Одна фирма занимается своим делом, расширяет, совершенствует и углубляет его для главной цели - побороть конкурентов, чтобы и впредь иметь доступ к деньгам. Другая – то же самое, но без мыслей о борьбе с кем-то/чем-то. Конкурентов замечают только из-за того, что у них может быть нечто лучшее, более интересное, чему можно поучиться. Какая фирма сильнее?
Давайте лучше нашу борьбу заменим интересной работой.
Но вернёмся к касающимся нас событиям, которые и составляют как раз сущность отношения самого Духа (!) лично к нам. Хотели книгу почитать, а свет отключили? А может так оно и лучше? Выйдем на улицу, прогуляемся - может быть, нам сейчас надо о чём-то подумать, что-то должно образоваться в нашей душе? Или попросту уже отсидели одно место и надо, простите за бесцеремонность, «проветриться»?
Сын попросил денег, а у нас, как назло, именно сейчас денег нет? А надо ли на сей раз ему вообще давать деньги? Зачем ему деньги? Какова причина такой смелости – просить денег у Отца? Может быть надо с этим спокойно разобраться? Поговорить с сыном?
Я хотел, наконец-то (давно не получалось), заняться своим любимым (очень полезным для людей) делом – а тут как раз некстати пришла внучка? Но разве я своё дело люблю больше внучки? Такая простая мысль, а лучше – душедвижение, сразу отрезвляет. А ведь отрезвило меня именно неприятное для меня поначалу событие.
Так что давайте-ка, ребята, учиться принимать достойным образом касающиеся нас события.
Несчастье событие приносит только после бесконечных предупреждений, которые мы игнорируем, по-прежнему убеждённо цепляясь за материальность жизни.
Если взять на вооружение хотя бы только одну мысль о том, что любое событие - это и моё духовное (настоящее) тело (поэтому, естественно, надо к нему относиться, как минимум, благожелательно – так же, как мы, неизменно, относимся к себе самим), то уже одно это (сознание) сильно повлияет на наш подлинный рост.
|
Когда человек хочет подчинить своим планам всё и полностью, он не сознаёт того, что в этом случае он противопоставляет себя всему миру и фактически провозглашает себя абсолютом, берёт на себя практически всю ответственность за мир и соответствующие обязанности. Но полностью совершенным, т.е. абсолютом, человек быть не может по природе своей, т.к. он обручён с материей. Поэтому он не может считать себя вправе полностью подчинять себе все обстоятельства.
Следующий этап взаимодействия с миром: давайте попробуем некоторое время вообще не "плыть против течения" касающихся нас событий, которые явно и не в первый раз идут против наших планов. Попробуем несколько раз, и я Вам ответственно (вернее vollständig (нем.)) гарантирую: если не сразу, то через некоторое время Вы убедитесь, что сделали правильно, а то и ужаснётесь тому, что могло бы с Вами произойти, если бы Вы непримиримо боролись против события.
Происходит всё в жизни на 90% буднично и привычно. Пришли куда-то: очередь длинная, надо стоять. Это она лично из-за нас длинная. В мире появилось сомнение в нашей способности смирения. Не возмущаемся, не нервничаем. Стоим сколько надо и не жалеем времени. Займёмся своими мыслями. Понаводим если не в сердце, то, хотя бы, в голове порядок. Пройдём внутренним взглядом уже прожитую часть дня. Что сделали так, как хотели, что - не очень. Что-нибудь продумаем на будущее. Вспомним, что мы знаем интересного наизусть. Всегда, любому человеку, есть, чем себя внутренне занять. В итоге обязательно получится, что мы будем ещё и благодарны этой очереди за обретение душевного равновесия. А если мы иногда вынуждены спешить, то хорошо ли это? Не лучше ли жить так, как мы хотим? С работы выгонят. А нам нужна такая работа? Деньги ли главное, когда на душе скребёт?
|
А про поездки ещё и так бывает – это ещё более явный знак: не лежит душа к дороге – и всё. Причин нет, а ноги не идут. Тогда точно оставайтесь. Последствия состоявшейся поездки будут тяжелее последствий несостоявшейся. Состояние души важнее наших личных дел. Поэкспериментировав таким образом, мы почувствуем, что в этих «знаках» и случайностях действительно что-то есть, что это не ерунда, и постепенно научимся жить не только разумом, но и чем-то вроде духовного чутья, и тогда наш контакт с целым укрепится.
В зрелости человек обычно начинает осознанно чувствовать, что 1) его воля ограничена, он не может управлять собой вполне, т.е. бывают неизбежно моменты, когда он сам по себе беспомощен; 2) его жизнь зависит не только от него самого, но что его ещё и «ведёт судьба» - и очень даже явственно ведёт, если посмотреть на это не «материалистически», а попросту. Каждому бы человеку надо обязательно заботиться о своей «событийной культуре». Ведь речь здесь идёт о нашей личной и уникальной гармонии с окружающим миром, без которой миру не обойтись.
С этим близко связано и следующее: каждый человек обязательно имеет в жизни к какому-то делу индивидуальную склонность в виде сочетания особых свойств. Он для этого дела как раз и родился. Так вот: только при такой, описанной выше, более или менее устойчивой событийной гармонии люди начинают чувствовать, начали ли они уже заниматься тем, для чего появились на свет, или ещё нет. И как только видят или иначе воспринимают предмет, ощущение или мысль, имеющие отношение лично к ним, душа их вдруг вздрагивает и просыпается. Для души чрезвычайно важно как можно разностороннее и полнее контактировать с Целым по возможности по всей бесконечной поверхности души. Любой талантливый/гениальный человек силён именно этим и талантлив/гениален не в одной, а всегда во многих различных сферах мира. Он и гениален-то в какой-то области как раз из-за этого: он эту область видит через «магический кристалл»* всех остальных. И это не случайно. Когда душа живёт полной и свободной жизнью, она развивается в фантастической прогрессии, нуждается во всё большем (по «площади») контакте с духом и со временем начинает видеть насквозь любую область бытия. Хотя в быту это самый заурядный человек. Мы называем это - «гениальность», но корни этого феномена находятся как раз в способности обретения данным человеком его личной духовной гармонии с миром.
|
Материя существует в первую очередь для того, чтобы Человеку было от чего «отталкиваться», чтобы приблизиться к такой гармонии. Для человека это основной смысл бытия Материи и причина её существования. Справедливо и противоположное: чтобы человек оставался в материи, ему надо «отталкиваться» от духа – иначе в материи ослабнешь.
Поскольку речь далее пойдет о мире (Мироздании), который состоит не только из материи (материя – это только его часть), то нам придется выйти за пределы привычного подхода к вопросам – с оглядкой на науку и даже логику. Сейчас немного общих размышлений, но попробуем всё специально максимально упрощать до невозможности, чтобы было легче почувствовать, о чём речь. Цель нашей беседы не в том, чтобы что-то проанализировать и сделать какой-то вывод, не в том, чтобы убедиться в чём-то или доказать что-то, а в том, чтобы попробовать перенести точку нашей с Вами опоры с разума на душу и попытался почувствовать возможность и даже реальность описанной здесь модели Мироздания. Знаю, что разум для многих реальнее души, и предложение перенести точку опоры с разума на душу многих (неприятно) насторожит и вызовет подозрение: а не опять ли это дешёвые претензии на оригинальность и желание помусолить тему об изотерии, тонких структурах или потусторонних силах? Но другого пути для достижения цели книги пока не вижу. Кто думал об этом – поймёт меня.
О Материи мы знаем довольно много и еще много чего узнаем за жизнь. Всё, чему мы учились в школе и позднее – это материя: науки – их теория и практическое приложение – и искусства. А вот с Нематерией, как бы она ни называлась, мы сталкиваемся только в философии и в церкви. При этом мы даже не знаем, 1) есть ли она вообще – и 2) как к ней относиться? (а это надо! – и относиться к ней надо определённым и серьёзнейшим, ответственейшим образом, коль скоро мы гордимся, что имеем разум). Но, к сожалению, чаще всего человек думает: «Раз я не сталкивался с этим в практической жизни, то этого не существует, а если и существует, то меня это не касается» - и перестает думать об этом. Да и повседневные заботы способствуют этому – особенно не сосредоточишься.
Принято считать как-то само собой, что только с помощью разума можно понять и как устроен мир, и как решить ту или иную проблему. Почитайте книги мыслителей-авторитетов. Как они превозносят Разум и Науку! Многие умнейшие люди не понимали простой вещи: робкая любовь кретина к окружающему сильнее и глубже смелого разума любого мыслителя. (То есть, некоторые даже как бы с этим и не спорят, и как бы даже и признают это, но … А чего «но» - и почему «но» - не говорят – видимо, «робеют перед окружающим».) Понаблюдайте при случае за человеком, относящимся к миру не так, как большинство людей, например, за человеком с болезнью Дауна. Посмотрите на него: как он улыбается Вам, и Вы почувствуете - он ничего не понимает, но любит Вас, искренне рад Вам и считает Вас и всё окружающее - хорошим – это ясно чувствуется, это выражает всё его ласковое поведение ко всему. Таким и должно быть отношение человека к окружающему. Такое отношение – архиестественно. Вы только подумайте: у человека совсем нет ума, он ничего не может понять. Так, казалось бы, он должен хотя бы рефлекторно, инстинктивно всего бояться, быть подозрительным и как-то защищать себя от окружающего своей силой и агрессией. Или чем может. Это было бы логично и понятно. Но нет! Он не боится окружающего и каким-то образом, безо всякого ума, знает, что бояться нечего, мир любит его! Его естественное ощущение вообще не предполагает зла – и не может предполагать, т.к. зла, как реально существующей силы в реальном мире действительно нет. Ума нет совсем, но любовь, кровная связь с окружающим с умом не уходит. Мироздание, дух (назовите как угодно), Господь – как бы показывает нам: разум и любовь совершенно из разных сфер, они могут взаимодействовать, но могут и не соприкасаться. Упомянутый слабоумный счастливее многих умных и благополучных. Мысль и знание – только инструменты. Разум – это хоть и Высшая, но всё же материя. Конечно, и разум, как и всё сущее, также содержит дух, разум занимает, пожалуй, главное место в материи, но на высшую ценность в существующем истинном мире он претендовать не может. Однако многие выдающиеся умы относили Разум к высшим духовным понятиям, а многие считали Разум высшей ценностью человечества, «вещью в себе», не зависящей ни от чего.
Это - неверно. И бог бы с ним. Но это заблуждение опасно для человеческой души людей честных.
Принципиально важно тут вот что, как мне кажется. Разум может служить душе (духу), но он может служить и телу (иллюзии-материи). И, к сожалению, сегодня он у человека, как правило, сочетается с материей. Это мысль простая, но сразу вносит ясность. Не отождествляем ли мы себя со своим разумом? Видим ли мы его ограниченность инструмента? Видим ли мы его претензии на власть над нами? Его бесплодие субъективности?
Разум, конечно, помогает заботиться также и о теле. Но впервую очередь – это наш послушный инструмент. Драгоценнейший инструмент, призванный верно служить человеческой душе. К разуму можно относиться как к своему телу. Последнее – не менее драгоценно. И тело, и разум – из одной упряжки. Не случайно они так прекрасно друг друга понимают. Оба чувствуют свою духовную ограниченность, и оба очень любят власть. Ну, «плоть глупа» - это теперь многие понимают и признают. Каждый более или, скорее, менее становится хозяином своего тела. Но перед разумом, давайте признаемся, робеем. Сбивает, наверное, с толку то, что разум может помочь разобраться и с духовными проблемами. Все Писания, мораль и этические наработки – через разум. Но разбирается с душевными сомнениями не разум, а мы – с его помощью. Не так ли?
По большому счёту, признание за разумом верховной власти над нами означает душевное рабство, рано или поздно - потерю смысла жизни и человеческую безысходность – мать пессимизма и цинизма.
Если мы дадим нашему разуму власть и будем слушаться его, а не свою душу, совесть, себя самого, как частичку Бога (Всего сущего), то это настоящая беда и корень всех наших таких общепривычных сегодня проблем.
Каждому человеку надо бы понимать следующее: разум – при всей его силе и уникальных свойствах – не первичен, не универсален и не абсолютен – это штука не настолько ценная, насколько его воспевают во все времена. В общем и целом, если оставить его материальную неограниченную потенциально мощь, он полностью нейтрален, ни хорош, ни плох, как, например, топор: можно сруб для бани сделать, а можно и по башке. Или как материальное богатство. Разум не имеет в себе живого начала. Разум не имеет в себе духовного начала. Осмелюсь сказать, что в определённом смысле разум очень вреден, а иногда и смертельно (в реальном смысле) опасен для человека – если у человека нет духовной «прививки». Разум ни в коем случае нельзя ставить в жизни на первое место. Иначе он может по-иезуитски незаметно и играючи легко, а главное доказательно и убедительно – при поддержке несложной и доступной любому формальной логики - развратить и погубить человека с помощью возомнившей о себе лишнего материи, если тот духовно ослаб – отошёл от естественного мироощущения, изначально данного мирозданием, и обособился от духа.
