Итоговая проверочная работа. Зрительный диктант. Слуховой диктант. Изложение. Тест.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
| N п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Предполага-емые сроки проведения. Дата проведения |
| Согласные звуки и буквы | Сентябрь | ||
| Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Мягкий знак в конце слова | Различатьна слух твердые и мягкие согласные. Обозначать мягкость согласных мягким знаком. Анализировать пары слов с мягким знаком и без, наблюдать различие в лексическом значении слов. Соотноситьколичество звуков и букв в слове. | ||
| Мягкий знак в середине слова | |||
| Разделительный мягкий знак | Характеризовать функции мягкого знака. Анализировать пары слов с разделительным мягким знаком и без. Наблюдать различие в лексическом значении слов. Соотносить количество звуков и букв в слове. Соотнесение количества звуков и букв вслове. Уточнять правила правописания разделительного мягкого знака. | ||
| Обозначение мягкости согласных с помощью гласных | Различать мягкие и твердые согласные и правильно обозначать их на письме. Устанавливатьпозиции в слове, в которых буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука Осуществлять самоконтроль при определении функции букв Ё, Ю, Я, находить слова, в которых эти буквы не обозначают мягкость Проводить анализ по заданным признакам. Анализировать пары слов, наблюдать за изменением лексического значения. Объяснятьфункцию букв гласных звуков как показателей мягкости предыдущего согласного. | ||
| Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] | Применять правила написания слов с непарными твердыми согласными [ж], [ш], [ц], правила написания сочетаний жи-ши. Упражняться в написании слов с непарными твердыми согласными [ж], [ш], [ц]. Осуществлять анализ слов с непарными твердыми согласными. | ||
| Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й] | Применять правила написания слов с непарными мягкими согласными [ч], [щ], [й], правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу. Упражняться в написании слов с непарными мягкими согласными [ч], [щ], [й]. Осуществлять анализ слов с непарными мягкими согласными. | ||
| Оглушение звонких согласных в конце слова | Применять правила написания слов со звонким согласным в конце и в середине слова. Упражняться в подборе проверочных слов. Осуществлять анализ слов. | ||
| Оглушение звонких согласных в середине слова | |||
| Предложение | Октябрь | ||
| 9(1) | Предложение. Главные члены предложения | Составлятьпредложения из набора слов. Определятьпоследовательность слов в предложении. Применять правила написания предложений. Использоватьалгоритм нахождения главных членов. Находить и графически обозначать грамматическую основу в предложении. Знакомитьсяс однородными главными членами предложения. | |
| 10(2) | Интонационная законченность предложения | Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений. Различать различные виды интонации. Применять правила обозначения границ предложения на письме. | |
| 11(3) | Повествовательные предложения | ||
| 12(4) | Вопросительные предложения | ||
| 13(5) | Восклицательные предложения | ||
| Морфологический состав слова | Октябрь-декабрь | ||
| 14(1) | Корень как главная часть слова. Образование однокоренных слов | Находить общую часть в группах слов. Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова». Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Выделять единый корень в серии слов. Образовывать однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Находить однокоренные слова в тексте. Графически обозначать корень слова. | |
| 15(2) | Родственные слова | Подбирать однокоренные и родственные слова. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Устанавливать различие родственных слов и слов с омонимичными корнями. Упражняться в подборе родственных слов. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Группировать слова по значениям. Определять значения слов. Графически обозначать корень слова. | |
| 16(3) | Дифференциация однокоренных и родственных слов | ||
| 17(4) | Безударные гласные в корне слова | Упражняться в подборе родственных слов. Использовать правило обозначения безударных гласных в корне слова. Подбирать проверочные слова. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами. Графически обозначать корень слова. | |
| 18(5) | Правописание безударной гласной в корне слова | ||
| 19(6) | Составление словосочетаний и предложений с родственными словами | Подбирать однокоренные и родственные слова. Упражняться в составлении словосочетаний и предложений с использованием однокоренных и родственных слов. Графически обозначать корень слова. | |
| 20(7) | Омонимы. Использование их в речи | Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, определять их отличительные признаки. Наблюдать за словами, сходными по звучанию. Подбирать однокоренные слова, слова с омонимичными корнями. Определять лексическое значение слов. Упражняться в составлении предложений. Графически обозначать корень слова. | |
| 21(8) | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | ||
