Я глава. Фортепианное творчество М. Мусоргского и черты композиторского стиля




Министерство культуры Украины

Национальная музыкальная академия Украины

Имени П. И. Чайковского

Кафедра специального фортепиано №1

Горшков Егор Олегович

Новаторские черты фортепианной фактуры М. Мусоргского

(на примере цикла
«картинки с выставки»)

План-проспект работы

на соискание образовательного
квалификационного уровня
«магистр музыкального искусства»
студента пятого курса
фортепианного факультета

Горшкова Егора

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры специального фортепиано №1

НМАУ им. П. И. Чайковского

Безбородько О. А.

Киев – 2013

ПЛАН

Вступление. 3

 

Раздел 1. Фортепианное творчество М. Мусоргского и черты композиторского стиля. 7

1.1. К проблеме изучения и интерпретации фортепианного наследия М. Мусоргского в контексте исторических взглядов на стиль и творчество композитора; 7

1.2. Мусоргский-пианист (по воспоминаниям современников); 7

 

Раздел 2. «Картинки с Выставки»: традиции и новации. 8

2.1. О музыкальной фактуре; 8

2.2. Новаторские черты фактуры «Картинок» в контексте традиций фортепианной музыки Х1Х века; 8

Выводы.. 9

Список использованных источников: 10

Вступление

Творчество и личность М. П. Мусоргского как объект изучения давно стали традиционными и в некотором смысле «канонизированными». Казалось бы, здесь нечего добавить, а открыть что-то новое в наследии или биографии композитора вряд ли возможно. Однако смена идеологии и культурной ситуации в конце ХХ века, как известно, привели к переоценке многих музыкально-исторических явлений прошлого, в частности, из русской музыки Х1Х столетия. По-новому стали воспринимать и сами эти явления, и их роль в дальнейшем развитии европейского музыкального искусства. На волне переосмысления прошлого и музыканты-практики, и представители музыкальной науки обращаются к искусству ушедших эпох с новых оценочных позиций, с учетом новых исторических фактов и факторов развития музыкальной культуры.

Так, можно смело утверждать, что сегодня музыка М. Мусоргского как бы переживает открытие заново. Оперы композитора практически не сходят с подмостков известнейших музыкальных театров мира, исполнителей по-прежнему привлекают и вокальные циклы, и фортепианные (хоть и немногочисленные) произведения композитора. Впрочем, с определенными оговорками это наблюдалось и в советскую эпоху. Важно другое – сегодня во многом переосмыслены представления о стиле М. Мусоргского, ведущих проблемах, образах его творчества и личности композитора, подвергся пересмотру закрепившийся в массовом сознании усилиями советских музыковедов образ Мусоргского-«народника», едва ли не предвестника революции и т.д.

Исполнители тем временем пытаются найти новый подход к толкованию его произведений. Это очень показательно, ведь, по наблюдению многих исследователей, на данный момент еще не сложился «идеальный исполнитель» Мусоргского, в особенности его камерной, фортепианной музыки. Возможно, это связано с тем, что происходящее сегодня переосмысление наследия композитора коснулось большей частью его опер, оставив в тени проблемы камерно-вокального и фортепианного творчества.

Однако изучение фортепианного стиля Мусоргского – а в данной области он, безусловно, выступает как композитор-новатор – представляется актуальной проблемой и для концертных исполнителей, пытающихся «найти ключ» к миру музыкальных образов композитора, и для музыковедов, стремящихся услышать продолжение его идей в музыке ХХ века. В наибольшей мере это относится к циклу «Картинки с выставки» (1874) – одному из самых ярких и сложных сочинений, своеобразной вершине в фортепианной музыке Х1Х, да и ХХ века. Сегодня «Картинки» входят в постоянный репертуар крупнейших музыкантов во всем мире. Они выдерживали многократные и самые оригинальные «прочтения» (оркестровки и аранжировки для различных составов). Характеристичность и самобытный музыкальный язык этого сочинения привлекают слушателей всех возрастных категорий.

«Картинкам…» посвящено множество работ – это аналитические и методические разборы, и даже эссе, большая часть которых относится к 1980-м годам (здесь особенно выделим исследование В. Бобровского «Анализ композиции «Картинок с выставки» Мусоргского», 1988 [3]). Авторы в основном ведут речь о музыкальной программе, композиции, образах цикла, значительно реже затрагиваются вопросы музыкальной лексики, особенностей стиля композитора.

Мы же рассмотрим данное сочинение в ракурсе новаций фортепианной фактуры. Как известно, в «Картинках» можно найти и традиционные приемы игры и принципы фактурной организации, характерные для музыки романтизма, и авторские находки композитора – не только переосмысление известных идей, но и предельно индивидуализированные художественные решения. Суть этих новаций, происхождение отдельных приемов и принципов организации музыкальной ткани у Мусоргского становятся понятны в сравнении с фортепианной музыкой его современников и, конечно, в контексте индивидуального стиля композитора, главных тем и образов его творчества. Поэтому в работе особенности фактуры «Картинок» будут проанализированы в сопоставлении с произведениями других композиторов романтической эпохи (и русских, и западноевропейских). Кроме того, будет прослежена преемственная связь отдельных новаций композитора в этой области с фортепианной музыкой и пианизмом ХХ века. Указанным ракурсом и определяется актуальность темы магистерского исследования.

Объектом исследования является фортепианный цикл «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

Предмет изучения – особенности фактурных решений в их связи с образно-смысловыми сферами творчества композитора и его стилем в целом.

Цель работы состоит в выявлении новаторских черт фортепианного стиля М. Мусоргского, раскрывающихся в области фактуры. Такая цель подразумевает работу с понятием «музыкальной фактуры» и выявление ее функций, что приводит исследователя к проблеме музыкальной интерпретации. Ведь от манеры исполнения, от того, каким образом интерпретатор трактует элементы художественной композиции, способ изложения композитором музыкальной мысли, зависит интерпретация музыкального произведения. Таким образом, конечная цель работы – попытка обозначить роль фактуры, фактурных решений музыкального текста и их последующего «прочтения» исполнителем в процессе создания и раскрытия музыкального образа. Основные задачи исследования следующие:

— представить обзорную характеристику фортепианного наследия М. Мусоргского в свете известных исторических направлений в изучении и исполнении произведений композитора в ХХ веке;

— на основе воспоминаний современников воссоздать «портрет» Мусоргского-пианиста, выявить отличительные черты его пианизма;

— рассмотреть основные толкования понятия «музыкальная фактура» в современных музыкально-теоретических работах, выявить ее функции и художественную нагрузку;

— проследить происхождение отдельных приемов фортепианной фактуры у М. Мусоргского, их связь с оркестровым письмом композитора и стилем в целом (выявить схожие фактурные решения в сочинениях 1870-х годов);

— через сопоставление с произведениями русских композиторов второй половины Х1Х столетия (современников М. Мусоргского) и западноевропейских романтиков выявить новаторские черты фортепианной фактуры цикла «Картинки с выставки»;

— проследить «дальнейшую жизнь» отдельных фактурных приемов, открытых композитором, в фортепианной музыке ХХ века;

— сформулировать основные рекомендации для исполнителей, планирующих обратиться к циклу «Картинки с выставки».

Теоретическую базу исследования составят: а) работы, посвящённые жизни и творчеству М. Мусоргского, проблемам стиля композитора и отдельным его произведениям (Б. Асафьев, В. Бобровский, В. Валькова, Н. Вышинская, Г. Головинский, Е. Гордеева, Н. Компанейский, М. Сабинина, В. Сирятский, Ю. Холопов, Г. Хубов и др.); б) музыкально-теоретические исследования о фактуре в музыке (М. Скребкова-Филатова, Ю. Тюлин, В. Холопова, Л. Касьяненко).

Материалом исследования избраны пьесы фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки», их фонозаписи в интерпретациях известных пианистов ХХ века (Юдина, Рихтер), а также в оркестровой версии (дир.М.Плетнев). Кроме того, проблема будущего исследования подразумевает обращение к другим произведениям М. Мусоргского (фортепианным, камерно-вокальным сочинениям и операм композитора), созданным в тот же период творчества, что и «Картинки с выставки», фортепианным произведениям композиторов-романтиков, современников М. Мусоргского.

Структура. Работа будет состоять из вступления, двух глав и заключения. В списке используемых источников на данный момент – 19 позиций.

я глава. Фортепианное творчество М. Мусоргского и черты композиторского стиля

1.1. К проблеме изучения и интерпретации фортепианного наследия М. Мусоргского в контексте исторических взглядов на стиль и творчество композитора;

В подразделе 1.1 будут рассмотрены некоторые проблемы истории творческого наследия М. П. Мусоргского. Как менялись представления о личности и музыке композитора при его жизни и на протяжении ХХ столетия, каким образом это отражалось на понимании его произведений, формируя некие исполнительские и исследовательские штампы, в каком ключе пересматриваются в начале ХХI века проблемы стиля и индивидуальности М. Мусоргского. Для этого будет проведен анализ музыковедческой литературы, посвященной творчеству композитора. С этой же целью планируется аналитический обзор наиболее известных интерпретаций цикла «Картинки с выставки» выдающимися пианистами второй половины минувшего столетия.

1.2. Мусоргский-пианист (по воспоминаниям современников);

Подраздел 1.2. планируется как опыт реконструкции пианистической манеры М. Мусоргского по воспоминаниям его современников и близких - видных деятелей русской музыкальной культуры второй половины Х1Х века (М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова и др.). Как известно, Мусоргский был блистательным пианистом своего времени. Логично предположить, что манера игры отразилась на особенностях фактурной организации камерных и фортепианных произведений композитора. На основе свидетельств современников, с необходимыми отсылками к инструментальным опусам композитора разных лет, а также с опорой на современные музыковедческие работы, будут выявлены черты фортепианного стиля композитора (в связи с некоторыми особенностями его творческой индивидуальности), специфика музыкальной образности его сочинений, созданных примерно в одно время с циклом «Картинки с выставки».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: