Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:
· ДЫШАТЬ
· ЕСТЬ
· ПИТЬ
· ВЫДЕЛЯТЬ
· ДВИГАТЬСЯ
· БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)
· ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА
· СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ
· ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ
· БЫТЬ ЧИСТЫМ
· ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
· ОБЩАТЬСЯ
· ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
· РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ
Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.
Поскольку конечная цель работы медсестры – комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины – которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.
Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.
Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.
Потребность ДЫШАТЬ:
Понятие о потребности:
Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.
1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.
При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:
· одышку,
· кашель,
· боль в грудной клетке.
В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫРИСКА, влияющие на потребность ДЫШАТЬ:
· курение;
· работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.
2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.
При объективном обследовании может быть:
· изменение цвета кожных покровов – цианоз (синюшность);
· затруднённое дыхание через нос;
· изменение частоты, ритма или глубины дыхания;
· лихорадка.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) одышка;
2) кашель;
3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;
4) удушье;
5) риск нарушения дыхания в связи с курением;
6) высокий риск от удушья.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;
2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости – дренажное);
3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;
4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;
5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.
Потребность ЕСТЬ:
Понятие о потребности:
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищу – основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища – это один из основных ресурсов здоровья.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· нарушение аппетита;
· отрыжка;
· тошнота;
· рвота;
· боли в животе.
ФАКТОРЫРИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:
· погрешность в диете;
· нарушение режима питания;
· переедание;
· злоупотребление алкоголем;
· отсутствие зубов, кариозные зубы.
2. Объективное обследование:
· запах изо рта;
· наличие кариозных зубов;
· рвота во время обследования.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) боль в животе;
2) тошнота;
3) рвота;
4) нарушение аппетита;
5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;
6) ожирение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;
2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;
3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;
4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;
5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.
Потребность ПИТЬ:
Понятие о потребности:
Употребляя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследования:
ЖАЛОБЫ:
· жажда;
· сухость во рту.
ФАКТОРЫРИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:
· употребление недоброкачественной воды;
· потребление недостаточного или избыточного количества воды.
2. Объективное обследование:
· сухость кожи и слизистых.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) жажда;
2) сухость во рту;
3) обезвоживание.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;
2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.
Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
Понятие о потребности:
Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.
Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· понос;
· запор;
· вздутие живота;
· нарушение мочеиспускания и мочеобразования;
· отсутствие мочи;
· малое количество мочи;
· увеличенное количество мочи;
· частое болезненное мочеиспускание;
· отёки.
ФАКТОРЫРИСКА, влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
· нарушение в диете;
· малоподвижный образ жизни;
· переохлаждение.
2. Объективное обследование:
· отёки явные;
· отёки скрытые;
· изменение характера стула;
· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;
· изменение количества мочи;
· визуальное изменение мочи.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) запор;
2) понос;
3) отсутствие мочи (анурия);
4) острая задержка мочи;
5) риск появления опрелости в области складок промежности.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;
2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;
3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;
4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;
5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.
Потребность СПАТЬ:
Понятие о потребности:
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· бессонница;
· нарушение сна;
· прерывистый сон;
· сонливость;
· засыпание под утро.
ФАКТОРЫРИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ:
· отсутствие отдыха;
· чрезмерная загруженность работой;
· отсутствие отпуска и выходных.
2. Объективное обследование:
· выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);
· зевота.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) отсутствие сна;
2) нарушение сна.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;
2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;
Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга.
3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;
4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.
Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:
Понятие о потребности:
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;
2) одеждой по сезону;
3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· озноб;
· потливость;
· чувство жара;
· головная боль;
· ломота в теле, суставах;
· сухость во рту.
2. Объективное обследование:
· гиперемия лица;
· появление «гусиной кожи»;
· горячая на ощупь кожа;
· сухость кожи и слизистых;
· трещины на губах;
· изменение температуры тела
· учащение пульса и ЧДД;
· влажная кожа;
· отклонение в температурном режиме помещений.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) субфебрильная лихорадка второй период;
2) пиретическая лихорадка первой период;
3) переохлаждение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту покой;
2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;
3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питьё;
4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;
5) медсестра обеспечит приём легкоусвояемой пищи;
6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;
7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;
8) медсестра будет контролировать температуру помещения.
Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:
Понятие о потребности:
Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны БЫТЬ ЧИСТЫМИ.
Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· кожный зуд;
· боль и жжение в области естественных складок.
2. Объективное обследование:
· изменение кожи в области естественных складок;
· гиперемия;
· нарушение целостности;
· неприятный запах;
· неприятный запах изо рта;
· грязное бельё;
· неухоженные ногти;
· сальные волосы.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) дефицит знаний о личной гигиене;
2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;
3) недостаточность самогигиены;
4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;
2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;
3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;
4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.
Потребность ДВИГАТЬСЯ:
Понятие о потребности:
Движение – это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.
Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:
- болью;
- слабостью;
- отсутствием конечности;
- наличием параличей;
· расстройство психической деятельности.
ФАКТОРЫРИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:
· гиподинамия;
· сидячая работа;
· постоянная езда на транспорте.
2. Объективное обследование:
· болезненность при движении;
· изменения в области суставов;
· гиперемия;
· местное повышение температуры;
· изменение конфигурации;
· пассивное положение в кровати;
· отсутствие конечности.
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) ограничение физической активности;
2) отсутствие физической активности;
3) риск возникновения пролежней;
4) пролежни.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;
2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;
3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;
4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.
Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:
Понятие о потребности:
Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ:
· невозможность самостоятельно раздеться и одеться;
· боль при движении;
· паралич конечностей;
· резкая слабость;
· психические расстройства.
2. Объективное обследование:
· пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ;
· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;
· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).
Некоторые примеры возможных диагнозов:
1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;
2) высоки риск переохлаждения;
3) высокий риск перегревания;
4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;
2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;
3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.