иностранного инвестирования и для появления социально экономической отсталости и зависимости.
Поэтому первоочередным заданием государственных органов управления является разработка новых и усовершенствование существующих концептуальных элементов современной инвестиционной политики. С одной стороны, она должна быть направлена на привлечение инвестиций в Украину, а с другой — на разработку мероприятий с целью минимизации потенциальной экономической угрозы для страны от иностранного инвестирования, а также жесткого контроля за деятельностью иностранных инвесторов.
Список литературы
Колосов А. Недобросовестность иностранных инвесторов//Бизнес Информ №16, 1997
Сытник Л.С. Регулирование деятельности инвестиционных фондов в различных странах.