Достаточно указать Вам в качестве аргумента на одно из основных, наводящих на раздумья,свойств разума: Разум приближает Человека к Материи, даёт ему некоторые из её ключей и углубляет его в неё, однако одновременно неизбежно - и точно настолько же - удаляет его от Духа. Разум уводит Вас от реального мира в мир иллюзий и мимолётных снов, что для живой души является сумасшедшим домом. Иначе говоря, обретя власть над нами, он делает нас духовно безумными.
Разум – это один из инструментов души. Служит он пока, в основном, для взаимодействия с материей. В случаях, когда люди осознанно и практически последовательно ставят его на первое место в жизни (например, социализм в СССР), это может привести (и приводило) общество к страшным последствиям. Как ни парадоксально это может показаться, но в случае примата разума над душой личность, в итоге, как раз разума и лишается. Поэтому считать разум высшей ценностью человечества – вопрос по меньшей мере дискуссионный.
«Но как же мне жить практически? – без разума я просто погибну! Я и с моим-то немалым жизненным опытом всё больше и больше понимаю сложность жизни и всё меньше и меньше в чём бы то ни было уверен(а) – а уж без разума мне вообще конец придёт». Представьте себе – нет. Мы лично в главном не зависим не только от разума, но и вообще от материи. Мы всегда под покровом духа, мы всегда останемся «вечными» (в реальности понятие «вечный» не имеет смысла) частями Духа и нам нечего бояться. И если мы будем практически жить с таким сознанием хотя бы сравнительно небольшой отрезок времени, т.е. честно ставя на первое место не доводы разума, а движения своей души, волеизъявления себя, то мы не только не погибнем, но поразимся, как всё изменилось к лучшему – в том числе – через определённое время - и наше материальное положение (здоровье и деньги) (которое, впрочем, первое время уже не будет нас так волновать, а позднее и вовсе отойдёт на десятый план), но главное – мы получаем такой источник силы, такое ощущение полноты жизни и выходим на такой её уровень, по сравнению с которым Материя покажется нам нашей школой, в которой мы когда-то учились, или родительским домом: вот мы пришли сюда опять через много лет. Какое тут всё маленькое, жалкое и трогательное – нам здесь теперь тесно, неудобно и неуместно. Наоборот, те, кто постоянно пытаются держать под контролем своей головой и волей своё материальное благополучие или, хотя бы, ближайшее окружение (даже иногда - монархи) через какое-то время «падают вниз», т.е. теряют именно то, что было их главной целью. С. Лазарев совершенно прав в главном: «зацикливаться» человеку можно только на духе (вернее, у него - на Боге), больше ни на чём - даже на высших материальных и духовных ценностях (дух у него имеет другое значение, у нас же – для простоты – он означает всю нематерию).
Разум имеет первостепенное значение при ориентации в материи, однако при ориентации человека в реальности он отходит на второй план. Суть его заключается в «оперировании понятиями» (как выразился С.Лем) на логической основе. Будем честны – в современном мире понятиями оперирует материальная, иллюзорная часть человека в первую очередь для того, чтобы в итоге стать благополучнее материально, а не духовно. Это, может быть, оттого, что поскольку разум материален, то он и тяготеет больше к материи, чем к духу. Дух же одинаково полностью располагает как разумом, так и абсурдом. Самому человеку, его душе оперирование понятиями не требуется – хотя материя и старается убедить его в обратном. А реальность такова, что не «понятия» играют в ней роль, а то реальное, что они, если они имеют под собой основу, пытаются определить, то, что является не понятием, а реальностью. Истинная же реальность недоступна ни фундаментальной науке, ни разуму. Многие понятия можно истолковать десятками способов и придать им новый смысл или его оттенок. А главное, - понятие затрагивает только материальную, смысловую (смысл [вдумайтесь] - это также материя) сторону предмета мысли. Понятие в реальности не существует. В реальности существует то, что это понятие пытается зафиксировать. (Если желаете оглядеться чуть шире, то есть ещё одна субстанция в реальности – между материей и духом – это смысловое поле. Но его определение и созерцание, думается, только помешает нашей беседе, уведёт от главного.)
Здесь важно упомянуть одно из коренных недоумений Мыслящих: почему в материи человеку так трудно и мучительно жить? Почему мир так к нему враждебен? Да потому что человек - существо духовное, а исходит пока в своей массе, и очень долго ещё будет исходить, из материальных ценностей. Дело в том, что мир не обязан подстраиваться под материальные оболочки людей. У людей свои понятия о счастье, но у мира устройство универсальное, и оно не предполагает особых исключений для человека. Человечество далеко не главное и не центральное звено в мироустройстве. Есть множество более развитых цивилизаций. Поэтому дело не в ужасе бесконечной ночи и не в вечном враждебном холоде, а в душевной слепоте большинства людей, не чувствующих пока всеобъемлющей Любви мира и своей абсолютной защищённости.
Любое возникновение понятия, предмета, объекта, части реальности – это ограничение духа. Бесконечно малая часть духа как бы твердеет, застывает, окостеневает, мертвеет – и появляется материя[9]. Материя – это всегда ограниченность, претендующая на реальность, и не понимающая своими средствами – как это она реально не существует? Материя – не субъект, а объект. Не производитель, а продукт. При этом она постоянно на буксире живого духа. Каждая живая сущность (и человек) инстинктивно, бессознательно тянется к духу через свободу, творчество, фантазию – через всё, что материи (и разуму тоже [полагаете, почему человеку-телу обычно так неохота думать?]), в сущности, противно.
Я рад узнать, что Вы очень, чрезвычайно умны и образованы. Это действительно чудесно! Это действительная ценность и настоящее сокровище, практически не ценимое окружающими. Но для того, чтобы воспользоваться Вашим умом, Вы должны захотеть это сделать. Вы должны желать думать, действовать, творить. Без желания, наклонности, живого движения нашего духа – у нас никогда не было и не будет ни одной действительно насущно нужной нам мысли, а только одна забота о материальном благополучии и/или престиже. Конечно, для достижения прагматических целей человек также мыслит, но в этом случае мысль, если не работает также и для потребностей души, всегда заходит в тупик и коснеет.
Разум – фантастически мощный, многосложный и универсальный инструмент – как бы те же руки человека, но виртуальные – однако… не более того.
Как считал, например, Спиноза, Разум не противник духовных поисков. Его можно и нужно использовать на пути к духу. Он может помочь в душевных поисках, но он не может разложить всю мораль по полочкам и на каждое душедвижение повесить правила. Он располагает только анализом и другими логическими средствами, которые не могут распространиться на всю реальность. Разум относится к Материи и Материей ограничивается - он не может дать нам всю картину мироздания. Он может ориентироваться только в Материи. Одно время, до А. Эйнштейна, людям даже в голову не могла прийти такая «чушь», что время, вакуум или само пространство – могут быть тоже Материей (их же нельзя попробовать, пощупать, непосредственно удостовериться, что это Материя). Им, например, не приходило в голову, что скорость – понятие ограниченное – и не может превышать скорость света. «Как же так?» – думали люди – «двигаться можно всё быстрее и быстрее, значит и свет можно обогнать». Пространство, например, бесконечно, но замкнуто. Так же, как и время. Время зависит от гравитации. И гравитация, и время – такие же обычные физические параметры материи, как скорость или масса. И таких примеров можно привести множество (побеседуйте с любым физиком), и все они подтвердят реальность возможности отсутствия Логики. Сама Наука во многих областях, работая на границах человеческого знания, говорит о многочисленных фактах отсутствия формальной логики (например, законы квантовой механики или дискретно-волновая(?) природа материи) и этим косвенно подтверждает существование Нематерии. Возьмите любой парадокс, и Вы увидите – Логика бывает бессильной. Это заметно даже тем, кто находится в материи. (У Нильса Бора спросили, почему на его двери приколочена подкова – ведь он в приметы не верит. Бор ответил: «Говорят - подковы приносят счастье и тем, кто в них не верит».)
Хочется надеяться, что сравнительно недалёк уже новый этап в развитии человечества – скоро придёт время признать, что и Логика, и дитя её - Разум также относятся к Материи. А вот где начинается Нематерия, Логика, частично или полностью, теряет смысл. Эйнштейн и многие другие люди уже давно подошли к пониманию того, что мир материей не ограничивается, только вот не обобщили это в простой форме, не дали людям набросок реального мира, в котором мы живём. Это ведь действительно мудрые люди, избранные: думаю, скорее всего, - они решили, в отличие от нас с Вами, что это ни к чему хорошему не приведёт – ещё слишком рано – большинство людей не готово к такому знанию. Или, что вероятнее, каждый из них выполнял свою «запрограммированную» задачу в духе, которая была настолько грандиозна по объёму, что большего они успеть сделать не могли физически. Не думаю, что в статьях «Моё кредо» и «Религия и наука» Эйнштейн был вполне искренен (в противном случае, вчитавшись в эти статьи, можно заподозрить, что он не понимает некоторых универсальных законов реальности) – скорее всего он осторожно подбирал нужные слова, чтобы не повредить человечеству преждевременной информацией – и писал скорее как учёный-физик, а не как мудрый старик.
До сих пор, под напором многочисленных, особенно во второй половине жизни, самопризнаний в том, что «у меня нет душевных сил», неожиданных и абсурдных неудач или проблем и тупиковых ситуаций, не поддающихся нашему контролю, приводящих к потере равновесия души, люди, привыкшие надеяться только на себя и не имея правильного мировоззрения, не знают, что делать, падают духом и ищут спасения в церкви, становясь верующими или создают свою собственную «нематерию» - свою веру. Им бывает часто невдомёк, что спасение – не столько в религии и в церкви, сколько в правильном отношении к миру и к себе.
Попытки объять всё разумом исправно повторяются из поколения в поколение, в каждом человеке. Кажется, что если я всё в материальном мире пойму, получу полное и ясное представление о материи, научусь правильно с ней обходиться, разберусь со своей ситуацией в обществе, в семье, то и проблемы бытия человеческого будут решены, и жить будет одно удовольствие. («Тогда-то я уж заживу!» «А сейчас пока не живёшь?») Люди понимают, что всё равно всё не изучить, познание бесконечно, а мир (даже материальная его часть) очень сложен и до конца его всё равно не понять, но всё же, в основном, тратят своё время именно в этом направлении, видят решение всех проблем в этом. Они идут вширь - рвутся в космос, думают, как освоить новые миры и измерения, и вглубь – пытаются клонировать людей, думают, как разобраться в строении молекул и кварков, где найти новые источники дешёвой энергии. При этом человеческая мысль в науке работает не только в прагматической, но и в отвлечённой, фундаментальной области – области теории и философии (но тоже, в итоге – и это всегда ясно подразумевается - для той же прагматики, т.е. не для сердца, не из любознательности и радости бытия, а для живота). Учёные выдвигают всё новые и новые гипотезы об устройстве мироздания. Существует уже несколько парадигм, представляющих собой более или менее прочную базу для теоретических построений в науке, объясняющих строение материальной части мира. Но нет пока ни одной парадигмы, насколько мне известно, которая бы, не касаясь религии, учитывала дух как реальность, а веру ставила бы на более высокий уровень, чем научные методы познания. Иначе говоря, создаётся такое впечатление, что людям ещё не приходило в голову, что религия – это не «опиум для народа», и даже не только часть национальной культуры, а полноправное и более живое, более полное отношение к миру, чем научное, поскольку смотрит на мир не только разумно, но и вер но, с догматической верой в его абсолютное совершенство. Такое отношение к миру пока дискриминируется наукой, т.к. у неё пока нет соответствующего базиса для этого - парадигмы разумно- вер ного устройства мира (и даже попыток в этом направлении я пока не встречал), предполагающей существование таких его фундаментально важных сфер, которые для разума непостижимы, но для любого субъекта жизненно важны.
Наука не может пока чистосердечно и честно признать, что разум не должен быть не только единственным, но и главным её инструментом. До этого признания она будет оставаться обделённой, ограниченной, несовершенной, холостой.
Человек хочет осмыслить материю и овладеть ею – и вширь и вглубь. Он не всегда понимает, что узнав больше, он сможет стать умнее, образованнее, развитее, - и это прекрасно, но… мудрее он не станет. Количество знания может перейти в новое качество, но принципиально фундаментальные основы мироздания, так сказать, универсальные ключи ко всему сущему – для науки закрыты не менее принципиально. И в этом как раз заключается главная подсказка для всего живого, жаждующего познать всё: «Вы идёте не той дорогой!»
Мудрость зависит от знания, но не определяется им. Пастух, не подозревающий о существовании физики, может быть мудрее Ньютона или Планка. Не все видят однобокость исключительно разумного развития. Счастье не в овладении материей и не в развитии разума: сущность человека – не в материи (форме), а в духе (содержании). (Основа содержания для нас абсолютная тайна. Но тайной, оказывается, для нас является также и форма.) Его жизнь – через материю – всегда в духе. В материи человек, можно сказать, практически не нуждается, если сравнить материю, которой он пользуется, с материей, которая ему действительно нужна. Не говорю, что не надо осваивать материю – надо, конечно (ведь, например, о своём теле тоже надо заботиться и любить его – как мы стараемся не испачкать книгу, если взяли её у друга – так же и тело принадлежит не мне, а всему мирозданию в целом. Получается абсурд – книжку друга бережём, а тело Мироздания накачиваем пивом, дымом, бог знает чем, не даём ему размяться и всячески издеваемся над ним, считая его своей собственностью – удивительно – как будто наше тело создали или родили мы сами! В копилке мудрости человечества есть такая мысль: «Счастье человека не зависит от длины жизни», из которой часто делается неправильный вывод: «Главное – жить по совести, а уж о своём теле можно заботиться в последнюю очередь – или вообще не заботиться». Эта «мудрость» в особенности используется (и подспудно благодарно уважается многими творческими работниками, не считающими большим грехом курение, чревоугодие, беспорядочность и обездвиженность – мол, Музы диктуют свои законы – они ждать не будут. Это как раз пример того, о чём я писал выше – про «мудрые» афоризмы. Тело человека – величайший, непостижимый до конца чудесный дар, данный ему миром. (Почему именно я в этом теле? Почему именно я появился в материи? Чем я это заслужил? Это тайна. Тайна появления меня. Разумно-то это всё объясняется. Но только в материальном плане.) Тело моё не принадлежит мне, и я не могу им распоряжаться как угодно. Я даже не знаю (или знаю очень мало, но главного – не знаю совсем!), что это собственно такое, моё тело! Казалось бы, это самоочевидно и просто. Это банальная истина. Но мало кто о ней вспоминает. Так что не будем лукавить: счастье человека очень даже зависит от длины его жизни. Потому что короткая жизнь – это или недостаток здоровья, или гибель. И то, и другое – противоестественно и счастью не способствует. Ты прожил короткую, но яркую и героическую жизнь. Молодец. А ты попробуй-ка прожить такую же похвальную, но длинную жизнь – не за счёт природного здоровья, а сознательно – за счёт любви и правильного отношения к своему телу. Такая жизнь не будет выглядеть такойзамечательной и геройской, скорее наоборот (ещё и эгоистом назовут), но толку от неё людям (и всему миру) будет больше. И это, кстати, было бы весомее подвига.), но материя в жизни человека не должна стоять на первом месте. К ней нельзя относиться слишком серьёзно. Вы сами подумайте. Допустим, человек решил все свои материальные проблемы. Он всегда будет иметь прекрасное здоровье, благосостояние, семью, работу. И таких людей на Земле немало. Такая мечта – реальность. И что же? Вы уверены, что этого достаточно для счастья человека? Спросите этих людей. Увы! Далеко не все они счастливы. Бывает даже и так, что некоторые из них ничего не хотят (с таким-то материальным сокровищем!) и в отчаянии кончают с собой, потому что отсутствие материальных проблем или исполнение материальной мечты – серьёзное испытание для любого человека, и если душа мала, она может погибнуть в таких условиях. Материальный комфорт, богатство, полная свобода и независимость от кого бы то ни было - для человека всегда более серьёзное испытание, чем нужда или окружающее материальное давление. Для удержания и содержания материального счастья необходима база - некоторый эквивалент духа. Если духа недостаточно, человек или гибнет именно в благоприятных материальных условиях, или лишается их.