Класс
1. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
2. Расширение словарного запаса путем усвоения смысловых эмоциональных оттенков речи.
3. Закрепление навыков звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове.
4. Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.
5. Подготовить к усвоению морфологического состава слова.
6. Развитие навыков построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
2. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа подгрупповых занятий рассчитана на 68 занятий. Продолжительность коррекционных занятий составляет 40 минут (1 урок). При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 1-3 раза в неделю, в соответствии с индивидуальным планом работы, составленным на каждого обучающегося.
Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение).
3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы обучающимися.
Предметные результаты:
· сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;
· сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма;
· актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.
Личностные действия обеспечивают целостно-смысловую ориентацию обучающихся.
· Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю, осознание своей идентичности и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· Оценить поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью и природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном»и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
· Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составлять план и определить последовательность действий;
- выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели;
– внести необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
– выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
Коммуникативные УУД:
- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- подводить итоги занятия;
- соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог).
- строить монологическое высказывание;
- слушать собеседника.
Познавательные УУД (общеучебные):
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- найти и выделить необходимую информацию;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- осуществлять смысловое чтение.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Содержание курса
Класс
Согласные звуки и буквы (8 ч)
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных. Непарные твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ], [й]. Оглушение звонких согласных в конце слова. Оглушение звонких согласных в середине слова.
Предложение (5 ч)
Предложение. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения.