Из истории становления профтехобразования России




Ежегодно в России 2 октября отмечают свой профессиональный праздник работники учебных заведений среднего профессионального образования.

История профессионального образования в нашей стране насчитывает более 300 лет, со времен великого реформатора Петра I, придававшего образованию первостепенную государственную значимость, которая была направлена, в первую очередь, на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности. Под его руководством были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян: именно духовные училища были первыми заведениями профтехобразования.

В период с 1701 по 1721 годы были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Тульском оружейном, Уральских и Солонецких заводах. В это же время открывается первая ремесленная школа в Европе «навигационных и математических наук», основанная в Москве 14 января 1700 года.

В этот исторический период ещё не было термина «профтехобразование», но уже существовали предпосылки для его возникновения: при Екатерине II начинают активно развиваться горнозаводские школы (самой крупной была школа в Екатеринбурге, при металлургическом заводе), в 1774 году в Петербурге открывается горное училище, а в 1767 году - первая государственная хирургическая школа.

Наибольший расцвет профтехобразования пришёлся на вторую половину XIX века после социально- экономической реформы Александра III, во времена которого была создана Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию, установлена единая система разрозненных учебных заведений, которые подразделяли на три типа:

- средние технические училища, (техники- помощники);

- низшие технические училища (рабочие для определенной сферы производства);

- ремесленные училища (определенное ремесло, чаще всего связанное с бытом населения).

С момента создания Советского государства вопросам профессионального образования уделялось приоритетное внимание: в 1920 году издан декрет об учебной профессиональной технической повинности, организованы школы фабрично-заводского ученичества (учеников ФЗУ ласково называли «фабзайчатами»), которые к 1939 году реорганизованы в цехи базовых предприятий.

Рисунок 1. Ученики ФЗУ

2 октября 1940 года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», целью создания было образование единой государственной системы подготовки квалифицированных специалистов и планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих, утверждались два типа учебных заведений: школы ФЗО и ремесленные и железнодорожные училища. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки, приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.

В годы Великой Отечественной войны единство фронта и тыла являлись важнейшими условиями Великой Победы. В суровых условиях проходило изготовление вооружения, боеприпасов, продовольственное снабжение, подготовка людских ресурсов, в том числе и всеобщее военное обучение. Происходит масштабное сокращение числа преподавателей, начинается эвакуация в Сибирь учебных заведений из европейской части государства.

В послевоенные годы ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы, вместо них правительство создало новую систему обучения профессиями. Учреждались 2 типа профессионально-технических училищ: городские (ГПТУ) со сроком обучения 1-3 года и сельские (СПТУ) со сроком обучения 1-2 года. Система профессионально-технического образования переводилась на единую общеобразовательную базу - 8-летнюю школу.

Со второй половины 1960-х в номенклатуре специальностей, по которым осуществляли подготовку сибирские ПТУ, появились профессии, связанные с развитием научно-технического прогресса: рабочие радио- и электронной промышленности, механики по ремонту авиационных приборов, операторы станков с числовым программным управлением.

После введения в 1973году Закона о всеобщем обязательном среднем образовании учащиеся остальных ПТУ должны были получать среднее образование в вечерних (сменных) школах.

Пик популярности СПО пришёлся на 1981 год, когда число профильных заведений было более 700, а число студентов около 3,6 млн. ПТУ охватывали 450 рабочих профессий, учащимся полагались стипендия, бесплатное питание различные льготы.

Не менее интересна история возникновения профессионального образования Иркутской области

Зарождение системы профтехобразования образования в Иркутской губернии характеризуется становлением и развитием среднетехнического образования: школа для почтовых и телеграфных служителей, училище для детей канцелярских служителей, Иркутская реальная прогимназия, техническое и промышленное училища, воспитательные заведения, школы навигации.

 

Рисунок 2. Навигацкая школа (на этом месте гостиница "Ангара")

В 1725 году по Указу Петра I в Иркутске была открыта первая школа подготовки переводчиков с монгольского языка, в 1745 году - навигацкая школа, откуда выходили будущие подштурманы казенных и купеческих судов, землемеры и учителя. Значимое событие в истории возникновения профобразования произошло в 1838 году: открывается первый и единственный сиропитательный дом для девочек купчихи Елизаветы Медведниковой, в котором преподавали общеобразовательные предметы и обучали «женским» ремеслам (повивальному, бело­швейному, вышивальному, вязальному, шляпочному мастерству). Через 30 лет по инициативе иркутского купца Хаминова открывается сиропитательно-ремесленная школа для мальчиков, которая, к сожалению, стала убыточной, поэтому в 1882 году её присоединили к ремесленно-воспитательному заведению, основателем которого явился иркутский купец Иннокентий Никандрович Трапезников. Важно отметить, что И.Н. Трапезников уделял особое внимание детям из бедных слоев населения губернии, при этом обучение проходило успешно по слесарному, столярному, сапожному и портняжному делам. Во время Первой мировой войны в мастерских заведения выполнялись военные заказы, изготавливались револьверные станки.

 

Рисунок 3. Ремесленное училище (Иркутский техникум машиностроения им. Н. П. Трапезникова)

В послевоенные годы в Сибири уже действовало 200 училищ и школ трудовых резервов, а также сформировались новые типы учебных заведений: открываются промышленные и геолого-разведывательные техникумы, медицинские, педагогические училища, училища культуры и искусства, сельского и лесного хозяйств, транспорта и связи, экономических училищ.

Выпускники внесли огромный вклад в строительстве городов области: Ангарска, Братска, Саянска, Усть - Илимска, Шелехова, а также Ангарского каскада ГЭС.

Сегодня рост популярности СПО связан с широкими возможностями профессионального выбора (колледжи и техникумы региона предлагают обучение более чем по 70 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и более чем по 130 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена).

Почти каждый десятый студент учится по профессиям и специальностям, входящим в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.

В 2020 -21 гг. региональной системе СПО предстоит решить немало задач, обозначенных в национальном проекте «Образование». Реализация целого комплекса намеченных мероприятий по развитию региональной системы СПО на ближайшее время позволит не только укрепить профессиональные образовательные организации, но и повысить престиж рабочих профессий и специальностей, удовлетворить профессиональные запросы молодого поколения и обеспечить региональную экономику квалифицированными кадрами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: