Изменения с возрастом величины помех




Возраст Масса тела (в г) Средняя длина (в см) Средняя ширина (в см) Средняя толщина (в см) Масса почки (в г)
Новорожденный 1 год 3000 9820 4,2 7,0 2,2 3,/ 1,8 2,6 11 — 12 36 — 37
5 лет   7,9 4,26 2,76 55 — 56
15 лет   10,7 5,3 3,5 115— 120

Почечная лоханка у новорожденных и грудных детей чаще всего расположена в самой паренхиме почки. Чем больше возраст, тем больше случаев расположения лоханки вне почечной паренхимы.

В 3—5 лет формируется жировая капсула почки, что обеспечивает рыхлое соединение почек с надпочечниками.

 

С возрастом меняется сосудистая сеть почек. Возрастные изме­нения артериальной системы почек выражаются в утолщении наружной и внутренней стенок артерий и уменьшении толщины средней стенки. При этом как во внутреннем, так и в наружном слое появляются в большом количестве гладкомышечные клетки. Только к 14 годам толщина артериальной стенки сосудов почек оказывается такой же, как и у взрослых.

В венозном сплетении почек новорожденных невозможно выделить отдельные стволы. Последние появляются только в 6-месячном возрасте. В 2—4 года схема строения вен почек такая же, как и у взрослых.

Лимфатическая система почечных лоханок у детей связана с лимфатической системой кишечника более тесно, чем у взрослых. В связи с этим у детей возможно распространение кишечных бактерий из кишечника в почечные лоханки, что приводит к возникновению в них воспалительного процесса.

У новорожденных детей почки расположены несколько выше, чем у взрослых. Верхний полюс почек у них соответствует нижнему краю 11-го грудного позвонка; только к 2 годам уровень расположения почек оказывается таким же, как и у взрослых.

С возрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.

Только в первые 3—4 дня количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350—380 мл, к концу первого года жизни —750 мл, в 4—5 лет — около 1 л, в 10 лет—1,5 л, а в период полового созревания — до 2 л.

 

 

9. Морфологические и функциональные изменения нервной системы

Одна из главных особенностей этого периода – интенсивное развитие высших отделов ЦНС. Масса мозга новорожденного ребенка равна 109 г/кг массы тела, в возрасте 2-х лет – 920 г (у взрослых – 20-25 г/кг массы), причем у девочек она несколько меньше, чем у мальчиков. Спинной мозг развивается прямо пропорционально объему двигательной активности ребенка. Первичная дифференциация клеток коры больших полушарий происходит к 3-м годам.

В коре больших полушарий наблюдается опережение формирования первичных проекционных зон и отставание программирующих третичных (лобных, теменных), что проявляется в несовершенстве поведенческих реакций, низком чувстве опасности и недостаточности координации движений. Последняя приобретается в процессе развития мозжечка. Поэтому в этот возрастной период детям необходимо выполнять как можно больше упражнений на тренировку вестибулярного аппарата.

В нервных клетках детей содержится много белка, РНК, воды, что обеспечивает хорошую память, способствующую прочному закреплению изученного (в том числе и двигательных навыков). Именно поэтому важно как можно раньше приступать к постановке техники основных движений, естественно, с учетом возрастных особенностей детского организма и при условии соблюдения основных принципов обучения – доступности и постепенности.

В преддошкольном возрасте происходят также значительные мор­фологические и функциональные изменения нервной системы. В то время как безусловные рефлексы (пищевой, сосательный, оборонительный, ориентировочный) являются врожденными и отличаются постоянством и устойчивостью, условные рефлексы развиваются позднее. Самым ранним условным рефлексом является рефлекс на положение для кормления: он формируется к концу 2-й недели. Образование условных рефлексов на зрительные и слуховое раздражители отмечено на 2-3-м месяце жизни. На первом году жизни для правильного развития ребенка важен режим, постоянство чередования сна, бодрствования, кормления и прогулок, поскольку при этом происходит выработка стереотипов, которые облегчают приспособление ребенка к окружающей среде. В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условнорефлекторные связи отличаются большой прочностью. Очевидно, этим объясняются трудности с изменением образовавшихся стереотипов и диктуется необходимость бережного к ним отношения. В коре большого мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации тем сильнее, чем младше ребенок. Это приводит к тому, что при появлении очага возбуждения в каком-нибудь центре, например, в пищевом, возникает общая реакция возбуждения: ребенок становится беспокойным, двигательно активным, кричит. Наоборот, тормозной процесс, возникший в одном очаге, быстро распространяется по всей коре и вызывает сон.

Становление и развитие речи у детей происходит по законам обра­зования условных связей. Уже со 2-го месяца ребенок сначала издаст недифференцированные звуки, к 5-6-му месяцу произносит слоги, и к концу первого года здоровый нормальный ребенок должен произносить до 5-10 простых слов. На втором году происходит интенсивное развитие речевых процессов, ребенок учится формировать фразы, запас слов дохо­дит до 500 и больше. К 3-м годам запас слов увеличивается до 800-1000.Эффективному развитию речи способствует произнесение слов в сочетании с воздействием на двигательные, зрительные и слуховые анализаторы. Активная игровая деятельность, общение с другими детьми и родителями, наблюдения над живой природой, чтение, демонстрация картинок и рисунков, четкая речь взрослых стимулируют появление новых слов, условных рефлексов на них.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие анализаторов, и прежде всего - зрительного, слухового, двигательного. В связи с этим резко увеличивается объем и скорость обработки информации.

 

10. Возрастные особенности эндокринной системы

Эндокринные железы человека невелики по размерам, имеют очень небольшую массу (от долей грамма до нескольких грам­мов), богато снабжены кровеносными сосудами. Кровь приносит к ним необходимый строительный материал и уносит химически активные секреты.

К эндокринным железам подходит разветвленная сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система.

Железы внутренней секреции функционально тесно связаны между собой, и поражение одной железы вызывает нарушение функции других желез.

В процессе онтогенеза масса щитовидной железы значительно возрастает — с 1 г в период новорожденности до 10 г к 10 годам. С началом полового созревания рост железы особенно интенси­вен, в этот же период возрастает функциональное напряжение щи­товидной железы, о чем свидетельствует значительное повышение содержания суммарного белка, который входит в состав гормона щитовидной железы. Содержание тиреотропина в крови интенсив­но нарастает до 7 лет.

Увеличение содержания тироидных гормонов отмечается к 10 годам и на завершающих этапах поло­вого созревания (15—16 лет). В возрасте от 5—6 к 9—10 годам качественно изменяются гипофизарно-щитовидные взаимоотношения— снижается чувствительность щитовидной железы к тиреотропным гормонам, наибольшая чувствительность к которым от­мечена в 5—6 лет. Это свидетельствует о том, что щитовидная железа имеет особенно большое значение для развития организма в раннем возрасте.

Недостаточность функции щитовидной железы в детском воз­расте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие, отстает психическое развитие. Раннее выявление гипофункции щитовидной железы и соответствующее лечение оказывают значительный положительный эффект.

Надпочечные железы уже с первых недель жизни характеризуются бурными структурными преобразованиями. Развитие кори надпочечников интенсивно протекает в первые годы жизни ребенка. К 7 годам ее ширина достигает 881 мкм, в 14 лет она составляет 1003,6 мкм. Мозговое вещество надпочечников к моменту рождения представлено незрелыми нервными клетками. Они быстро в течение первых лет жизни дифференцируются в зрелые клетки, называемые хромофильными, так как отличаются способ­ностью окрашиваться в желтый цвет хромовыми солями. Эти клетки синтезируют гормоны, действие которых имеет много общего с симпатической нервной системой,— катехоламины (адреналин и норадреналин). Синтезированные катехоламины содержатся в мозговом веществе в виде гранул, из которых освобождаются под действием соответствующих стимулов и поступают в венозную кровь, оттекающую от коры надпочечников и проходящую через мозговое вещество. Стимулами поступления катехоламинов в кровь является возбуждение, раздражение симпатических нервов, физическая нагрузка, охлаждение и др. Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адреналин известен как один из самых быстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; увеличивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и т. д. Все эти влияния адреналина ведут к одному общему результату —моби­лизации всех сил организма для выполнения тяжелой работы.

Повышенная секреция адреналина — один из важнейших ме­ханизмов перестройки в функционировании организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: