АНКЕТНЫЙ ОПРОС.
Анкетирование (Анкетный опрос) - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.
Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).
Данный метод обладает следующими достоинствами:
- высокой оперативностью получения информации;
- возможностью организации массовых обследований;
- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:
- отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;
- не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.
В современной психологии анкетирование считаете вспомогательным методом исследования, когда в таких науках, как социология или демография - одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80 % собираемой информации.
|
ОСНОВНЫЕ ВИДЫВОПРОСОВ В АНКЕТЕ.
По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:
1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положениями т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;
2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;
3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.
В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.
Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.
Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса:
а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да - нет», «верно - неверно», «согласен — не согласен» и т. д.);
б) поливариантная форма, предусматривающая т.н.«меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например:
«Какие лекции вы посетили на этой неделе?
- психологию
- социологию
- религиоведение
- философию
- эстетику»
в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть
необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом:
|
- полностью согласен
- согласен, но бывают исключения
- не знаю
- не согласен, но иногда бывает
- совершенно не согласен
г) табличная форма. Например:
Достаточно ли у Вас времени на: | Да | Нет | Не знаю |
… | |||
… | |||
… |
При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.
Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.
Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальную точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» или определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).
|
Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,
Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вещи используют либо на ранних стадиях составления либо тогда, когда есть необходимость в максимальном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.
В зависимости от способа формулирования вопросы гут быть прямыми и косвенными.
Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.
Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности.
В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции. Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»
По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).
При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т.н. основные вопросы.
Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и Окончание фильтра обычно четко обозначают графически, например:
«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.
Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?
Каково качество практических занятий по психологии общения?
В какой мере полученные на них знания могут помочь в работе по специальности?
Внимание! Вопросы для всех».
Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.
Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.
К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:
«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»
«Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?»
«Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь незнакомцам?»
Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного действительности ответа весьма мала.
Есть несколько способов повышения эффективности контроля:
- в анкете основной и контрольный вопрос не следует
размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь
- ответы на прямые вопросы лучше контролировать
косвенными вопросами;
- контролю необходимо подвергать лишь наиболее
существенные вопросы в анкете;
- необходимость в контроле, как правило, снижается,
если значительная часть вопросов допускает уклонений от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как
знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).
Этапы подготовки анкеты.
I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;
II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;
III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов
IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания
вопросов;
V. Анкетирование;
VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.
Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления, обращения к респонденту, где излагается тема опроса, цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.
Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.
Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:
а) формирование установки на сотрудничество;
б) стимулирование заинтересованности испытуемых;
в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых
в анкете;
г) получение информации.
За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.
И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.
Требования к формулировкам вопросов для анкеты:
Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)
Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)
Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в педелю, в год?)
Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?
Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?
Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?
Относится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?
Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?
Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?
Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?
Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?
Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?