Викторины
1. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
2. Тестирование
3. Просмотры
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать тему.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Учебно-тематический план (1год обучения)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма занятий | Форма Подведения итогов | ||
теория | практика | всего | ||||
Вводное занятие (Круглый стол) | Коллективная | Обсуждение | ||||
Основы изобразительного искусства (штрих, линия, пятно, цвет, тон, пространство) | Коллективная | Обсуждение | ||||
Рисунок с натуры гипсовых тел | Групповая | Просмотр | ||||
Рисунок на компьютере (работа с графическими редакторами) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Живопись бытовых предметов | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Живопись на компьютере с применением текстур | Коллективная | Просмотр, выставка | ||||
Фотокомпозиция (кадрирование изображений) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Линия и ее выразительные Возможности (графика) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Групповая | Просмотр | ||||
Портрет в графике | Индивидуальное | Просмотр, выставка | ||||
Цвет в натюрморте | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Итоговое занятие | Коллективная | Обсуждение | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма занятий | Форма Подведения итогов | ||
теория | практика | всего | ||||
Вводное занятие (Круглый стол) | Коллективная | Просмотр | ||||
Основы изобразительного искусства (штрих, линия, пятно, цвет, тон, пространство) | Коллективная | Просмотр | ||||
Рисунок с натуры гипсовых тел | Групповая | Просмотр | ||||
Рисунок на компьютере (работа с графическими редакторами) | Групповая | Просмотр | ||||
Живопись бытовых предметов | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Живопись на компьютере с применением текстур | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Фотокомпозиция (кадрирование изображений) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Городской пейзаж | Групповая | Композиция по темам (на выбор). | ||||
Изображение предметного мира: натюрморт тематический | Групповая | Практическая работа | ||||
Театр в изобразительном искусстве (эскизы сцен, костюмов, героев) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Сказки легенды, предания(сюжетная композиция) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Итоговое занятие | Коллективная | Обсуждение | ||||
Итого: |
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма занятий | Форма Подведения итогов | ||
теория | практика | всего | ||||
Вводное занятие (Круглый стол) | Коллективная | Обсуждение | ||||
Основы изобразительного искусства (штрих, линия, пятно, цвет, тон, пространство) | Коллективная | Просмотр | ||||
Рисунок с натуры гипсовых тел | Групповая | Просмотр | ||||
Рисунок на компьютере (работа с графическими редакторами) | Групповая | Просмотр | ||||
Живопись бытовых предметов | Групповая | Просмотр | ||||
Живопись на компьютере с применением текстур | Групповая | Просмотр | ||||
Фотокомпозиция (кадрирование изображений) Выразительные возможности на тюрморта | Групповая | Просмотр Просмотр, выставка | ||||
Образ человека - главная тема искусства (наброски, сюжетные композиции) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Рисунок мультфильма (эскизы, героев, развитие сюжета, сцен) | Групповая | Просмотр, выставка | ||||
Живопись | Групповая | Просмотр | ||||
Итоговое занятие | Коллективная | Обсуждение | ||||
Итого: |
Содержание изучаемого курса
Год
Содержание программы 1 года направлено на развитие представлений учащихся об окружающем мире и месте в нём человека, о природе, обществе, культуре, на формирование у школьников представлений о процессах освоения человеком окружающего природного ландшафта в разные исторические периоды. Важное место занимает история развития архитектуры как отражение мировоззрения человека. В тесной связи с окружающей природой, архитектурой, памятниками художественной культуры рассматривается интерьер, костюм, предметы дворянского и крестьянского быта, а так же организация окружающего пространства и его утилитарно – практическая составляющая в зависимости от назначения, в том числе литературная и музыкальные гостиные. Особое внимание уделяется становлению представлений о форме и стили в искусстве.
Самостоятельное творчество учащихся направлено на выполнение индивидуальных и коллективных проектов, макетов, выполненных с учётом взаимосвязей между предметами в заданном пространстве, в том числе с помощью компьютерных программ.
Раздел восприятия произведений изобразительного искусства направлен на формирование представлений о глубинной взаимосвязи «человек – природа – архитектура». Раскрывается взаимообусловленность формы и характера украшения архитектурного сооружения и «вмещающего ландшафта», природных условий, общей экологии. Изучаемые темы дают представление об историческом жанре в изобразительном искусстве, в том числе об историческом портрете, натюрморте, символике в живописи и орнаменте. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Д.Г.Левицкого, В.И. Сурикова, Дж. Моранди, Я. Вермеера Делфтского, М.К. Эшера и др.
Год
В составе программы 2 года обучения содержится несколько глав, которые позволяют учащимся рассмотреть связи изобразительного искусства с наукой. Тема «Наука и искусство» раскрывает процесс художественного творчества, помогает осмыслить и понять символику изобразительного искусства и мифологию. Практическая часть ориентирована на освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности.
Глава «Природа и творчество» биоархитектуре: мотивам природы в застывших формах, природной форме и стилизации, связи природы и дизайна. Большое внимание уделено развитию заинтересованного отношения к природе, природным объектам и функциональности их формы, пространственному расположению объектов в реальной и природной среде.
Работа на уроках направлена на понимание функциональной значимости каждого звена природной структуры. Важной частью этого раздела является рисование с натуры объектов природы, создание зарисовок и этюдов фигуры человека в движении и в статике.
Значительное количество времени выделено на изучение изобразительного искусства в театре; сценографию, создание костюма, грима, оформление афиши, пригласительного билета.
Завершает курс коллективные творческие проекты, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города.
Раздел восприятия представлен именами художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ж.Пьера, К.С. Петрова – Водкина, Андрея Рублёва, П. Пикассо.
Год
В курсе 3года рассматривается и осваивается художественно-образные средства искусства: форма, цвет, пространство мира, особенности восприятие искусства, его понимание и осмысление. Раскрывается понятие импровизации в разных видах искусства, рассматривается взаимосвязи «ритм– мелодия – динамика»; «равновесие – статика – динамика-симметрия», их роль в искусстве. Даётся представление о связи формы и содержания в искусстве. Осваивается взаимосвязь «композиция – конструкция – структура» на плоскости, в объёме, в пространстве.
Большое значение в программе 3 года обучения придаётся самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию их творческой инициативы, креативности и социальности. Предлагаются комплексные развивающие методики развития у школьников стремления к самообразованию в области искусства.
В содержании программы много внимания уделяется взаимодействию искусств, единой природе разных видов художественной деятельности на
уровне художественного образа, художественной формы, пространственности, композиции, эмоционально – образной основе всех видов искусства.
Творческие знания связаны с созданием пластической формы по мотивам других видов искусства.
В темах, связанных с восприятием искусства, нашли отображения понятия исторического времени и пространства, связь времён в искусстве. Формируется представление школьников о том, что художники – это свидетели истории.
Особое внимание следует уделять осмыслению пространственного образа разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, театра, живописи, литературы, музыки; человека в пространстве культуры и времени; зависимости формы, композиции, характера произведения от решаемого пространственного образа. Формируется представление о выражении времени в искусстве: «историческое пространство – человек – среда – искусство». Искусство позиционируется как средство познания и усовершенствования мира.
Основы изучения
Композиция (форэскизы), рисунок (портрет, пейзаж, натюрморт) живопись (цвет, свет)
Основы колористики (понятие о гармонии цвета)
Работа с копированием мастеров живописи (рисунок, живопись)
Композиционное проектирование
Теория истории искусства (изучение западных и русских художников)
Персональные выставки лучших ребят
Посещение выставок («Дома художника»)
Участие в крупных выставках (городские, региональные и т.д.)
Формирование своей библиотеки в вк.
Рисунок:
1.натюрморт гипсовых тел
2.геометрическая композиция
3. рисунок драпировки
4.рисунок домашнего животного
5.рисунок перспективы в компьютерных программах
6.рисунок мультфильма (по принципу кадрирования)
7.рисунок бытовых предметов
8.Рисунок друг друга (портрет,наброски)
Живопись
1.Эскизы на состояние и настроение
2.натюрморт (цветовой и тоновой, приём гризали)
3.Живопись 3 цветами
4.Разработка в цвете авторского знака, логотипа, рекламной вывески
5.Роспись и эскизирование предметов быта
Композиция:
1.Задание на воображение и ассоциации
2.Композиция по сказкам, легендам, преданиям
3.Разработка костюмов (эскизы к театральным сценкам по известным произведениям)
4.Разработка основных приёмов в композиции (динамика, статика, ритм, глубина)
5.мастер классы детей (выпускников студии)
6.мастер классы преподавателя
7.Копирование живописи
8.Беседы об искусстве
9.Встречи с искусствоведами (приглашённый гость из УФ РАЖВиЗ)
10. «Рубрика гость недели» (позирует на портрет для ребят и беседует)
11.просмотр онлайн роликов через интернет (теория +практика)
12.Оформление картин по примеру образцов в музеях и галереях
13.Использование нестандартных техник и материалов (графические планшеты)
14.Знакомство с конкурсами (победители, отбор и анализ работ)
15.Знакомство с Пермскими художниками.
16.Встречи в мастерских.
17.Задание на формирование представлений предметов и пространства (организация учебных постановок)
18.Формирование портфолио каждого ребёнка (лучшие работы, любимые художники, репродукции)
19.Работа с проектором по лекалу (пробы копий на медийных носителях)
20.Рубрика IT технологии в искусстве (просмотр роликов о современных техниках и обработке текстур, печать изображений на различных материалах)
21.Рубрика Мировые выставки (копирование материала)
22.Рубрика я не только художник (знакомство с разнообразными профессиями искусства: мультипликация, моделирование, архитектурное проектирование и т.д.)
Планируемый многоаспектный результат
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Учащийся научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры,
ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного
образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических
искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно- нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни
современного человека;
Язык пластических искусств и художественный образ.
Ученик научится:
• эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты
внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать
геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику;
- различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.
Изобразительная природа фотографии, театра
Ученик научится:
- определять жанры и особенности художественной фотографии, ее
отличие от картины и от нехудожественной фотографии;
- понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
- применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
Мониторинг результатов