| 22(9) | Сложные слова | Наблюдать за способами словообразования сложных слов. Выделять соединительную гласную о (е) в середине слова. Определять лексическое значение сложных слов. Составлять словосочетания и предложения со сложными словами. Графически обозначать корень слова. | |
| 23(10) | Составление словосочетаний и предложений со сложными словами | Упражняться в составлении словосочетаний и предложений с использованием сложных слов. Применять способы образования сложных слов и объяснять их лексическое значение. Графически обозначать корень слова. | |
| 24(11) | Приставка. Ее роль в изменении значения слова | Знакомиться с приставкой как частью слова. Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов. Различать слова с приставками и слова, корень которых начинаются со сходных звукосочетаний. Графически обозначать приставки. Объяснять смыслоразличительную роль приставки. Применять правила правописания приставок. | |
| 25(12) | Префиксальный способ образования слов | Объяснять значение приставок. Подбирать родственные слова с различными приставками. Анализировать значение слов. Графически обозначать приставки и корни. Образовывать слова с помощью приставок. Подбирать слова, противоположные по значению. Применять правила правописания приставок. Составлять словосочетания и предложения с новыми словами. | |
| 26(13) | Многозначные приставки | ||
| 27(14) | Суффикс | Знакомиться с суффиксом как частью слова. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они образованы (суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов). Находить суффиксы в словах и графически их выделять. Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов. Находить и исправлять ошибки в разборе слова. | |
| 28(15) | Суффиксальный способ образования слов | ||
| 29(16) | Окончание | Знакомиться с изменяемой частью слова – окончанием. Графически обозначать окончания. Изменять слова по числам, родам, падежам. | |
| 30(17) | Состав слова | Находить слова в соответствии с данной морфемной схемой. Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Уточнять значение слов. Восстанавливать деформированные слова. | |
| 31(18) | Проверочная работа по теме «Состав слова» | Правильно выполнятьзадания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. | |
| 4 | Предлоги и приставки | Январь | |
| 32(1) | Предлоги | Различать предлоги по значению. Находить и фиксировать предлоги в предложении. Использовать правила написания предлогов со словами. Правильноупотреблять предлоги на письме. Составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов. Применять правила написания предлогов со словами, приставок. Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Различать слова с приставками и слова с предлогами, которые начинаются со сходных звукосочетаний (доплыть до берега). Графически обозначать предлоги и приставки. | |
| 33(2) | Правописание и дифференциация предлогов и приставок | ||
| 34(3) | Соотнесение предлогов и глагольных приставок | ||
| 35(4) | Не с глаголами | Применять правила написания не с глаголами. | |
| 9 | Словообразование | Февраль-март | |
| 36(1) | Антонимы | Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Находить антонимы в текстах. Подбирать антонимы к предложенным словам. Выбирать из ряда слов антонимы. Подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова. Использовать антонимы в речи | |
| 37(2) | Использование антонимов в речи | ||
| 38(3) | Подбор антонимов к словам различных частей речи | ||
| 39(4) | Синонимы. Грамматическая сочетаемость синонимов | Наблюдать за сходством в значении синонимов. Выбирать из ряда слов синонимы. Самостоятельно подбирать синонимы к словам. Находить в тексте повторы слов и заменять их синонимами. Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению. Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение. | |
| 40(5) | Подбор синонимов к словам различных частей речи | ||
| 41(6) | Использование синонимов в речи | ||
| 42(7) | Многозначные слова | Знакомиться с многозначными словами. Составлять предложения с использованием многозначных слов. Опознавать слова в переносном значении. Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах. Подбирать антонимы и синонимы к многозначным словам. Объяснять значение выражений с многозначными словами с переносным значением. | |
| 43(8) | Использование многозначных слов в речи | ||
| 44(9) | Прямое и переносное значение многозначных слов |
| Связная речь | Апрель-май | ||
| 45(1) | Составление сложносочиненных предложений | Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочиненное предложение». Находитьв тексте сложносочиненные предложения. Упражняться в самостоятельном составлении сложносочиненных предложений из двух простых с использованием союзов И, А, НО. Графически обозначать грамматические основы предложений. Выделятьпростые предложения в составе сложносочиненного предложения. | |
| 46(2) | Составление сложноподчиненных предложений | Знакомиться с понятием «сложноподчиненное предложение». Находитьв тексте сложные предложения с союзами ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ. Задавать вопросы от главной части сложноподчиненного предложения к зависимой. Находить, анализировать, исправлятьсмысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложении. Выявлять причинно-следственные связи в сложноподчиненных предложениях. Конструировать сложноподчиненные предложения. | |
| 47(3) | Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста | Выделятьпризнаки текста, определятьтему текста. Устанавливать связь предложений в тексте. | |
| 48(4) | Основная мысль текста | Называть признаки текста. Понимать содержание текстов. Определять темы текста, основную мысль. Подбирать заголовки к текстам. | |
| 49(5) | Деление сплошного текста на отдельные предложения | Выделять предложения из текста. Обозначатьграницы предложения. Оформлять предложения, используя правила. Понимать содержание текстов. Определятьтемы текста, основную мысль. Подбиратьзаголовки к текстам. | |
| 50(6) | Составление связного текста из данных предложений | Располагать предложения в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определятьтемы текста, основную мысль, озаглавливать текст. Оформлятьпредложения, используя правила. | |
| 51(7) | Редактирование текста | Находить лишние предложения, слова, не соответствующие теме. Находить логические ошибки в предложениях. Редактировать простые предложения с повторяющимися словами. Конструировать сложноподчиненные предложений. | |
| 52(8) | Составление связного текста из деформированных предложений | Устанавливатьсвязь слов в предложении. Составлять предложения, располагая слова в правильной логической последовательности. Составлять связный текст из деформированных предложений. Дополнятьпредложения подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа. Грамматически правильно оформлять предложения. Устанавливать связность и последовательность предложений в тексте. Определять тему, основную мысль текста. Озаглавливать текст. | |
| 53(9) | Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами | ||
| 5410) | Составление связного текста по вопросам | Составлять связный текст путем ответа на вопросы. Записыватьсвязный рассказ. Анализироватьсоставленные тексты. Определять тему, основную мысль текста. | |
| 55(11) | Составление рассказа по данному началу | Дополнять рассказ предложениями. Устанавливатьпоследовательность передачи событий. Определять тему, основную мысль текста. Озаглавливать текст. | |
| 56(12) | Составление рассказа по его концу | ||
| 57(13) | Выборочное выписывание из текста по заданию | Выписывать из текста слова, предложения, отрывки по заданию логопеда. | |
| 58(14) | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования | Знакомиться с характеристиками текста-повествования. Определять последовательность частей. Делить текст на части. Определять тему и главную мысль текста и его частей. Составлятьплан связного высказывания. Составлятьповествовательный текст с опорой на план. | |
| 59(15) | Схема построения повествовательного текста | ||
| 60(16) | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания | Знакомитьсяс характеристиками текста-описания. Определятьпоследовательность частей. Составлять план текста. Определятьтему и главную мысль текста и его частей. Составлять описательный текст. | |
| 61(17) | Схема построения описательного текста | ||
| 62(18) | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения | Знакомитьсяс характеристиками текста-рассуждения. Определятьпоследовательность частей. Составлять план текста. Конструироватьсложноподчиненные предложения. Осуществлять смысловой анализ составляющих частей предложения. Анализировать текст. | |
| 63(19) | Схема построения рассуждения | ||
| 64(20) | Деление сплошного текста на абзацы. Составление связного текста из данных абзацев | Делить текст на части, определять главную мысль каждой части текста, озаглавливать ее. Составлять план. Располагать абзацы в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определятьтему и основную мысль текста, озаглавливатьтекст. | |
| 65(21) | Составление рассказа по материалам наблюдений | Грамматически правильно оформлять предложения. Редактировать, анализироватьсоставленный текст. Обсуждать тему рассказа, основную мысль сочинения. | |
| Проверка знаний, умений и навыков | Май | ||
| 66(1) | Итоговая проверочная работа. Зрительный диктант. Слуховой диктант. | Записывать под диктовку слова, предложения, текст. Осуществлять безошибочное списывание с образца. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей | |
| 67(2) | Изложение | Письменно излагатьсодержание прочитанного. Применять ранее изученные правила. Грамматически правильно оформлять предложения, правильно согласовывая слова. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.6 | |
| 68(3) | Тест | Правильно выполнятьзадания по изученным темам. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
Список используемой литературы
1. - Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопед. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
2. - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
3. - Коржаева Е. Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. - М.: Сфера, 2011. — 64 с. — (Библиотека логопеда).
4. - Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам).