Во втором разделе планируется анализ фортепианного цикла, его строения и особенностей программного содержания, композиционной логики (драматургии), и, конкретно, особенностей фактуры как стилевого элемента и художественного средства выразительности. Один из главных вопросов, который будет раскрыт в данной главе – в чем проявляется новаторство фортепианной фактуры у М. Мусоргского по сравнению с композиторами-современниками.
2.1. О музыкальной фактуре;
В подразделе 2.1. будет представлен аналитический обзор трактовок понятия «фактура в музыке», подразумевающий изучение работ В. Холоповой, Ю. Тюлина, М. Скребковой-Филатовой, Л. Касьяненко и других исследователей, занимавшихся данной проблемой. На этой основе будут сделаны выводы о роли фактуры в музыкальном произведении, ее художественных, композиционно-драматургических функциях.
2.2. Новаторские черты фактуры «Картинок» в контексте традиций фортепианной музыки Х1Х века;
На основе анализа фортепианного цикла «Картинки с выставки» будет прослежена взаимосвязь между музыкальными образами, характерными для позднего творчества М. Мусоргского и закрепленными за ними средствами выразительности – в том числе устойчивыми фактурными приемами. Особое внимание будет уделено тому, как отдельные фактурные комплексы, характерные для оркестрового письма, оперно-симфонического стиля М. Мусоргского (например, оркестровое тремоло), «переходят» в фортепианную стилистику, что позволяет рассматривать отдельные фактурные решения как устойчивый музыкально-стилевой элемент. Кроме того особенности фактуры «Картинок» будут рассмотрены в сравнении с фортепианными произведениями других композиторов этого времени, современников М. Мусоргского (в частности, Ф. Листа) с целью выявления особенностей трактовки Мусоргским различных исполнительских приемов и фактурных идей романтической эпохи, а также непосредственно новаторского подхода в способах организации музыкальной ткани.
|
Выводы
В результате проведенного анализа будут сделаны обобщения, даны некоторые практические рекомендации к исполнительской трактовке «Картинок с выставки» и прочерчены преемственные связи фактурных новаций цикла с другими текстами фортепианной музыки ХХ столетия.
Список использованных источников:
1. Асафьев Б. Мусоргский — четыре драматических диалога / Б. Асафьев // Советская музыка. — 1989. — №3. — С. 2–10.
2. Берченко Р. Композиторская режиссура М.П. Мусоргского / Р. Берченко. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 221 с.
3. Бобровский В. Анализ композиции «Картинок с выставки» Мусоргского / В. Бобровский // В. Бобровский. Статьи. Исследования; [ред.-сост. Е. Скурко, Е. Чигарёва]. — М.: Сов. композитор, 1988. — С. 120–148.
4. Валькова В. На земле, в небесах и в преисподней. Музыкальные странствия в «Картинках с выставки» / В. Валькова // Музыкальная академия. — 1999. — № 2. — С.138–144.
5. Вишинська Н.О. Процеси стилеутворення та шляхи оновлення музичної образності у камерно-вокальній творчості М.П.Мусоргського / Наталія Олександрівна Вишинська: автореф. дис. …канд. мистецтвознавства: 26.00.01 «Теорія та історія культури (мистецтвознавство)». – К., 2013. – 16 с.
6. Головинский Г. Путь в XX век. Мусоргский / Г. Головинский // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века; [ред.-сост. М. Арановский]. — М.: Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации, 1997. — С. 59–90.
|
7. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки» / Е.М.Гордеева. – М.: Музыка, 1986. – 288 с.
8. Касьяненко Л.О. Исполнительская интерпретация фактуры прелюдий Ф.Шопена: автореф. дисс. …канд.искусствоведения: специальность 17.00.03 «Музыкальное искусство» / Людмила Олеговна Касьяненко. – К., 2001. – 16 с.
9. М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников: сб. статей / [сост., текстолог. ред., вступит. статья и коммент. Е.М. Гордеевой]. — М.: Музыка, 1989. — 319 с.
10. М.П. Мусоргский и музыка ХХ века: сб. статей / [ред.-сост. Г. Головинский]. — М.: «Музыка», 1990. — 272 с.
11. Мусоргский М. Автобиографическая записка / М. Мусоргский // М. Мусоргский. Литературное наследие; [общ. ред. М. Пекелиса]. — М.: Музыка, 1971. — Т. 1. — С. 267–270.
12. Сабинина М. М. Мусоргский / М. Сабинина // История русской музыки. — М.: Музыка, 1994. — Т. 7, ч. 1. — С. 210–285.
13. Сирятський В. Модест Мусоргський як реформатор фортепіанного мистецтва / В. Сирятський. — Х.: Факт, 2003. — 142 с.
14. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: художественные возможности, структура, функции / М.С.Скребкова-Филатова. – М.: Музыка, 1985. – 285 с.
15. Стасов В. Модест Петрович Мусоргский: Биографический очерк / В. Стасов // М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников: сб. статей / [сост., текстолог. ред., вступ. статья и коммент. Е. Гордеевой]. — М.: Музыка, 1989. — С. 20–60.
16. Тюлин Ю. Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. Практический курс / Ю. Н. Тюлин. — М.: Музыка, 1980. — 311 с.
17. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В. Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2002. -
18. Холопов Ю. Мусоргский как композитор ХХ века / Ю. Холопов // М.П. Мусоргский и музыка ХХ века: сб. статей / [ред.-сост. Г. Головинский]. — М.: Музыка, 1990. — С. 65–92.
19. Хубов Г. Мусоргский / Г. Хубов. — М.: Музыка, 1969. — 804 с.